Слайд 1«Денежное хозяйство предприятий»
Закирова Элина Рафиковна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансового менеджмента
Слайд 2
Место финансов предприятий в системе финансов
Сущность денежного хозяйства предприятий и его
взаимосвязь с категорией финансы предприятий
Принципы организации денежного хозяйства предприятий
Слайд 3Финансы предприятий
Финансы предприятий – это система денежных отношений по поводу формирования
и использования предприятиями денежных средств (фондов) для производства товаров и услуг; построенная на взаимоотношениях с государством в рамках возложенных на него функций.
Слайд 4Сущность денежного хозяйства предприятий и его взаимосвязь с категорией финансы предприятий
Денежное
хозяйство предприятий – это система денежных отношений по формированию и использованию денежного капитала и потоков денежных средств для осуществления производственной и инвестиционной деятельности с целью укрепления конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса.
Слайд 5Денежный капитал
Денежный капитал – это денежные средства, привлекаемые предприятием с рынка
денежного капитала, из бюджета, а также создаваемые самим предприятием, за счет которых формируется имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности
Слайд 6Денежный капитал предприятия
Собственный
Привлеченный
Заемный
Уставный капитал
Резервный капитал
Добавочный капитал
Нераспределенная
прибыль (НУ)
Амортизация
Устойчивые пассивы
Бюджетные ассигнования
Банковский кредит
Коммерческий кредит
Вексельный кредит
Займы
Лизинг
Слайд 7Взаимосвязь между движением денежного капитала и денежных средств предприятия
2. Использование
денежного
капитала
(текущие расходы
и инвестиции)
4. Формирование
результирующего
денежного потока
по всем видам
деятельности
1. Формирование
денежного
капитала
3. Высвобождение
денежного
капитала
(входящие и исходящие
денежные потоки)
Слайд 8Структура денежного капитала
Собственный капитал;
Заемный капитал;
Привлеченный капитал.
Слайд 9Собственный капитал
Структура собственного капитала:
Уставный капитал;
Добавочный капитал;
Резервный капитал;
Накопленная прибыль (непокрытые убытки)
Слайд 10Заемный капитал
Долгосрочные пассивы
Краткосрочные пассивы
Слайд 11Долгосрочные пассивы
Займы;
Облигационный заем;
Инвестиционный кредит;
Долгосрочный кредит;
Лизинг
Слайд 12Краткосрочные пассивы
Краткосрочные займы и кредиты;
Задолженность по заработной плате;
Задолженность перед внебюджетными фондами;
Задолженность
перед бюджетом;
Коммерческий кредит;
Вексельный кредит.
Слайд 13Структура капитала
ЭФР,% = (1-t)*(Rent K -r)*(ЗК/СК)
Где:
(1-t) – налоговый дефлятор;
t –
ставка налога на прибыль;
(Rent K -r) – дифференциал;
ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал;
Rent K – рентабельность капитала (Rent K= ЧП / СК);
r – ставка ссудного капитала.
Слайд 14Практическая ситуация 1.
Промышленное предприятие занимается производством вспомогательного инструмента.
Операционный цикл составляет
220 дней. Валюта баланса – 1 500 тыс. руб.
Выручка от реализации – 1 200 тыс. руб. Доля внеоборотных активов в структуре баланса составляет 47%.
Коэффициент текущей ликвидности составляет – 1,1.
Ставка ссудного процента – 21% годовых.
Собственный капитал – 300 тыс. руб.
Ставка налога на прибыль – 20%.
Чистая прибыль – 30 тыс. руб.
Охарактеризовать состояние предприятия.
Слайд 15Структура основного капитала
Реальный основной капитал
-действующее амортизируемое имущество
- незавершенные затраты на
строительство
Наматериальные активы
- патенты, лицензии, товарные знаки
Слайд 16Основные средства (Долгосрочные активы)
Земля;
Здания и сооружения;
Производственное оборудование;
Транспорт;
Долгосрочные финансовые вложения;
Нематериальные активы
Слайд 17Источники
воспроизводства ОС
Собственный капитал (амортизация, чистая прибыль);
Долгосрочные кредиты;
Бюджетные ассигнование;
прочие
Слайд 18Способы начисления амортизации
Амортизация (бухгалтерия) — перенесение по частям, по мере физического
износа, стоимости основных средств на стоимость производимого продукта.
Амортизация (финансы) — структура выплат, связанная с погашением финансовых заимствований.
Линейный метод: Na = (1/n)*100%
Где Na – норма амортизации, начисляемая в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;
Нелинейный метод:Na= (2/n)*100%
Где Na – норма амортизации, начисляемая в процентах к остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества;
Слайд 19Показатели движения и использования основных средств
Фондоотдача - выпуск продукции на единицу
стоимости производственных основных фондов:
Где:
В – выручка от реализации;
Сср – среднегодовая стоимость имущества
Слайд 20Практическая ситуация 2
Стоимость объекта лизинга составляет 180 000 руб. Договор заключен на
три года. Срок полезного использования оборудования 10 лет. Линейный способ начисления амортизации.
Условия лизинга:
- комиссионное вознаграждение – 8%;
- плата за кредит – 20% годовых;
- коэффициент ускоренной амортизации – 3;
- доп. услуги отсутствуют.
НДС – 18%.
Рассчитать лизинговый платеж.
Слайд 21Виды лизинга
Финансовый лизинг — такой вид имущественных отношений, при котором предмет
лизинга передается лизингополучателю на срок, соизмеримый по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышающий его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы.
Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
Оперативный лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю.
Слайд 22Схема лизинговой сделки. Схема 1
Слайд 23Схема лизинговой сделки. Схема 2
Слайд 24Основные признаки, характеризующие лизинг:
лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для
передачи его в лизинг Лизингополучателю;
право выбора имущества и его продавца принадлежит Лизингополучателю;
продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг; имущество непосредственно поставляется Лизингополучателю и принимается им в эксплуатацию;
претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок Лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества;
риск случайной гибели и порчи имущества переходит от Продавца к Лизингополучателю после подписания акта приемки-сдачи имущества.
Слайд 252. Структура оборотного капитала
Оборотные средства
оборотные операционные фонды,
фонды обращения (дебиторская задолженность, деньги
в кассе и на расчетном счете)
Краткосрочные финансовые вложения
вложения на денежном рынке (депозитный счет, высоколиквидные ценные бумаги), займы другим предприятиям
Слайд 26
Целью управления оборотным капиталом является определение оптимальных объёма и структуры оборотных
средств, а также источников их финансирования. Для достижения этой цели необходимо определить баланс между объёмом оборотных средств и риском потери ликвидности.
Слайд 28источники воспроизводства оборотного капитала
собственные средства,
устойчивые пассивы,
краткосрочные кредиты банка,
бюджетные ассигнования,
прочие источники.
Слайд 29показатели эффективности использования оборотного капитала
оборачиваемость:
1. коэффициент оборачиваемости =
выручка от реализации/средние
остатки оборотных средств
2. длительность одного оборота оборотных средств =
кол-во дней в периоде/ коэффициент оборачиваемости
Слайд 30показатели эффективности использования оборотного капитала
коэффициент абсолютной ликвидности =
денежные средства +
быстрореализуемые ценные бумаги/краткосрочные обязательства
коэффициент текущей ликвидности = текущие активы/текущие пассивы
Слайд 31показатели эффективности использования оборотного капитала
доля труднореализуемых активов в общей величине текущих
активов =
труднореализуемые активы /текущие активы
соотношение трудно- и легкореализуемых активов = труднореализуемые активы/текущие активы – труднореализуемые активы
Слайд 33управление оборотными производственными фондами и запасами готовой продукции
нормирование оборотных средств
оптимизация партии
поставки сырья
оптимизация партии готовой продукции
Слайд 34
Управление оборотными производственными фондами и запасами готовой продукции включает в себя
определение минимальной потребности в оборотных средствах и управление запасами.
Определение минимальной потребности в оборотных средствах означает нахождение их плановой величины с целью обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции.
Планированию подвергаются только оборотные производственные фонды и часть фондов обращения – готовая продукция. Полученная при расчетах сумма минимальной потребности в оборотных средствах (на месяц, квартал, год) должна быть профинансирована за счет собственных источников предприятия. Только в этом случае производство продукции и услуг будет непрерывным, а финансовое состояние предприятия - устойчивым.
Слайд 35Управление запасами
Для управления запасами их группируют по уровню значимости. При этом
применяют АВС-анализ. Согласно данному методу запасы сырья и материалов делятся на 3 категории:
А – ценные виды сырья, которые требуют практически ежедневного учета и контроля.
В – виды сырья, которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации.
С – широкая номенклатура малоценных видов сырья и материалов, расходуемых редко, но закупаемых партиями.
Обычно сырье и материалы категории А занимают до 60 %, категории В – до 30 %, С – до 10 % удельного веса в общей номенклатуре сырья и материалов. По группе А и В рассчитывают оптимальный размер партии поставки сырья и оценивают страховой запас. Контроль за группой С включает лишь инвентаризацию, проводимую по срокам, устанавливаемым самим предприятием.
Слайд 36Оптимальный размер партии поставки сырья определяется на основе модели Уилсона:
где Q
– оптимальный размер партии поставки сырья;
S – величина расхода конкретного вида сырья, необходимая для производства в год (квартал, месяц).
O – стоимость выполнение одного заказа (затраты по размещению заказа, доставке, приемке товаров).
С – размер текущих затрат по содержанию единицы товара (хранение, страховка, требуемый уровень прибыли на инвестируемый капитал).
Слайд 37Периодичность поступления партий сырья по формуле:
где P – периодичность поступления
партий сырья (раз/год (квартал, месяц)).
S – величина расхода конкретного вида сырья, необходимая для производства в год (квартал, месяц).
Q – оптимальный размер партии поставки.
Оптимальный размер партии поставки позволяет минимизировать затраты по размещению, доставке, приемке и хранению сырья и материалов.
Слайд 38управление дебиторской задолженностью
управление сомнительными долгами
управление безнадежными долгами
Слайд 39управление сомнительными долгами
учет дебиторов, установление характера ДЗ
инвентаризация сомнительных долгов по срокам
(до 45 дней, 45-90 дней, более 90 дней)
создание резерва по сомнительным долгам
Слайд 40управление безнадежными долгами
учет дебиторов,
установление характера ДЗ анализ ДЗ по срокам
и суммам (с использованием АВС - анализа)
оценка вероятности безнадежных долгов и реальной стоимости ДЗ:
расчет взвешенного старения счетов дебиторов
оценка вероятности безнадежных долгов
определение суммы безнадежных долгов
определение реальной стоимости ДЗ
Слайд 41оценка вероятности, суммы безнадежных долгов и
определение реальной стоимости ДЗ
Слайд 42управление безнадежными долгами
4. выбор методов управления ДЗ:
создание резерва по сомнительным долгам
контроль
за соотношением ДЗ и КЗ
гибкая система оплаты
скидки при досрочной оплате счета
факторинг
Слайд 43управление безнадежными долгами
5. выбор методов управления ДЗ:
страхование сделки
использование гарантий и поручительств
использование
залога и заклада
форфейтинг
стимулирование отдела сбыта за снижение ДЗ
Слайд 44Схема факторинговой операции
1
5 3 2 4
Поставщик
Покупатель
Фактор
Слайд 45Практическая ситуация 2.
Оборотные активы составляют 3 000 000 руб. Доля дебиторской задолженности
составляет в структуре оборотных активов 50%.
Условия факторинга:
- резерв - 20%;
- комиссионное вознаграждение – 2%;
- плата за кредит – 10% годовых;
- договор о переуступке заключен на 6 мес.
Рассчитать эффективную стоимость факторинга.
Слайд 46собственные оборотные средства
СОС = ТА – ТП
СОС > 0
СОС < 0
Слайд 47собственные оборотные средства
СОС = ТФП + ДА
Слайд 48Текущие финансовые потребности
ТФП опер. = З + ДЗ – КЗ
где З
– запасы сырья и готовой продукции;
ДЗ – величина дебиторской задолженности;
КЗ – величина кредиторской задолженности.
Слайд 49текущие финансовые потребности
ТФП = Запасы + ДЗ-КЗ
ТФП > 0
ТФП < 0
Слайд 50Текущие финансовые потребности представляют собой величину собственных оборотных средств, уменьшенную на
сумму денежных средств. Определяются они по следующей формуле:
ТФП = СОС – ДС
где СОС – собственные оборотные средства (текущие пассивы, превышающие потребности в текущих активах);
ДС – денежные средства предприятия.
Слайд 51
текущие финансовые потребности предприятия с учетом его производственной деятельности и внереализационных
операций, текущие финансовые потребности (ТФП) предприятия определяются следующим образом:
ТФП = ТФП опер. + ТФП внереал.
где ТФП внереал. – текущие финансовые потребности внереализационного характера.
Слайд 52В развернутом виде эта формула имеет следующий вид:
ТФП = З +
ДЗ – КЗ + КФВ – КК
где КФВ – краткосрочные финансовые вложения и прочие активы, за исключением денежных средств;
КК – краткосрочный кредит, полученный предприятием.
Слайд 53Формула для определения длительности финансового цикла (ФЦ):
ФЦ = ПЦ + ПОДЗ – ПОКЗ
где ПЦ – длительность производственного цикла;
ПОДЗ – период оборота дебиторской задолженности;
ПОКЗ – период оборота кредиторской задолженности.
Слайд 54
Потребность предприятия в финансировании оборотных средств будет меньше при увеличении кредиторской
задолженности, а с ростом дебиторской задолженности она возрастает. Сокращение производственного цикла за счет улучшения технологии, повышения производительности оборудования также положительно влияет на экономию оборотных средств за счет ускорения их оборота.
Слайд 55
Практическая ситуация 5.
Принятие финансовых решений по управлению оборотным капиталом предприятий
Слайд 56Минимальная потребность в денежных активах для осуществления текущей производственной деятельности предприятия
в планируемом периоде определяется по формуле:
ДАmin = ПРда /Ода
где ДАmin – минимальная потребность в денежных активах для осуществления текущей производственной деятельности предприятия за период (год, квартал, месяц);
ПРда – предполагаемый объем платежного оборота по текущим операциям в предстоящем периоде;
Ода – оборачиваемость денежных активов в аналогичном по сроку отчетном периоде (исчисляется в разах и может быть откорректирована с учетом планируемых мероприятий по ускорению оборачиваемости оборота денежных активов).
Слайд 57Сумма возможного срочного изъятия денежных средств для вложения в финансовые инструменты
определяется по формуле:
И = Впл * (Оср / Вф)
где И – сумма изъятия денежных средств из хозяйственного оборота;
Впл.- ожидаемая выручка от реализации продукции (услуг) предприятия за период (год, квартал, месяц);
Вф – фактическая выручка от реализации продукции за соответствующий период (год, квартал, месяц);
Оср – средний остаток средств на счете предприятия за соответствующий прошлый период (год, квартал, месяц).
Слайд 58политика управления оборотным капиталом
консервативная
агрессивная
умеренная
Слайд 59
результаты агрессивной и консервативной политики управления оборотным капиталом предприятия
Слайд 60Управление ликвидностью и платежеспособностью
Коэффициент абсолютной ликвидности;
Коэффициент текущей ликвидности;
Коэффициент мгновенной ликвидности
Слайд 61Формирование бюджета денежных средств
Ск = Сн + П – О
Где
Ск
– остаток денежных средств на конец периода;
Сн - остаток денежных средств на начало периода;
П – приток денежных средств;
О – отток денежных средств
Слайд 62План движения денежных средств общества
Слайд 63Практическая ситуация 4.
Оптово-торговое предприятие.
Выручка от реализации продукции поступает 10-го
и 25-го числа каждого месяца (равными частями) в размере 150 тыс. руб. Расчеты с поставщиками за поставленную продукцию производятся 5 и 15 числа каждого месяца и составляют 80 тыс. руб. Пятого числа каждого месяца согласно договору вносится аванс в размере 20%. Фонд заработной платы (вкл. отчисления) составляет 60 тыс. руб. Заработная плата выплачивается 7 и 21 числа каждого месяца. Двадцатого числа выплачивается авансовая часть заработной платы в размере 40%. Коммунальные услуги в расчете 100руб./ кв.м. оплачиваются 16 числа каждого месяца. Общая площадь здания – 40 кв.м.
Доходы от оказания транспортных услуг составляют в месяц 5 000 руб., и поступают 21 числа каждого месяца. Доходы от сдачи в аренду цокольного этажа поступают в последний день каждого месяца в размере 17 000 руб. Проценты к уплате по овердрафту составляют 650 руб.
Слайд 64Виды прибыли на предприятии в целях налогового учета
Для налогового учета
формируют пять видов прибыли:
прибыль (убытки) от производства и реализации, которая определяется как разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав и расходами, связанными с производством и реализацией;
внереализационная прибыль (убыток), которая определяется как разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами.
Слайд 65Внереализационными доходами признаются следующие доходы:
1. от долевого участия в других организациях;
2.
в виде процентов и иных санкций, полученных за нарушение договорных обязательств;
3. от сдачи имущества в аренду;
4. в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);
5. в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
6. в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности;
7. в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
8. в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации и другие.
Слайд 66Методы планирования прибыли
Прибыль можно спланировать двумя методами:
прямого счета;
аналитическим.
Метод прямого счета
основан на определении разницы в результате и затратах для получения данного результата. Он применяется для исчисления пяти видов прибыли.
Аналитический метод применяется для обоснования управленческих решений по ассортиментной, сбытовой, инвестиционной политике с целью получения большего размера прибыли при меньших затратах. Данный метод применим лишь к расчету прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
Расчет прибыли аналитическим методом проводится отдельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция – это та, которая уже производилась предприятием, несравнимая – это принципиально новый вид продукции, готовящийся к выпуску.
Слайд 67Расчет плановой прибыли по сравнимой товарной продукции проходит по следующим этапам:
определение
базовой прибыли и рентабельности продукции;
определение объема товарной продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года;
исчисление прибыли на товарный выпуск;
выявление влияния факторов, воздействующих в планируемом году на размер прибыли;
выявление влияния на прибыль остатков готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода.
Слайд 68Формирование прибыли
Выручка от реализации
Переменные затраты
Валовая прибыль
Постоянные расходы
Прибыль от продаж
+ Результат
от прочих доходов и расходов
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль
Чистая прибыль
Слайд 70Рентабельность
Уровень рентабельности продаж услуг, % =
= чистая прибыль / выручка
Слайд 71Стоимость предприятия
Стоимость предприятия = ЧП / WACC,
Где:
ЧП – чистая
прибыль;
WACC – средневзвешенная стоимость капитала.
Слайд 72Структура затрат
Структура издержек
По характеру
использования
в процессе
производства
По характеру
применения
в
связи
с выпуском
продукции
По
характеру
происхождения
По форме
присвоения
к отдельным
продуктам
Издержки на материалы
издержки на заработную
плату
амортизация и т. п.
- постоянные издержки
- переменные издержки
- прямые издержки
- косвенные издержки
Слайд 73На крупных предприятиях рассчитывается 4 вида себестоимости продукции
Издержки
на
производ-ство
продукции
“-” Затраты
на работы и усл,
не вкл. в валовую
продукцию
“+ , -”
Изменение
остатков
расходов
будущих
периодов
1. Себестоимость валовой продукции
“+, -”
Изменение
остатков
незавершенного
производства
2. Производственная себестоимость
товарной продукции
“+” Внепроиз
-водствен
расходы
3. Полная себестоимость товарной продукции
4. Полная себестоимость реализуемой продукции
“+” Остатки
ГП на начало
периода
“-” Остатки
ГП на КП
Слайд 74классификация затрат предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
характер изменения
в связи с выпуском продукции:
постоянные,
переменные
Слайд 75Постоянные затраты
Постоянные затраты - затраты, которые не зависят от величины объёма
выпуска. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.
Слайд 76Состав переменных затрат
Проценты
Налоги на имущество предприятия,
Амортизационные отчисления
Арендные платежи
Зарплата
управленческого персонала
Оплата охраны
Слайд 77Переменные затраты
Переменные затраты — затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов
продукции. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.
Слайд 78Примерами переменных прямых затрат являются:
Расходы на сырьё и основные материалы;
Затраты
на энергию, топливо;
Заработная плата рабочих, осуществляющих производство продукции.
Слайд 79методы
планирования себестоимости
«стандарт-кост»,
«директ-кост»,
«точка безубыточности»
Слайд 80метод «стандарт-кост»
основан на применении нормативов при учете постоянных затрат, распределении затрат
и калькулировании себестоимости,
позволяет контролировать отклонения фактических затрат от стандартов,
преимущество состоит в возможности расчета калькуляции себестоимости для определения оптимальной цены, более точного планирования прибыли.
Слайд 81Калькулирование себестоимости
Калькулирование себестоимости – это процесс отнесения затрат непосредственно на
их носители в расчете на единицу продукции (работ, услуг). Ими могут быть отдельные продукты, услуги, направления деятельности. Отличие калькуляции себестоимости от сметы затрат состоит в том, что калькуляция составляется на единицу какой-либо продукции, а в смете затрат указываются все затраты на производство по их статьям. Такими статьями являются: материалы, заработная плата, амортизация, общецеховые, общезаводские расходы и т.п.
Слайд 82метод «директ-кост»
основан на учете и планировании только переменных затрат, постоянные накапливаются
на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на счет «Прибыли и убытки»,
преимущество состоит в определении переменной себестоимости и маржинального дохода по продуктам, которые при отсутствии нормативов затрат минимально искажают вклад продукта в покрытие постоянных затрат и получение прибыли предприятием.
Слайд 83Анализ безубыточности
Маржинальный доход (вклад на покрытие постоянных расходов) = выручка –
переменные расходы
Точка безубыточности (шт.) = постоянные расходы /
маржинальный доход на 1 штуку
Точка безубыточности (руб.) = безубыточный объем * среднюю цену
Запас финансовой прочности, % = (выручка от реализации – безубыточный объем продаж)/ выручка от реализации
Операционный рычаг = маржинальный доход / прибыль
затраты
Постоянные затраты
график «точки безубыточности»
Слайд 85Оперативное планирование деятельности предприятия
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия,
результаты которого оформляются системой бюджетов.
Создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.
Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации.
Слайд 86Задачи бюджетирования
обеспечение текущего планирования;
обоснование затрат предприятия;
создание базы для
оценки и контроля планов предприятия;
исполнение требований законов и контрактов.
Слайд 87Платежный календарь
Оперативное планирование денежного потока на определенный период осуществляется путем составления
платежного календаря в рамках бюджета движения денежных средств на основании текущего состояния платежей, заключенных контрактов, подписанных договоров и фактических обязательств.
Платежный календарь представляет собой план движения денежных средств в краткосрочной перспективе (неделя-месяц), отражающий все виды деятельности предприятия (основную, финансовую, инвестиционную), утвержденный руководством в рамках лимитов и возможностей предприятия.
Слайд 88Задачи платежного календаря
Не допускать кассовых разрывов и невыполнения обязательств компании
перед контрагентами.
Не допускать расходования средств свыше утвержденных сумм.
Управлять ликвидностью компании (оборачиваемость ДЗ и КЗ; запасов).
Слайд 89Последовательность подготовки документов
Подготовка операционного бюджета;
Подготовка финансового бюджета.
Слайд 90Перечень операционных бюджетов
бюджет продаж;
бюджет производства;
бюджет производственных запасов;
бюджет
прямых затрат на материалы;
бюджет производственных накладных расходов;
бюджет прямых затрат на оплату труда;
бюджет коммерческих расходов;
бюджет управленческих расходов;
прогнозный отчет о прибыли.
Слайд 91Перечень финансовых бюджетов
инвестиционный бюджет;
бюджет денежных средств;
прогнозный баланс.
Слайд 92Сбалансированность бюджета
Составление сбалансированного бюджета — это процесс поиска оптимального соотношения
между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов.
При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе — отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.
Слайд 93Критерии сбалансированного бюджета
бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты,
в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
рентабельность собственного капитала;
конкурентоспобность (пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов; агрессивная политика).
Слайд 94Критерии сбалансированного бюджета
Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план,
зависит от целей компании. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов компании (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень финансового левереджа.
При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.
Слайд 95Дополнительная справочная информация
Резерв ликвидности = Остаток денежных средств на конец периода/
Выручка, %
Инвестиции в оборотный капитал = изменение ДЗ – изменение КЗ
Слайд 96Практическая ситуация 1.
Ключевые показатели эффективности:
чистая прибыль компании не должна быть
меньше 15 000 руб.;
превышение денежных поступлений над выплатами — не меньше 6% от общей суммы поступлений (резерв ликвидности).
Возможные изменения в кредитной политики для достижения KPI:
при снижении отсрочки оплаты поставщикам на 10 дней компания получит скидку в размере 0,5% по сырью и прочим прямым расходам и, наоборот, при увеличении отсрочки на каждые 10 дней поставщики увеличивают цену на 0,5%;
снижение дебиторской задолженности на 10 дней при увеличении скидки до 1 руб. с ед. продукции.
Слайд 97
Прямые затраты — это расходы строго целевого назначения, они находятся в
прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление. Такие затраты включают в себестоимость единицы продукции с помощью метода прямой оценки (оплату труда рабочих, расходы на эксплуатацию строительных машин, материалы.
Слайд 98Бюджет продаж
бюджет должен отражать месячный или квартальный объем продаж в
натуральных и стоимостных показателях;
бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
Слайд 99Бюджет производства
Бюджет производства - это производственная программа, которая
определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).
Ответственное лицо: начальники цехов основного производства; коммерческая (обеспечивающая) служба
Слайд 100Бюджет производства
Рассчитывая программу производства на предстоящий период, предприятие учитывает следующие бизнес-прогнозы:
Расчеты
с покупателями по основной и прочей деятельности;
Складские запасы формируют нормативный прирост продукции для обеспечения страхового запаса и устанавливают сверхнормативные запасы;
Незавершенное производство используется для выпуска продукции, находящейся в незавершенном производстве на начало года;
Производственные мощности определяют приоритетность производственного оборудования и максимальные мощности по выпуску продукции
Слайд 101Бюджет производства
Прогноз запасов готовой продукции влияет на правильное формирование производственной программы,
рассчитываемой с учетом спроса на продукцию, имеющихся остатки на складе и производственных мощностей
План производства = Спрос на продукт – Остаток продукта на н.п. + количество продукта, необходимое для формирования нормативного страхового запаса на складе
Слайд 102Бюджет производства
Размер незавершенного производства в стоимостном выражении:
НЗП = (Тц*Стп*Кн.з.)/Дп
Тц – длительность производственного цикла, дни;
Стп – себестоимость выпуска товарной продукции;
Кн.з. – коэф. нарастания затрат;
Дп количество дней в плановом периоде
Слайд 103Бюджет производства
Бюджет производства опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение
или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:
Запасы готовой продукции на начало периода + Планируемый объем производства продукции
Слайд 104Бюджет производства
Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый объем
продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода.
Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода.
Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции.
Слайд 105Бюджет прямых затрат на материалы
Бюджет прямых затрат на материалы –
это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.
Коммерческие риски: завышение расходных коэффициентов и т.д.
Слайд 106Бюджет затрат на материалы
бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе
производственного бюджета и бюджета продаж;
объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы;
в дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.
Слайд 107Бюджет затрат на оплату труда
Бюджет затрат на оплату труда –
это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.
БПЗОТ подготавливают исходя из бюджета производства, сведений производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала
Слайд 108Бюджет затрат на оплату труда
Важным моментом разделение ФОТ производственного персонала на
условно переменные и условно постоянные расходы:
Переменная зависит от объема
Постоянная часть представляет гарантированный минимум
Слайд 109Бюджет затрат на оплату труда
Укрупненно-плановый фонд оплаты труда:
ФОТ = ср. списочная
численность раб. * ср. з/пл 1 работающего в плановом периоде
Диффернецированный способ расчета ФОТ осуществляется по отдельным центрам затрат с последующим суммированием
Слайд 111Расчет численности основных рабочих
Число рабочих = (количество рабочего оборудования *
число необходимых рабочих для обслуж. оборудования * сменность работ) / коэффициент номинально фонда рабочего времени
Слайд 112Стоимость одного нормо-часа
Стоимость одного нормо-часа, руб = ФОТ (руб.) / фонд
рабочего времени (чел/час) =
231 840 руб./2016 чел/час = 48,17 чел./час.
Слайд 113Бюджет производственных накладных затрат
Бюджет производственных накладных затрат – это количественное
выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.
Слайд 114Бюджет производственных накладных затрат
Общепроизводственные расходы могут включать в себя переменную и
постоянную часть:
Переменную часть устанавливают как норматив (например, от трудозатрат основных производственных рабочих);
Постоянную часть – исходя из потребностей производства
Слайд 115Постоянная часть производственных затрат
Содержание и эксплуатация оборудования;
Амортизация;
Текущий ремонт производственных основных средств;
Аренда
производственного оборудования;
Постоянная часть заработной платы;
Дополнительные выплаты производственным рабочим (оплата простоев)
Слайд 116Переменная часть производственных затрат
затраты на энергоресурсы необходимые для приведения в движение
производственного оборудования, машин, механизмов;
расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами;
размер вышеуказанных расходов может зависеть от объема производства или трудозатрат, переменная часть заработной платы
Слайд 117Бюджет производственных накладных затрат
Норматив переменных накладных расходов установлен на 1 час
работы основных производственных рабочих (например, 70 руб/час).
Одному часу труда производственных рабочих соответствует:
Итого накладных затрат /Затраты труда основного персонала (час) = 321 112 руб./2016 чел./час.=
159 руб. общепроизводственных затрат
Слайд 119Бюджет коммерческих расходов
Уровень коммерческих расходов = Коммерческие расходы / объем продаж
Допустимое
значение – 10%
Ответвленное лицо: коммерческий директор
Слайд 120Бюджет управленческих расходов
Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в
котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.
Слайд 121Бюджет управленческих расходов
затраты на содержание АУП;
отопление и освещение помещений непроизводственного
назначения;
услуги связи;
налоги;
проценты по полученным кредитам
Слайд 122Расчет фактической себестоимости
Если у предприятия нет незавершенного производства, то себестоимость единицы
продукции определятся двухступенчатым калькулированием:
С 1 = производственные затраты / количество произведенной продукции
С 2 = управленческие и коммерческие расходы / количество реализованной продукции
Полная себестоимость = С1+С2
Слайд 123Прогнозный отчет о прибылях и убытках
Прогнозный отчет о прибылях и
убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.
Слайд 124Прогнозный отчет о прибылях и убытках
Прогнозный отчет о прибылях и убытках
составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.
Слайд 125Анализ безубыточности
«Точка безубыточности» (шт.) = постоянные расходы /
маржинальный доход на 1
штуку
«Точка безубыточности» (руб.) = «Точка безубыточности» (шт.) * средняя цена
Маржинальный доход = выручка – переменные расходы
Запас финансовой прочности, % = Объем реализации – точка безубыточности / объем реализации
Операционный рычаг, % = маржинальный доход / прибыль
Слайд 126Бюджет денежных средств
Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий
будущие платежи и поступление денег.
Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования.
Кассовый разрыв;
Риск платежеспособности;
Резерв ликвидности, % = остаток денежных средств / всего приток денежных средств =
= 1 041 600 / 71 360 = 7%
(Допустимое значение не менее 5%);
Слайд 127Бюджет денежных средств
Основой для построения БДДС является прогноз объема продаж;
Поступления от
текущей деятельности рассчитывают в том числе с учетом изменений в кредиторской и дебиторской задолженности.
Слайд 128Основная задача бюджета денежных средств
Обеспечение стабильной платежеспособности;
Проведение эффективной политики в
сфере привлечения заемных средств
Слайд 129Прогнозный баланс
Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит
информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.
Слайд 130Прогнозный баланс
Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых
руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия).
Прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период.
Слайд 131Типичные ошибки при построении системы бюджетирования
Неучастие топ-менеджмента компании в постановке
целей и разработке основных методологических аспектов
Разработка громоздких форматов отчетов
Попытка рассчитать «как можно больше» показателей
Отсутствие процедур исполнения бюджета, неверные сроки в регламентах планирования
Несоблюдение процедур и регламентов бюджетирования
Ложное мнение: «Бюджетирование — функция только финансового или планово-экономического отдела»
Слайд 132Этапы формирования годового бюджета компании
1. Определение общих целей и задач компании.
2. Определение целевых значений ключевых показателей деятельности и нормативов для подразделений.
3. Формулировка и утверждение предположений.
4. Подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений — центров ответственности и подразделений — функциональных центров.
5. Консолидация бюджетов в сводные бюджеты компании.
6. Рассмотрение планов мероприятий и бюджетов на заседании бюджетного комитета, согласование изменений и утверждение бюджета.
7. Доведение бюджетных показателей до исполнителей.
Слайд 133Мониторинг за исполнением сводного бюджета
Признаки эффективности работы предприятия
Рост собственного капитала;
Темпы
роста выручки превышают темпы роста активов предприятия;
Эффективная (допустимая) модель задолженности;
Ресурсоотдача > 1;
Финансовое состояние хорошее.
Слайд 134Инструменты
Инвестиционный кредит
Финансирование оборотных активов
Изменения в кредитной политике
Гибкое планирование накладных затрат
Расчет дисконтированных
потоков денежных средств в прогнозном периоде
Расчет величины амортизационных отчислений от стоимости оборудования при использовании метода уменьшаемого остатка балансовой стоимости ОС
Слайд 135Например
Продажа трудно-реализуемых активов
Пересмотреть условия оплаты труда
Увеличение объема производства
Снижение постоянных расходов (через
амортизацию)
Увеличение ДЗ (переуступка)
Слайд 136Ставка дисконтирования
Ставка дисконтирования – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих
потоков доходов в единую величину текущей стоимости.
Слайд 138Гибкое планирование накладных затрат
Гибкое планирование накладных затрат – это едина система
взаимосвязанных текущих планов, позволяющих постоянно управлять состоянием накладных издержек.
Рассчитать норматив накладных затрат
Определить базовый показатель (объем производства; фонд рабочего времени)