Бюджетная система. Федеральный бюджет презентация

Содержание

Краткое содержание лекции Бюджет как социально-экономическая категория и его роль в развитии страны. Государственная бюджетная политика. Федеральный бюджет как основа бюджетной системы. Структура доходов федерального бюджета. Состав и структура расходов федерального

Слайд 1Лекция 1-2017. Бюджетная система. Федеральный бюджет.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: доктор экономических наук, профессор кафедры

Экономика и финансы общественного сектора Пронина Л.И.

Слайд 2Краткое содержание лекции
Бюджет как социально-экономическая категория и его роль в развитии

страны. Государственная бюджетная политика. Федеральный бюджет как основа бюджетной системы. Структура доходов федерального бюджета. Состав и структура расходов федерального бюджета. Федеральный бюджет на 2017 год т плановый период 2018- 2019 годы. Проект Федерального бюджета на 2018 год т плановый период 2019- 2020 годы.




Слайд 3 Нормативные акты и программные документы
Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об

общих принципах организации законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации»( с изм. и доп.)
Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
.Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.




Слайд 4Нормативные акты и программные документы
Федеральный закон от 19.12.2016 №415-ФЗ « О

Федеральном бюджете на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годы
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании Российской Федерации"
Указ Президента РФ « Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 января 2017 года №13(


Слайд 5Список рекомендуемой литературы
Пронина Л.И. Государственные и муниципальные финансы. УМК, 3

издание переработанное и дополненное.М., изд. « Научная библиотека, 2016.
2..Пронина Л.И. Модернизация социальной инфраструктуры общественного сектора. УМК, ,Брянск., изд. « Ладомир», 2013.
3.Пронина Л.И. Разграничение полномочий. Финансовый аспект .Ж.Бюджет, №8 2012
4.Пронина Л.И О некоторых вопросах совершенствования финансирования местного самоуправления. Ж.Финансовый бизнес, № 6 2012


Слайд 6Список рекомендуемой литературы
Пронина Л.И. Государственные и муниципальные финансы. УМК, 3 издание

переработанное и дополненное.М., изд. « Научная библиотека, 2016.
Пронина Л.И. Разграничение полномочий. Финансовый аспект .Ж.Бюджет, №8 2012
Пронина Л.И Федеральный бюджет на 2017– 2019 годы и изменения в налоговом законодательстве Ж.Практика муниципального управления, м1,2017
Пронина Л.И Федеральный бюджет на 2017-2019 годы: возможно ли стимулирование экономического роста?" Ж.Экономика и управление: проблемы, решения №12,т.3, 2016 г.


Слайд 7Список рекомендуемой литературы
гПронина Л.И О направлениях налоговой политики на плановый период

2017- 2019 гг., актуальных для местных бюджетов, с.с 221-234 «Местное самоуправление в современном обществе.» Сборник статей Изд. Пермского национального исследовательского политехнического института,2017г..
Пронина Л.И Новации законодательства повлияют на доходы местных бюджетов в 2018 год Ж.Практика муниципального управления, №8,2017.
Пронина Л.И Регионы и муниципалитеты: проблемы, реформирование, финансирование в современных условиях России . Ж.Экономика и управление: проблемы, решения №8,т1, 2017 г




Слайд 8Бюджет
планирование является первой сущностной характеристикой бюджета как категории.
Вторая сущностная характеристика

бюджета связана с появлением бюджетного права, т.е. права одобрения бюджета со стороны представительной власти.

Слайд 9Бюджет
Бюджет как социально-экономическая категория представляет собой денежные отношения, которые возникают у

государства с субъектами хозяйства (фирмами и домашними хозяйствами) в процессе образования и распределения фонда денежных средств в ходе производства, распределения и использования валового продукта (ВВП) для целей социального, экономического и территориального развития.

Слайд 10Регулируя бюджетные взаимосвязи государство реализует бюджетную политику. Специфические черты бюджета как

социально-экономической категории выражаются в следующем:

бюджет представляет собой систему централизованных фондов в рамках государственных и муниципальных финансов, которая обладает особым набором количественных и качественных характеристик – концентрацией существенного объема ресурсов (от одной до двух третей ВВП в развитых странах), масштабностью межотраслевого и межтерриториального их перераспределения;
возможностью выравнивать доходы различных групп населения и т.д


Слайд 11Бюджет
Содержание бюджета как социально-экономической категории раскрывается через его функции: распределительную (перераспределительную)

или регулирующую, фискальную, контрольную.

Слайд 12Распределительная функция бюджета
Распределительная функция бюджета имеет экономическую и социальную составляющие.

Экономическая составляющая проявляется в существенном влиянии на ключевые пропорции отраслевого, межотраслевого и межрегионального развития путем распределения и перераспределения бюджетных ресурсов, воздействии как на основные пропорции общественного воспроизводства, так и макроэкономические параметры.

Слайд 13Социальная составляющая регулирующей функции бюджета
Социальная составляющая регулирующей функции бюджета выражается,

во-первых, в выравнивании доходов между территориями, а также различными группами населения. Во-вторых, – в обеспечении доступности потребления населением основных общественных благ в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной деятельности и т.д.


Слайд 14Фискальная функция бюджета
Фискальная функция бюджета, содержание которой традиционно понималось как

обеспечение ресурсами государства с помощью форм внеэкономического принуждения (налогов), существенно изменяется в современных рыночных условиях. Экономической теорией доказана опасность снижения общей экономической эффективности при чрезмерном налогообложении, вызванном даже самыми благими целями

Слайд 15Контрольная функция бюджета
Контрольная функция бюджета призвана решать задачи эффективного расходования

ограниченных финансовых ресурсов, объективно отражая направления формирования и расходования бюджетных средств в рамках выбранных государством стратегических и тактических приоритетов.


Слайд 16Регулирующая функция бюджета
Регулирующая функция бюджета, влияющая на параметры общественного воспроизводства,

как и экономическая деятельность и её результаты для всех секторов национального хозяйства отражаются в системе национальных счетов (СНС). Показатели СНС, в основе которых лежат сводные счета ВВП, капиталовложений, доходов и расходов государственных и муниципальных учреждений, организаций, внешнеэкономических операций используются для анализа динамики общественного воспроизводства.

Слайд 17Финансово-бюджетные взаимосвязи
Финансово-бюджетные взаимосвязи базируются на движении денежных потоков, которое отражается

в системе национальных счетов и различаются по шести секторам: органы государственного управления, нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные организации, финансовые и страховые организации, некоммерческие организации, домашние хозяйства.

Слайд 18Аксиома бюджетной политики
Бездефицитность, сбалансированность бюджета является аксиомой бюджетной политики. В

основе этих характеристик лежит государственное регулирование экономики и финансовых отношений.

Слайд 19Основные принципы бюджетного финансированя
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными

принципами которого являются:
·достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
·целевой характер использования бюджетных ассигнований;
·предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
·безвозвратность бюджетных ассигнований.

Слайд 20Основные задачи в области государственных расходов
·сокращение числа федеральных целевых программ для

обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;
·снижение расходов на содержание госаппарата;
·продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;
·повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;
·усиление контроля за использованием бюджетных средств;
·приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.

Слайд 21Расходы федерального бюджета РФ
Расходы федерального бюджета РФ делятся
По роли в процессе

воспроизводства
  По функциональному назначению
Осуществление расходов федерального бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
целевой характер использования бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
безвозвратность бюджетных ассигнований.



Слайд 22Повышение эффективности государственных расходов
Для решения задачи по повышению эффективности государственных расходов

в рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, в финансовой системе РФ проводится подготовительная работа по внедрению программно-целевого принципа организации деятельности органов государственной власти и подготовки к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Слайд 23Повышение эффективности государственных расходов
При этом в рамках подготовки перехода к «программному

бюджету» с 2012 года введена новая классификация видов расходов федерального бюджета, обеспечивающая, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами. При этом с 1 января 2012 года существенно изменился состав видов расходов классификации расходов федерального бюджета, структура их кодов и порядок применения

Слайд 24Повышение эффективности государственных расходов
В качестве законодательной меры в Бюджетный кодекс Российской

Федерации были внесены изменения, касающиеся введения новой бюджетной классификации и перехода к программному бюджету. В частности, предоставлено право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, как и федеральному бюджету, переходить на программную структуру, что означает введение новых целевых статей расходов и группировку по государственным программам, и одновременно введение одинаковых, единых для всей бюджетной системы видов расходов.

Слайд 25Повышение эффективности государственных расходов
Одновременно ведется работа по консолидации субсидий в рамках

государственных программ с тем, чтобы сократить их количество. И в идеале, преследуется цель иметь в рамках государственной программы только одну субсидию - на поддержку соответствующей программы субъекта Федерации с очень существенным расширением самостоятельности субъекта Федерации в определении направлений, на которые эта субсидия может направляться.

Слайд 26Повышение эффективности государственных расходов
Кроме вышеназванных мер предполагается удлинить горизонт бюджетного планирования

и составить прогноз социально-экономического развития на период не только до 2020 года , но и до 2030 года, а также долгосрочной бюджетной стратегии, которая будет определять объемы расходов по основным направлениям государственной политики.

Слайд 27Финансирование социальных затрат за счет федерального бюджета
финансирование социальных затрат за

счет федерального бюджета еще более значительно: межбюджетные трансферты, на которые выделяется около 1/3 федерального бюджета, направляются преимущественно на цели социального характера (трансферты и дотации государственным внебюджетным фондам и трансферты регионам на цели бюджетного выравнивания и достижение сбалансированности бюджетов территорий).

Слайд 28Налоги - основной вид доходов федерального бюджета
В соответствии со статьей 17

части 1 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога. 

Слайд 29Виды налогов
Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги  предполагают непосредственное

изъятие части дохода налогоплательщика ( налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др).
Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).

Слайд 30Перечень федеральных налоов
Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины,

налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых ( НДПИ ), водный налог и др.

Слайд 31Инвестиционный фонд
В 2006г. впервые создается инвестиционный фонд в сумме 69,7

млрд. рублей с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом. Однако проблемы возникают с механизмами реализации и исполнения инвестиционных средств этого фонда, а также значительно более крупного стабилизационного фонда.

Слайд 32основным резервом увеличения доходов федерального бюджета является
содействие структурной перестройке экономики России,

переходу ее на инновационный путь развития, внедрение новых достижений науки и техники;
содействие преодолению кризисных явлений в экономике страны, создание условий для устойчивого развития экономики Российской Федерации, ее субъектов, приоритетных отраслей и видов деятельности;
повышение качества жизни населения Российской Федерации, обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод.


Слайд 33Финансирование дефицита федерального бюджета
Финансирование дефицита федерального бюджета планируется осуществлять преимущественно

за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. При этом, в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета возрастает роль государственных заимствований.

Слайд 34сохраняется сложившаяся традиция концентрации ресурсов бюджетной системы на федеральном уровне.
В

то время как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования без учета межбюджетных трансфертов прогнозируется на уровне 36,4%, 36,2% и 36,3% соответственно. Это во многом предопределяет большой удельный вес межбюджетных трансфертов в составе расходов федерального бюджета.

Слайд 35межбюджетные трансферты местным бюджетам
финансовое положение муниципальных образований в значительной степени зависит

не от их собственных усилий, а от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, размеров межбюджетных трансфертов и налоговых доходов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, а также эффективности и обоснованности механизмов их распределения между бюджетами муниципальных


Слайд 36поступления от местных налогов
В совокупности поступления от местных налогов составляют только

несколько процентов от всех собственных доходов местных бюджетов (4,0% от земельного налога и 0,5% от налога на имущество физических лиц). Основная часть налоговых доходов местных бюджетов по-прежнему формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на администрирование которого органы местного самоуправления не могут оказывать какого-либо влияния.


Слайд 37Формирование новой модели экономического развития
формула новой модели экономического развития может быть

такова: инновации-инвестиции- инфраструктура- интеллектуальный капитал.


Слайд 38Федеральный бюджет на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годы


объем ВВП на 2017год вырастет на 0,2 % и составит 86,8 триллиона рублей,
а инфляция не превысит 4 процентов
. Общий объем доходов бюджета ожидается на уровне 13,4 триллиона рублей,
расходов - 16,2 триллиона.
Дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 2,74 триллиона рублей. В 2018 году -1,9 триллиона рублей, в 2019-м - 1,1 триллион. В в 2020 году дефицит составит один процент ВВП. На уровне 0,7 процента ВВП он стабилизируется в период с 2030 по 2034 год.


Слайд 39Доходы Федерального бюджета. Изменение налогового законодательства в целях роста налоговых доходов.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в федеральный бюджет на 2017 год прогнозируется в объеме 3 285 497,7 млн. рублей (3,78% к ВВП)
, на 2018 год -в объеме 3 339 098,6 млн. рублей (3,62% к ВВП),
на 2019 год -в объеме 3 471 254,7 млн. рублей (3,51% к ВВП).
Таким образом, доля НДПИ в в виде углеводородного сырья в федеральном бюджете снижается.


Слайд 40Доходы Федерального бюджета. Изменение налогового законодательства в целях роста налоговых доходов.

Возрастает роль ненефтегазовых доходов. Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2017 год прогнозируется в сумме 600 379,8 млн. рублей (0,7 % к ВВП), н
а 2018 год, -в сумме 637 350,0 млн. рублей (0,69% к ВВП), что на 36 970,2 млн. рублей и на 6,2% больше суммы, прогнозируемой на 2017 год ,
на 2019 год -в сумме 693 352,6 млн. рублей (0,7% к ВВП), что на 56 002,6 млн. рублей или на 8,8% больше суммы, прогнозируемой на 2018 год .


Слайд 41Доходы Федерального бюджета. Изменение налогового законодательства в целях роста налоговых доходов.
В

период 2017-2019 годов поступления по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации будут увеличиваться и составят 2 899 511,8 млн. рублей в 2017 году (3,3% ВВП),
3 237 093,1 млн. рублей в 2018 году (3,5% ВВП)
и 3 582 381,3 млн. рублей в 2019 году (3,6% ВВП).


Слайд 42Изменение налогового законодательства в целях роста налоговых доходов.
Отчисления налога на прибыль

организаций в федеральный бюджет увеличены на 1 процентный пункт-с 2 до 3 % при сохранении ставки 20%
. Эта сумма достигает 121 млрд. рублей, из которых 100 млрд. рублей будет отдано в фонд финансовой поддержки регионов для поддержки наиболее проблемных из них, 20 млрд. рублей предусматривается для поощрения регионов, которые обеспечивают высокий уровень роста.
При этом Минфин поднял требования к регионам. Субъекты РФ будут заключать обязывающие соглашения с Минфином, где будут заявлять о создании рабочих мест и об увеличении инвестиций. Это должно стимулировать субъекты РФ и муниципалитеты к созданию собственной доходной базы.


Слайд 43Изменение налогового законодательства в целях роста налоговых доходов.
Изменяется порядок возмещения НДС.

Так в соответствии с Федеральным законом №401-ФЗ устанавливается получение налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Данная норма улучшает положение налогоплательщиков, но приведет к снижению поступлений от НДС в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.


Слайд 44Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
бюджет 2018—2020 годов — это будет

бюджет роста. Бюджет на 2017—2019 годы носил восстановительный и компенсационный характер в связи с кризисом и естественной стагнацией в 2014—2015 годах. А проект бюджета на предстоящую трёхлетку будет бюджетом роста, то есть будут целевые замеры для разгона экономики до приемлемых темпов роста — 3,5% ВВП в год».


Слайд 45Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
Наличие как минимум трех приоритетов нового

бюджета, Первый – ориентация на стимулирование инвестиционной активности в экономике посредством расширения возможностей льготного кредитования малого и среднего бизнеса, развития механизма государственно-частного партнерства. Второй – развитие цифровых технологий. Третий – сохранение социальной направленности бюджета через стимулирование строительства социальной инфраструктуры, расширение социальной защиты и поддержки отдельных групп населения»,


Слайд 46Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
Согласно базовому сценарию этого документа, ВВП

России в 2018 году вырастет на 2,1%, в 2019-м — на 2,2%, а в 2020-м — на 2,3%.
Инфляция на этот период ожидается на уровне 4%, как и в 2017 году.
По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2018 году составит 1,4% ВВП, но в 2019 и 2020 годах этот показатель сократится до 0,9% и 0,8% ВВП соответственно.
Минфин рассчитывал его параметры исходя из невысокой цены на нефть российской марки Urals: $40,0 за баррель в 2018 году и $42,4 за баррель в 2020-м. 


Слайд 47Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
Расходы. В ближайшие два года общие

параметры расходов бюджета увеличены на 300 млрд рублей (на 2018 год) и 200 млрд рублей (на 2019 год) по сравнению с расходами бюджета 2017—2019 годов.
Основной объём расходов предусматривается к направлению на социальную сферу — это 36,4%, оборону — 29%, национальную экономику — 14,7%. Вот три основных структурных направления трат федерального бюджета»


Слайд 48Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
По статье «Здравоохранение» расходы казны в

2018 году составят 438 млрд рублей. Но в 2019-м они снизятся до 404 млрд рублей, зато в 2020-м — вырастут до 473 млрд рублей.
Аналогичная ситуация и с тратами на образование. В 2018 году на эти цели предусмотрено 626 млрд рублей, в 2019-м расходы снизятся до 624 млрд рублей, но в 2020-м увеличатся и составят 636 млрд рублей.


Слайд 49Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
без бюджетного финансирования остаётся программа «Цифровая

экономика»..
Если общая ситуация кардинально не поменяется, то с 2020 года мы сможем наращивать обязательства — причём постоянные. На это будут ресурсы. В 2020 году сможем нарастить обязательства на сумму более 500 млрд рублей. при условии цены на нефть в $40 за баррель и отказа от траты резервов


Слайд 50Проект федерального бюджета иа 2018-2020 годы
Доходы. проект бюджета не предусматривает

повышение налогов в ближайшую трёхлетку, однако они рассчитывают на рост поступлений за счёт улучшения их администрирования.
По оценкам главы Минфина, в 2018 году доходы бюджета вырастут на 630 млрд рублей. Уже в этом году казна получит дополнительные доходы на 623 млрд рублей от нефти и газа. Именно эти средства, будут направлены на финансирование дефицита бюджета 2018 года.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика