Слайд 1Экономика
Лектор: Красова Елена Викторовна, доцент кафедры
международного бизнеса и финансов, ауд.
1506.
Тел.: 240-41-93
Структура курса экономики:
Раздел 1. Введение в экономику
Раздел 2.Основы микроэкономики
Раздел 3. Основы макроэкономики
Слайд 2Рекомендуемая литература
для теоретического обучения
Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учебник
для студентов. - М. : Омега-Л, 2011. - 684 с. : ил.,табл. - (Высшее экономическое образование).
Бардовский В. П.Экономика: учебник для студентов вузов / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 672 с.: ил.
Басовский Л. Е. Экономическая теория: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 375 с.
Борисов Е. Ф. Экономика: учебное пособие для студентов вузов. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
Дубровская Е. С. Экономика: учебник для студентов вузов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
Камаев В. Д. Экономическая теория: краткий курс : учебник для студентов вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. - 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 384 с.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для студентов вузов. - М.: КНОРУС, 2011. - 312 с. - (Для бакалавров).
Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебник. – 6-е изд. – М.: Маркет ДС, 2010. – 368 с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – 2-е изд., - М.: Норма, 2009. – 576 с.
Пушкарева В. М. Экономика. Словарь: учеб. пособие для подготовки бакалавров по направл. "Экономика" для всех профилей. - М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2012. - 232 с.
Симкина Л. Г. Микроэкономика: учебное пособие для студентов. – М.: КНОРУС, 2012. - 360 с. - (Для бакалавров).
Экономическая теория: учебник для студентов вузов / [авт. кол.: В. В. Богданов, Т. Г. Бродская, В. В. Громыко и др. ; под общ. ред. А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой]. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 747 с.
Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
Жирным выделены очень рекомендуемые учебники
Слайд 3Рекомендуемая литература для практического обучения
Бардовский В. П. Экономика. Практикум: учебное пособие
для студентов вузов / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 288 с. : ил.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для студентов вузов. - М.: КНОРУС, 2011. - 312 с. - (Для бакалавров).
Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебник. – 6-е изд. – М.: Маркет ДС, 2010. – 368 с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – 2-е изд., - М.: Норма, 2009. – 576 с.
Пушкарева В. М. Экономика. Словарь: учеб. пособие для подготовки бакалавров по направл. "Экономика" для всех профилей. - М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2012. - 232 с.
Сборник задач по микроэкономике. К курсу микроэкономики Р.М. Нуреева. – М.: Норма, 2008. – 432 с.
Экономическая теория: практикум / [сост.: О. В. Гетман, Е. В. Горбенкова, В. В. Комиссарова и др.; под общ. ред. Е. В. Горбенковой]; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2011. - 272 с.
Слайд 4Структура раздела 1 «Введение в экономику»
Тема 1. Предмет и метод экономической
науки
Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества. Потребности и ресурсы
Тема 3. Производственные возможности общества
Тема 4. Формы общественного хозяйства и экономические системы
Тема 5. Отношения собственности
Тема 6. Основы рыночного хозяйства
Слайд 5Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Содержание темы:
Понятия политической экономии,
экономики, экономикс.
Предмет экономической теории. Место экономической теории в системе общественных наук. Основные функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая.
Понятия микроэкономики и макроэкономики.
Этапы развития экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.
Позитивная и нормативная экономика.
Методология экономической теории.
Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение.
Методы познания экономических процессов: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, антиномия.
Понятия проблемы, гипотезы, теории, корреляции, модели.
Основные логические ошибки: подмена причины и следствия, перенос частного на общее, «после этого» - не значит по причине этого».
Допущение «при прочих равных условиях».
Слайд 6Тема 1
Эволюция понятий
Слово «экономика» происходит от греческих слов «oikos» - дом,
хозяйство; «nomos» - правило, закон. Означает принципы управления домашним хозяйством. Предложено Ксенофонтом, использовалось Аристотелем.
Термин «политическая экономия» появился в 1615 г. в книге Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии». Означает общественное устройство. Рассматривался как наука управления национальным хозяйством.
Термин «Экономикс» возник в конце XIX века в результате выхода книги Альфреда Маршалла в 1891 г. «Принципы экономикс». Означает систему положений экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях механизмы поведения хозяйствующих субъектов, осуществления бизнеса и экономической политики.
Термин «Экономическая теория» («Экономика») имеет статус одной из фундаментальных общественных наук, возникшей в результате необходимости познания законов хозяйственной деятельности людей во все времена.
Слайд 7Современные значения понятия «Экономика»
Экономика – это хозяйство в широком смысле слова,
или созданная человеком система жизнеобеспечения, удовлетворения потребностей. В эту систему включены предметы, явления и отношения между людьми, используемые в целях обеспечения жизни и удовлетворения потребностей.
Экономика – это общественная наука, изучающая поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении благ в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
Экономика – это исторически определенная система отношений между людьми, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Тема 1
Слайд 8Тема 1
Предмет экономики
Сложен и разнообразен, так как сложна и многообразна хозяйственная
деятельность людей. Различные определения экономической теории раскрывают ее предмет с разных сторон, потому что берутся различные аспекты жизнедеятельности человека.
Предметом исследования является:
поведение людей как хозяйствующих субъектов, то есть их деятельность, осуществляемая в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
или (иными словами) система отношений между людьми и их группами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Слайд 9Тема 1
Объектом исследования являются экономические явления и процессы, происходящие в обществе.
Сферой
исследования является экономическая жизнь, или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность людей.
Слайд 10Тема 1
Субъекты экономики
Три типа хозяйствующих субъектов:
Физические лица (отдельные индивидуумы, домохозяйства, потребители,
население)
Юридические лица (фирмы, предприятия, организации)
Государство
Слайд 11Тема 1
Главные задачи экономики как науки:
раскрыть сущность экономических процессов и явлений;
показать
их взаимосвязь и взаимообусловленность;
выявить мотивы и механизмы экономического поведения людей, особенности их отношений между собой в процессе хозяйственной деятельности.
Слайд 12Тема 1
Место теоретической экономики в системе общественных наук
Экономическая теория – одна
из общественных наук, наряду с историей, философией, психологией, социологией, правом, политологией и др., изучающая определенную плоскость общественной жизни.
Экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса экономических наук:
- конкретно-экономических (экономика отраслей, предприятий, стран, регионов и т.д.);
- историко-экономических (история экономики, история экономических учений и т.д.);
- функциональных (бухучет, финансы, маркетинг, банковское дело и т.д.);
- межотраслевых (экономическая география, демография, экономическая информатика);
- аналитических (статистика, анализ хозяйственной деятельности, эконометрика и т.д.).
Слайд 13Тема 1
Практическая значимость экономической теории
Экономическая теория:
Не учит о том, как стать
богатым;
Не дает готовых решений житейских проблем;
Не ставит целью создать идеальное общество;
Не претендует на монополию истины.
Экономическая теория:
Предлагает инструменты и методы познания действительности;
Помогает принять правильные (рациональные) решения;
Формирует экономический образ мышления, расширяет кругозор и систематизирует знания об обществе;
Лежит в основе экономической политики.
Слайд 14Тема 1
Функции экономической теории
Познавательная : описание, обобщение и систематизация экономических фактов,
процессов и явлений.
Методологическая: разработка методов, средств и инструментов научного анализа экономических процессов и явлений.
Практическая: определение и обоснование наиболее рациональных действий в сложившейся экономической ситуации; разработка методов рационального хозяйствования.
Прогностическая: научное предвидение хода социально-экономического развития на обозримое будущее.
Слайд 15Тема 1
Экономика исследует экономические процессы и явления на разных уровнях. В
зависимости от масштаба изучаемых явлений выделяют:
Микроэкономику, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (индивидуумов, потребителей, фирм, организаций, рынков, отраслей);
Макроэкономику, которая изучает принципы и законы функционирования национальной экономики в целом;
Мезоэкономику, которая изучает экономическое поведение определенных подсистем национальной экономики или групп отраслей народного хозяйства;
Мировую экономику, которая изучает особенности и закономерности функционирования экономик всех стран как единого экономического организма.
Слайд 16Тема 1
Позитивная экономика (позитивный анализ) – раздел экономического анализа, рассматривающий экономические
процессы, факты и явления, происходящие в действительности, объясняющий, как функционирует экономика, каким образом решаются основные экономические задачи. Впервые такой подход предложил М.Фридмэн.
Нормативная экономика – раздел экономического анализа, изучающий, что и как должно быть в экономике. Нормативный анализ необходим для разработки экономической политики, т.к. дает рекомендации хозяйствующим субъектам. Отражает экономические и морально-психологические оценки экономических явлений.
Слайд 17Тема 1
Методология экономики – наука о методах изучения экономических явлениях, хозяйственной
жизни.
В методологии выделяют диалектико-материалистический подход, решающий научные проблемы на основе объективного анализа, характеризующего сущность явлений, взятых в реальности и в развитии (эмпирический позитивизм).
Методы – инструменты, приемы и способы изучения экономических процессов и явлений.
Слайд 18Тема 1
Общая классификация методов экономической теории
Слайд 19Тема 1
Всеобщие (философские) методы
Метафизический метод используется
для исследования экономических процессов в стационарном
состоянии, то есть в покое и неизменяемости.
Диалектический метод используется для исследования хозяйственных процессов в движении, в развитии.
Слайд 20Тема 1
Общенаучные методы
Исторический метод предполагает рассмотрение
экономических процессов на разных этапах их
исторического
развития.
Логический метод позволяет применить законы и
формы правильного мышления, с помощью которых
достигается истинность высказываемых суждений и
умозаключений.
Метод единства исторического и логического —
построение исторической цепочки возникновения и развития общественных явлений с целью
определения чёткой, логически обоснованной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.
Слайд 21Тема 1
Формальная логика -
изучение мысли со стороны ее структуры и формы.
Первый метод познания, основан Аристотелем.
Основные категории формальной логики:
понятие фиксирует мысль о предмете изучения;
суждение – утверждение (либо отрицание) чего-либо;
умозаключение – взаимосвязь суждений на основе мышления, когда из исходного суждения получается вывод.
Слайд 22Тема 1
Основные законы формальной логики
закон тождества: каждая мысль (суждение) должна иметь
строго определенное содержание (Аристотель)
закон противоречия: две противоположные мысли об одном предмете, взятом в одном времени и в одном отношении, не могут быть истинными (Аристотель)
закон исключенного третьего: из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном времени и в одном отношении, одна обязательно истинна (Аристотель)
закон достаточного основания: любое истинное суждение должно быть обосновано другими истинными суждениями (Г.Лейбниц)
Слайд 23Тема 1
Логические методы
Анализ — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи,
свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности.
Синтез — целенаправленный процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего.
Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
Сравнение — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.
Аналогия — умозаключение в котором исходя из внешней подобности
предметов по одним признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам.
Слайд 24Тема 1
Антиномия – это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют
равную силу и имеют логически равноправное обоснование
Вселенная конечна – Вселенная бесконечна
Бог существует – Бог не существует
Апория – вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Апории Зенона
Парадокс – ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Слайд 25Тема 1
Проблема – четко сформулированный вопрос, возникший в процессе познания
Гипотеза –
научно обоснованное предположение о возможных причинах или связях явлений или процессов.
Доказательство – обоснование истинности одного суждения при помощи других суждений
По способу: прямое и/или косвенное
По основанию: эмпирическое и/или теоретическое
По результату: истинное или ложное
Слайд 26Логические ошибки — это примеры ложной аргументации
Основные логические ошибки:
Ad hominem («к
человеку»). Атака на личность авторитета, а не на его компетентность.
Ad ignorantiam («к невежеству»). Аргументация, которая доказывает, что утверждение истинно, поскольку не было показано, что оно ложно.
Ad misericordiam («к жалости»). Апелляция к жалости в качестве довода.
Ad populum («к толпе»). Призыв согласиться с мнением толпы либо какого-либо авторитета «Все так думают (делают)!».
Non sequitur («не следует»). Приход к выводу, который не является логическим заключением из имеющихся фактов.
Ложная дилемма - предположение, что в рассматриваемом случае имеется всего две противоположных возможности, тогда как их много.
Перенос частного на общее
Подмена тезиса
После этого значит вследствие этого ( post hoc ergo propter hoc )
Перепутывание причины и следствия
Истина посередине. Утверждение о том, что между двумя противоположными точками зрения возможен искусственный компромисс, в тех случаях, когда этот компромисс невозможен, либо не имеет смысла.
Тема 1
Слайд 27Тема 1
Специфические методы
Экономическая психология изучает экономическое сознание и мышление людей.
Экономико-математические методы
(математика, программирование, кибернетика, эконометрика) повышают научную обоснованность анализа экономических явлений.
Экономическая статистика — измерение экономических показателей на протяжение определённого периода времени и выявление корреляционных зависимостей между случайными на первый взгляд явлениями.
Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономического явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.
Экономическое моделирование — формализованное описание (или создание, физическое или виртуальное ) копии реального процесса или явления с выделением его важнейших объективных свойств. Модель – упрощение действительности.
Слайд 28Тема 1
Примеры экономических экспериментов в истории
Мероприятия Ф. Тейлора по повышению
производительности труда и организации заработной платы на угледобывающем предприятии в 1890-х гг.
Психологические эксперименты под руководством Э. Мэйо (1924-1932 гг.) на фабрике «Вестерн Электрикс» в США с целью выяснить факторы, наиболее сильно влияющие на производительность труда рабочих.
Социальная программа Г. Форда (1914-1920 гг.), направленная на повышение платежеспособности рабочего класса, улучшение условий жизнедеятельности рабочих за счет установления им более высокой заработной платы и существенного улучшения условий труда.
Создание «народного банка» для справедливого обмена французского экономиста П. Прудон (1849 г.).
Проведение новой экономической политики в России в 1921 г., предусматривавшей развитие товарно-денежных отношений, оживление деятельности частных предприятий при сохранении регулирующей роли государства.
Рыночные реформы в России в начале 1990-х гг. на основе шоковой терапии.
Слайд 29Тема 1
Экономико-математическое моделирование
Функциональные зависимости (функции) устанавливаются на основе анализа статистических данных
и отражают строго определенную зависимость одной переменной от другой. Функции отражаются тремя основными способами:
аналитическим (в виде таблицы)
формализованным (в виде формулы)
графическим (в виде графика)
Для экономического анализа важно:
знать виды функций и формы их графиков (положительный, отрицательный наклон)
уметь находить производные функций и с их помощью максимумы функций
уметь решать системы уравнений
Слайд 30Тема 1
Основные направления (школы) экономической мысли
Канонизм
Меркантилизм
Физиократы
Классическая школа
Марксизм
Маржинализм
Неоклассическое направление
Кейнсианство
Монетаризм
Институционализм
Теория человеческого капитала