Слайд 1К. М. Англичанов
Центр фискальной политики
Необходимость обоснования инвестиций
в государственном секторе
Слайд 2Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
План выступления
Определение роли государства
Экономические критерии отбора проектов
Методы обоснования инвестиций
Анализ «издержки-выгоды»
Пример оценки проекта по строительству моста
Слайд 3Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
1. Роль государства
Необходимо определить роль государства в каждом секторе
экономики:
Являются ли государственные капитальные расходы (инвестиции) и государственная собственность необходимой формой участия государства
Определение функций федеральной, региональной и местной власти
Слайд 4Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Роль государства
Правительство в рыночной экономике занимается теми проблемами, которые
не решет рынок («сбои рыночного механизма») и проблемами перераспределения, соразмерно финансовым возможностям
Характер участия государства в решении отдельных задач определяется четкими экономическими критериями
Объективным руководством для оценки целесообразности участия государства как в инфраструктурных секторах, так и в социальной сфере служат различные варианты анализа «издержки-выгоды» (cost benefit analysis)
Слайд 5Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Схема принятия решений при оценке государственных программ
Основание отсутствует
Основание существует
Выполнение
работ
силами сторонних организаций
Субсидии
Регулирование
Обеспечение
Общественных благ
Слайд 6Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
2. Критерии отбора проектов
Анализ «издержки-выгоды» является инструментом, который позволяет
принимать инвестиционные решения применительно к конкретным проектам, делая правильный выбор между различными направлениями использования ресурсов. Это осуществляется путем выявления и оценки издержек и выгод таким образом, чтобы это позволяло оценить их последствия с точки зрения реализации целей развития страны/региона.
Анализ «издержки-выгоды» позволяет оценить издержки и выгоды проекта и привести их к общему знаменателю. Если выгоды превышают издержки (учитывая, что оба показателя выражены в дисконтированном виде), то проект является приемлемым; если это не так, проект следует отклонить.
Слайд 7Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Компоненты анализа проекта
Финансовый анализ
Экономический анализ
Анализ рисков
Слайд 8Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Компоненты анализа проекта
Финансовый анализ определяет:
Общую финансовую жизнеспособность и устойчивость
проекта – чистая приведенная стоимость (NPV) и т.д.
Возможность обслуживания долга
Экономический анализ определяет:
Экономические основания проекта
Экономическую жизнеспособность проекта
Анализ рисков позволяет:
Определить различные «зоны» рисков
Определить влияние изменений переменных факторов риска на экономическую и финансовую жизнеспособность проекта
Слайд 9Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
3. Анализ «издержки-выгоды»
Анализ «издержки-выгоды» призван помочь удостовериться в том,
что никакое альтернативное использование ресурсов, которые должны быть потреблены в рамках данного проекта, не принесло бы лучших результатов с точки зрения реализации задач страны/региона
Таким образом, проект будет отобран для финансирования если:
где,
NPV - чистая приведенная стоимость проекта
Слайд 10Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Чистая приведенная стоимость - NPV
Где:
Bt – выгода от проекта, получаемая
в год t
Ct – издержки, возникающие в год t
r – ставка дисконтирования
n – количество лет, в течение которых проект предположительно будет приносить прибыль
t - определенный год реализации проекта
Слайд 11Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Экономический анализ
Экономический анализ сходен с финансовым анализом, поскольку также
оценивает прибыльность инвестиций. Однако концепция финансовой прибыли отлична от концепции социальных выгод, рассматриваемой в рамках экономического анализа. Финансовый анализ определяет денежную прибыль, извлекаемую организацией, а задача экономического анализа – оценить результат проекта с точки зрения выполнения фундаментальных экономических и социальных целей
Эти различные концепции отражаются в виде различных статей, представляющих собой издержки и выгоды, а также отражаются в оценке таких издержек и выгод
Слайд 12Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Ключевые шаги для анализа социальных выгод и издержек
(i) определение
издержек и выгод
(ii) оценка издержек и выгод
(iii) выбор и формулирование ограничений
(iv) подход к рискам и факторам неопределенности
(v) выбор процентной ставки для целей дисконтирования будущих издержек и выгод
(vi) выбор правил принятия решений по принятию/отклонению проектов
Слайд 13Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Анализ проектов решает задачи
Обеспечения финансовой (бюджетной) устойчивости проекта
Обеспечения высокой
вероятности создания позитивного экономического эффекта, в результате реализации проекта
Определения источников и значения рисков
Разработки оптимальных договоров, платежных договоренностей и налогово-бюджетных регламентаций
Определения основных «заинтересованных сторон», на которых будет влиять инвестиционное решение или ход реализации проекта
Слайд 14Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Зачем нужен анализ проектов?
Расчет финансовой и экономической отдачи или
только финансовой чистой приведенной стоимости (NPVфин) является явным упрощением
Обычно фактическая реализация проекта редко совпадает с ожидаемыми результатами
В чем отличительная особенность проекта?
Кто является выгодополучателем в результате реализации проекта и насколько именно?
Каков фискальный эффект проекта?
Каковы риски, связанные с чистыми выгодами, получаемыми «заинтересованными сторонами»?
Учитываются ли в проекте цели борьбы с бедностью?
Слайд 15Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Проведение анализа заинтересованных сторон
Различия в результатах финансового и экономического
анализов проекта позволяют определить степень влияния на «заинтересованные стороны»
Обязательно выполнение следующего условия для каждой переменной, формирующей цену:
Экономическая стоимость
с экономической ставкой дисконтирования
=
Финансовая стоимость
с экономической ставкой дисконтирования
+
Сумма стоимости внешних эффектов
с экономической ставкой дисконтирования
Слайд 16Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Чистая приведенная экономическая стоимость
NPVфин
PVoTI
PVoNBC
PVoNLB
=
Чистая приведенная экономическая стоимость (NPVэкон)
Чистая приведенная
финансовая стоимость (NPVфин)
Приведенная стоимость
налогового воздействия (PVoTI)
Приведенная стоимость чистых выгод потребителей (PVoNBC)
Приведенная стоимость чистых выгод фактора труда (PVoNLB)
=
+
+
+
Слайд 17Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Формула расчета чистой приведенной экономической стоимости
NPVэкон - чистая приведенная
экономическая стоимость
NPVфин - чистая приведенная финансовая стоимость
PVext - сумма приведенных стоимостей внешних эффектов
эк.ст.диск - экономическая ставка дисконтирования
Слайд 18Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Оценка степени влияния проекта
на «заинтересованные сторон»
Сравнение экономической и
финансовой стоимостей позволяет определить кто «выигрывает», а кто «проигрывает» в результате реализации проекта
Почему проект строительства моста Ямуна такой успешный?
Слайд 19Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
4. Строительство моста «Бангабанду Ямуна»
Слайд 20Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Общая информация о мосте Ямуна
Мост Ямуна соединяет более обособленный
север Бангладеш с остальной территорией страны
Этот мост, протяженностью 4,8 км является самым протяженным в Южной Азии и впервые в истории соединяет два берега 5-ой по величине реки мира. Река Ямуна делит Бангладеш на восточную и западную части.
Этот проект, оценивающийся в 900 млн. долларов, был профинансирован правительством Бангладеш и представляет одно из великих инженерных достижений . Также были привлечены средства Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития и Японского Фонда международного экономического сотрудничества, причем каждый из ко-спонсоров предоставил 200 млн. долларов.
По многоцелевому мосту проходит 4-х полосное движение автотранспорта, двойные железнодорожные пути, силовые электро- кабели, газопровод и оптоволоконные текоммуникации.
В 1999 г. в среднем мост пересекает более 2200 автомобилей ежедневно. Объем торгового и сервисного оборота по оценкам увеличится к 2010 г. в более чем 3 раза.
С ростом транспортного потока сбор платы за проезд превысил запланированный объем.
На 30 января 1999 г. фактический суммарный сбор составил 276 млн. така (план - 260 млн. така).
Слайд 21Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Общая информация о мосте Ямуна
До строительства моста фрукты и
овощи, выращенные в северо-западном регионе очень часто повреждались и портились при транспортировке до рынков сбыта на другой стороне реки Ямуна. За счет сокращения времени транзита мост позволил фермерам в северозаподном регионе получить преимущество в виде дополнительных доходов от продажи на рынке с\х продукции.
Строительство моста принесло экологические выгоды. Ширина реки Ямуна в районе Калихати (место строительства) сократилась с 12 до 4,8 км, что позволило сэкономить миллионы на противоэрозионных мероприятиях, защищавших землю и дома от водной стихии. Недавнее исследование показало, что 70 % земель, прилегающих к р. Ямуна удалось сохранить от эрозии за счет «канального» эффекта от строительства моста.
Электро- и газоснабжение являющееся частью проекта позволит привлечь более дешевые источники энергии. Это поможет контролировать обезлесение и будет способствовать промышленному развитию северо-запада.
Мост открывает новые возможности для торговли с пограничными государствами. Он позволит восполнить одно из недостающих звеньев в Азиатской автостраде и Трансазиатской железной дороге.
Слайд 22Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Инвестиционный проект - мост «Бангабанду Ямуна»
В миллионах така
Чистая приведенная
финансовая стоимость (NPVфин) 642.5
Чистая приведенная
экономическая стоимость (NPVэкон) 7,775.0
Слайд 23Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Задача состояла в том, чтобы плата за проезд по
мосту
была ниже существовавшей платы за паром
Распределение чистых выгод проекта м/у «заинтересованными сторонами» (млн. така)
Инвестиционный проект - мост «Бангабанду Ямуна»
Слайд 24Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
7774,9 = 642,5 + 7132,3
Уравновешенный баланс
Слайд 25Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Плата за проезд, экономическая эффективность и влияние на основные
«заинтересованные стороны»
Средства направляемые на обслуживание долга составляют около 10 % от общей суммы заимствованных на реализацию проекта средств. В случае финансирования проекта за счет налогов в вмененные издержки были бы выше.
В случае удвоения размера оплаты за проезд средства, направляемые на обслуживания долга, составят приблизительно 20 % от собранных средств.
Установление низкой оплаты за проезд по мосту для пассажиров автобусов, а также производителей и потребителей грузов согласуется со стратегией предоставления максимальных выгод от пользования мостом беднейшим группам в обществе.
Слайд 26Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Центр фискальной политики -
Планирует систематизировать опыт по обоснованию государственных
инвестиций и предлагать услуги как по применению анализа «издержки-выгоды», так и по обучению этому методу
Слайд 27Центр фискальной политики
www.fpcenter.ru
Примеры разработанных методик обоснования инвестиций
Руководство по применению анализа «издержки-выгоды»,
1998, Секретариат Совета Казначейства Канады, Оттава, Канада
(Benefit-cost analysis guide, 1998, Treasury Board of Canada Secretariat, Ottawa)
Пособие по экономическому анализу инвестиционных проектов, 1998, Всемирный Банк, Вашингтон, США
(Handbook on economic analysis of investment operations, 1998, World Bank, Washington, D.C)
Практическое руководство по оценке проектов: социальный анализ «издержки-выгоды» в развивающихся странах, 1978, Издательство ООН, Нью-Йорк
(Guide to Practical Project Appraisal: Social Benefit-Cost-Analysis in Developing Countries, 1978, United Nations Publications, New York)