Слайд 21. ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ФИНАНСЫ - совокупность экономических отношений, возникающих в
процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
Различают:
Государственные (процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля)
Корпоративные (принципы и механизмы эффективного управления денежными средствами экономических субъектов)
Личные (принципы и механизмы эффективного управления денежными средствами индивида (домохозяйства))
Слайд 31. ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ - важнейший финансовый документ страны.
Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Государственный бюджет имеет силу закона и утверждается на 1 финансовый год, с планом на последующие два финансовых года. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный проце́сс.
Слайд 41. ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Государственный бюджет оказывает влияние на основные экономические
показатели:
Объем производства
Инвестиции
Реальные доходы
Уровень безработицы
Величина денежной массы
Уровень процента
Валютный курс
Государственный долг
Инфляция
Слайд 51. УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА – совокупность государственных бюджетов всех уровней.
В
РФ имеется три уровня бюджетной системы:
Федеральный бюджет, включает в себя источники доходов и статьи расходов общегосударственного значения
Бюджеты Субъектов РФ, включает в себя региональные источники доходов и программы регионального развития
Местные бюджеты, включают в себя местные источники доходов и программы местного развития
Слайд 62. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РФ
Государственный бюджет выполняет следующие важнейшие функции:
Регулирует
денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
Легально контролирует действия правительства
Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства
Слайд 72. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РФ
единства бюджетной системы РФ;
разграничения доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости); достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Слайд 83. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы формируются за счет:
налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
доходов целевых бюджетных фондов.
В зависимости от источника структура доходов бюджета РФ по последним годам имеет следующий вид: налоговые (84%), неналоговые (7%) и из безвозмездных поступлений (9%)
Слайд 93. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Расходы государственного бюджета — это денежные средства,
направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
военные;
экономические;
на социальные нужды;
на внешнеполитическую деятельность;
на содержание аппарата управления.
Укрупненно государственные расходы также условно подразделяют на государственные закупки и социальные трансферты
Слайд 103. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Доходы государственного бюджета:
Налоги на доходы юридических
и физических лиц
Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
Поступление косвенных налогов и акцизов
Пошлины и неналоговые сборы
Региональные и местные налоги
Расходы государственного бюджета:
Промышленность
Социальная политика
Сельское хозяйство
Государственного управление
Международная деятельность
Оборона
Правоохранительная деятельность
Наука
Здравоохранение
Слайд 113. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны
соотношения доходов и расходов.
В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то образуется дефицит или профицит бюджета.
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.
Слайд 123. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Источники финансирования бюджетного дефицита
Внутреннее финансирование:
выпуск и
продажа ценных бумаг (облигации и векселя)
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
использование средств центрального банка
Внешнее финансирование:
продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке
кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций
кредиты иностранных правительств
Слайд 134. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА. ВИДЫ НАЛОГОВ В РФ
Налоговая система – совокупность видов
и форм постоянных или периодических выплат в адрес государства всеми экономическими субъектами, функционирующими в национальной экономике
Налоги подразделяются
По уровню платежа на федеральные, региональные и местные
По объекту налогообложения на прямые (налог на доходы, прибыль и имущество) и косвенные (на оборот – состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов)
По налогоплательщику (налоги с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц)
По срокам уплаты (срочные и периодично-календарные)
Слайд 145. ВИДЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ
Политика регулирования доходов
и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества
Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов — расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.
Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.
Слайд 155. ВИДЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ
Дискреционная фискальная политика
бывает двух видов — фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.
Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.
Слайд 165. ВИДЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ
Слайд 176. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Экономический рост представляет собой долгосрочную тенденцию увеличения потенциального уровня
выпуска, соответствующего состоянию полной занятости.
Процесс экономического роста сопровождается целым рядом количественных и качественных изменений в обществе, среди которых в первую очередь необходимо выделить структурную трансформацию экономики.
Для стран, вставших на путь экономического роста, характерно прежде всего снижение доли сельскохозяйственного сектора в общем объеме выпуска национального продукта и занятости.
Изменения в структуре экономики сопровождаются серьезными изменениями в социальных институтах, поведении людей и идеологии. Подобные изменения принято называть модернизацией.
Слайд 18Производимые и потребляемые обществом услуги подразделяются на разные категории:
• интеллектуальные услуги,
требующие специальных знаний (преподавательская деятельность, посредничество, реклама);
• услуги, относящиеся к области здравоохранения, образования, досуга;
• деятельность по содержанию гостиниц и ресторанов;
• средства связи (транспорт, почта, телекоммуникации);
• финансовые услуги (кредит и другие услуги, предоставляемые банками, страхование);
• общие услуги, обеспечивающие защиту общества и соблюдение порядка в отношениях между его членами {оборона страны, охрана общественного порядка, юстиция, общее управление на национальном и местном уровнях).
Слайд 23Тест
Государственный бюджет это:
а) доходы государства; в) прибыль государства;
б) расходы государства; г) смета доходов
и расходов.
Дефицит бюджета это:
а) налоги за вычетом неналоговых доходов
б) государственный долг
в) разница между расходами и доходами бюджета
г) расходы бюджета за минусом государственных закупок.
В российской бюджетной системе два уровня – федеральный и региональный (да/нет)
Слайд 24Тест
К каким видам налогов относятся налоги на имущество физических лиц:
а) прямым
б)
косвенным
в) региональным
г) верны ответы а и в.
Экономический рост подразделяется на:
а) сбалансированный и несбалансированный
б) интенсивный и интенсивный
в) отраслевой и комплексный
г) позитивный и негативный.
Слайд 25Задание на следующий семинар
Тема: Теории международной торговли
Открытая экономика.
Виды международного сотрудничества.
Теории
мировой торговли (меркантилисты, классики, факторная теория и ее современные интерпретации.
Внешнеэкономическая политика.
Платежный баланс страны.
Валютный рынок.