Слайд 2План лекции:
Понятие психологии
Предмет психологии – психические явления
Отличие житейской психологии
от научной
Методы психологической науки
Место психологии в системе наук. Отросли психологии.
История развития психологической мысли: Античность
История развития психологической мысли: Средневековье
История развития психологической мысли: Новое время
История психологии: Психоанализ. Основные идеи в трудах: З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер.
История психологии: Бихевиоризм. Персоналии и идея. Аарон Бек и когнитивно-поведенческая психотерапия.
История психологии: Гуманистическая психология Экзистенциальная психология. А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл.
Эволюция психики: появление психики, раздражимость, чувствительность, высшая нервная деятельность животных (рефлексы), сознание.
Слайд 3Понятие психологии
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука
о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»).
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Слайд 4Предмет психологии
Предмет психологии – это психические явления
К психическим явлениям относятся:
1)
психические процессы;
2) психические свойства;
3) психические состояния
Слайд 5Предмет психологии
Психические процессы – психические явления, которые имеют определенное начало, течение
и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками.
Психические состояния – это психические явления, которые характеризуют состояние психики в целом в определённый промежуток времени и изменяются под действием внешних или внутренних условий.
Психические свойства – это психические явления, которые характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством.
Слайд 7Отличие житейской психологии от научной
Слайд 8Методы психологической науки
Слайд 9Субъективные методы психологической науки
Наблюдение:
Включённое наблюдение – используется в тех
случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий.
Внешнее наблюдение – используется в тех случаях, когда психолог наблюдает за участником событий со стороны.
Самонаблюдение – наблюдение за своими переживаниями. Недостатки метода:
А) наблюдать свои переживания очень трудно;
Б) при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску;
В) при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.
Стандартное – условия наблюдения кране ограничены и строго заданы заранее.
Свободное – условия наблюдения не заданы или почти не ограничены.
Слайд 10Субъективные методы психологической науки
Опрос – метод, основанный на получении необходимой
информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.
Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.
Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.
Слайд 11Субъективные методы психологической науки
Субъективные тесты:
Тест-опросник как метод основан на
анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.
Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.
Слайд 12Объективные методы психологической науки
Объективные тесты (проективные тесты): категория тестов, которая
не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий.
Слайд 13Объективные методы психологической науки
Эксперимент – метод, основанный на создании искусственной
ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
1) Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.
2) Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
Слайд 14Методы психологической науки: моделирование
Еще одну группу методов психологической науки образуют
методы моделирования.
Их следует отнести к самостоятельному классу методов.
Они применяются, когда использование других методов затруднено.
Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.
Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.
Слайд 15Методы психологической науки: моделирование
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях (закон Вебера-Фехнера).
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению (аппарат для определение полей зрения, цветового зрения, объёма памяти, переключаемости внимания и т.д.).
Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики (например, создание исскуственного интеллекта, основанного на бинарном коде, как и работа головного мозга).
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Слайд 16ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Слайд 17ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Античность
Фалес Милетский 634-547 года до н.э. –
водит понятие «гилозоизм». Противовес «душе», как чему-то сверхестественному. Он считал, что «душа» и «материя» имеют единую природу и тесно связаны друг с другом.
Слайд 18ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Античность
Героклит (530-470 год до н.э.):
Психика состоит
из 2 сил – побудительной и познавательной (аналог – психические познавательные и психические волевые процессы);
Силы побудительные и познавательные изменчивы;
Первый ввёл понятие «психея» – «душа», имеющая материальное начало.
Слайд 19ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Античность
Алкмеон (6-5 века до н.э.) – древнегреческий
врач, который первым установил связь «души» и головного мозга, создал принцип «нервизма».
Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.
Слайд 20ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Античность
Сократ и Платон вернулись к идее того,
что «душа» принципиально отлична от материи;
Сократ разработал ещё и метод сократической беседы, что является прототипом целого ряда методов психологической науки – устного опроса, теста-опросника и психологического моделирования;
Демокрит считал, что все сущее создано из мельчайших неделимых частиц бытия – атомов, в том числе «душа». Тем самым – он снова вернулся к мысли о материальности души.
Слайд 21ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Античность
Аристотель (384-324 годы до н.э.) создал «учение
о душе».
1) Душа едина и неделима на части;
2)Душа, как и материя, всю жизнь развивается, не стоит на месте;
3) Он первый представил качественной характеристикой души «мышление».
Слайд 22ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Средневековье
Августин (4-5 века н.э.)
Придавал особое значение
трактовке души, считая, что её основой «воли» (а не разуму, как считали древнегреческие мыслители). А если основа души человека воля, то через душу Бог диктует человеку её волю.
Через некоторое время – с 6-7 по 13-14 века наука и философия, в том числе психологическая, прибывала в упадке, будучи угнетённой религиозной догмой.
Слайд 23ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Новое время
Рене Декарт (1596-1650 года) –
основатель рационализма.
Ввёл понятие «рефлекс» – способ передачи информации по нервной системе от органов чувств к мозгу.
Понимал рефлекс упрощённо, без дуги рефлекса
Основой психики и доказательством её существования считал «мысль», процесс мышления; ему принадлежит фраза: «мыслю, следовательно, существую».
Слайд 24ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: Новое время
Френсис Бекон (16 век) –
основатель эмпиризма.
Считал, что мысль – это ошибка; объективно существует лишь то, что можно проверить экспериментом.
Ввёл идею метода эксперимента в психологию
Ключевым элементом психики считал ощущения и органы чувств, потому, что только они формируют объективную информацию о внешнем мире.
Слайд 25Психоанализ – одно из 3-х базовых направлений современной психологии .
Основатель психоанализа
– Зигмунд Фрейд
Создал 3-х компанетную модель психики: Ид, Эго, Супер-Эго;
Разработал модель психосексуального развития человека;
Разработал базовые методы психоанализа: метод толкования сновидений, метод свободных ассоциаций
История психологии: психоанализ. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер
Слайд 26История психологии: психоанализ. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер
Ученик З.
Фрейда – Карл Густав Юнг
К.Г. Юнг
Рассматривал бессознательное не только как сексуальные или животные мотивы, а как социальные тоже;
Создал учений об индивидуальном и коллективном бессознательном;
Создал учений об архетипах как структурах Эго
Слайд 27История психологии: психоанализ. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер
Ученик З.
Фрейда – Карл Густав Юнг
Альфред Адлер
Основатель индивидуальной психологии;
Ввёл понятие комплекса неполноценности и комплекса превосходства, их соотношение, особенности формирования
Слайд 28История психологии: бихевиоризм. Идеи. Персоналии.
Бихевиоризм – (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и
животных; буквально — наука о поведении.
Основная идея:
Бихевиоризм полагает, что предметом психологии является поведение, а не сознание; а психика вне схемы «Стимул ? реакция» вообще «чёрный ящик», которого может и не быть.
Слайд 29История психологии: бихевиоризм. Идеи. Персоналии.
Джон Уотсон;
Беррес Фредерик Скинер;
Эдвард Торндайк;
Бандура
Альберт
Слайд 30История психологии: когнитивно-поведенческая психотерапия . Аарон Бек.
Аарон Бек – бихевиорист,
основатель когнитивно-поведенческой психотерапии.
Идея:
Замена схемы классического бихевиоризма «Стимул ? реакция» на схему «Стимул ? мысли, чувства, переживания, установки ? реакция».
Т.е. в тех случаях, когда нужно поменять реакцию человека (например, горе), но нет возможности поменять стимул (например, утрата / смерть близкого человека) мы меняем отношение человека неизменному стимулу и у него меняется реакция (например, с горя – на «тяжёлое», но принятие факта утраты)
Слайд 31История психологии: гуманистическая психология. Экзистенциальная психология.
Основная идея:
Гуманистическая психология – человек
свободен, человек сам способен принимать правильные решения осознанно, сам знает как и что ему лучше; задача психолога не менять поведение (бихевиористы) или сознание (психоаналитики), а лишь указать человеку пути решения ситуации, расширить его взгляд на ситуацию.
Экзистенциальная психология – частный случай гуманистической психологии, который заключается в работе над смысло-жизненными особенностями человека для решения его проблем.
Слайд 32История психологии: гуманистическая психология. Экзистенциальная психология.
Абрахам Маслоу – гуманистический психолог.
Основная
идея – решение человек в осознании его потребности, в том, чего он действительно хочет; если человек точно решит, есть у него потребность это делать или нет, сознание само найдёт пути решения.
Создатель «пирамиды потребностей» – схемы упорядоченной значимости человеских потребностей.
Слайд 33История психологии: гуманистическая психология. Экзистенциальная психология.
«Пирамида потребностей»
Слайд 34История психологии: гуманистическая психология. Экзистенциальная психология.
Карл Роджерс
Создатель «Я-концепции»
Основная идея:
у человека имеется «Я-концепция» – т.е. некое восприятие себя самим собой; «я-концепция» состоит из 2 частей: «я-реальное» и «я-идеальное».
Проблема возникает тогда, когда у человека по важному вопросу не совпадает «я-реальное» и «я-идеальное», это вызывает неудовлетворённость ситуацией.
Решение простое: или снижать «планку» по вопросу проблемы в «я-идеальном» или повышать до соотвествующего уровня «я-реальное».
Слайд 35История психологии: гуманистическая психология. Экзистенциальная психология.
Виктор Франкл – создатель логотерапии
Логотерапия – это «терапия словом», поиск в беседе «смыслов», которые помогут решить проблему.
Идея: каждый человек наделяет любую ситуацию своим смыслом, правильный смысл – разрешает проблему, даёт силы к достижению; неправильный – усугубляет. ПРИМЕР:
Слайд 36Развитие психики в филогенезе
1. Раздражимость
2. Чувствительность
3. ВНД
Сознание
Слайд 40Спасибо за внимание! Хорошего дня и приятных выходных!