Слайд 1Введение в философию немецких романтиков
«…Потому что буква убивает, а дух животворит»
(Второе послание к коринфянам, 3:6)
Слайд 3«С этой точки зрения природа является для нас не чем иным,
как свободным от принуждения бытием, пребыванием вещей в силу их самих, существованием в силу собственных и неизменных законов».
«Но в обоих случаях — в наивном нечаянного и наивном образа мыслей — природа должна быть права, а искусство неправым».
О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
Слайд 4
ПРИРОДЫ АРОМАТНЫЙ ФИМИАМ
Природа, порождающая все, искусная, богатая царица,
Старейшая, что укрощает мир,
сама же остается непокорной,
О, высшая богиня, госпожа, сиятельная, древняя, ночная,
Блестящая созвездьями и свет несущая везде неутомимо.
Бесшумные шаги твои слышны немногим и безмолвное круженье –
Тот танец, что космическая матерь танцует для богов, себя очистив.
Ты — тот конец, в котором нет конца! Единая, мы все — твои созданья!
Ты — тот отец, что вырос без отца. Волшебница, чудесное преданье.
Садовница, что смешивает краски, высаживая разные растенья,
Властительница, жизни безопасной подательница, девушка в цветеньи.
Тебя мы называем Справедливость, владеешь морем, сушей и эфиром.
Покорным ты оказываешь милость, но горе — непокорному порфирам.
О мудрая кормилица, царица, ты всем даруешь ум и пропитанье!
Отец и мать всего, в твоих родиться руках — благословенное желанье!
Ты порождаешь все, твое мы семя, ты пахарь и строитель мирозданья,
Движением своим ты вертишь время, в кружении творится созиданье.
О, царственная сила, роковая, сидящая со скипетром на троне.
Гремящая громами, огневая, тебе мы поклоняемся, матроне!
Ты — все, что есть в подлунном этом мире, и мир ты обновляешь неустанно,
Даруй, благополучие, богиня: пусть счастье и богатство бьет фонтаном!
Слайд 5«Поэт, сказал я, либо сам—природа, либо ищет ее. Первое делает поэта
наивным, второе — сентиментальным».
«Поэзия может быть бесконечностью по своей форме, изображая предмет во всех его границах, индивидуализируя его; она может быть бесконечностью по материалу, освобождая предмет от всех границ, идеализируя его,— другими словами, она может быть бесконечностью либо как абсолютное изображение, либо как изображение абсолюта. Первым путем идет наивный, вторым — сентиментальный поэт. Первому достаточно быть верным природе, которая всегда и везде ограничена, то есть бесконечна по форме,— и он не отклонится тогда от своего содержания. Второму же природа с ее постоянной ограниченностью препятствует, ибо он должен вложить в предмет абсолютное содержание».
О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
Слайд 6
Генрих Гейне
Смерть – свежесть ночи для меня,
А жизнь – всего лишь
душный день.
Уж смерклось, ах, заснуть бы, -
Устал я от этого дня.
Шумят над постелью дерев листы,
В них юный свищет соловей.
О песнь любви безмерной,
Слышна и во мне ты.
Слайд 7Die Zeiten, Der Morgen (фрагмент)
Слайд 8«Каждый из нас, бросая ретроспективный взгляд на свою историю, увидит, что
в детстве его индивидуальность, будучи неделимой, соединяла в себе разные личности, которые могли оставаться нераздельными, ибо они только еще зарождались: эта неопределенность, полная возможностей, и составляет одно из главных очарований детства. Но эти взаимопроникающие личности, вырастая, становятся несовместимыми, и так как каждый из нас проживает лишь одну жизнь, то он вынужден делать выбор. В действительности мы выбираем беспрестанно; беспрестанно же мы и отказываемся от многого. Путь, проходимый нами во времени, усеян обломками всего, чем мы начинали быть, чем мы могли бы стать. Но у природы, располагающей неисчислимым количеством жизней, нет нужды в подобных жертвах. Она сохраняет различные тенденции, раздвоившиеся в процессе роста. Из них она создает расходящиеся ряды видов, эволюционирующие отдельно друг от друга».
Бергсон «Творческая эволюция»
Слайд 10
Фридрих Гёльдерлин Новалис (Фридрих фон Гарденберг)
Фридрих Шлегель
(1770-1843) (1772-1801) (1772-1829)
Слайд 11«Программа» гносеологического и онтологического реализма
Эпистемологический анти-фундаментализм = скептическое отношение к догматическим
системам, происходящих из первопринципов
Вопрос о Бытие -- «Мы ищем всюду Безусловное (das Unbedingte), а находим всегда только вещи (Dinge)». Критика идеалистической философии. Недостаточность «автономного» субъекта
Sehnsucht nach dem Unendlichen <--> Unendliche Annäherung
Постижение Абсолюта есть негативный процесс. «Сознание — бытие вне бытия в бытии».
«Я верю в то, что не знаю, но чувствую (Glaube)» (Новалис)
«Придавая низкому высокий смысл, обыденному таинственный облик, известному достоинство неизвестного, конечному сияние бесконечного, я их романтизирую»
Слайд 12Caspar David Friedrich.Der Chasseur im Walde
Слайд 13
6. Возможно лишь очертить границы сущности, но не познать ее.
«Высший принцип
познания должен выражать факт, обосновывающий всякое познание и соотносящийся с целью Я, которая посредством познания (в широком смысле как присутствия в чувственном мире) может быть достигнута или хотя бы намечена — абсолютно свободное бытие Я».
7. Понимания Бытия можно лишь ожидать и пред-чувствовать. Оно, понимание, есть бесконечная задача.
«Но, может быть, философствовать еще не начинали,
а только пытались это делать? — в этом случае вся предыдущая история философии была не философствованием, а не
более чем историей попыток его обнаружить».
8. Чувствование (Якоби) = Интеллектуальная интуиция (Фихте, Шеллинг)
Слайд 159. Искусство как Darstellung des Undarstellbaren
«Только произведение искусства отражает для меня
то, что ничем иным не отражается, то абсолютно тождественное, которое даже в Я уже разделено; то, что философ разделяет уже в первом акте сознания, что недоступно никакому созерцанию, чудодейственной силой искусства отражено в продуктах художественного творчества.
Но не только первоначало философии и первое созерцание, из которого она исходит, но и весь механизм, который дедуцирует философия и на котором она основана, объективируется лишь художественным творчеством.
...
поскольку философия, а вместе с философией и все
науки, следующие за ней по пути совершенствования, были рождены и питаемы поэзией, то можно ожидать, что, достигнув своего завершения, они вернутся отдельными потоками в тот всеобщий океан поэзии, из которого они вышли.
...
Из этого ясно также, что философия в качестве философии никогда не может быть общезначимой, и понятно, почему это происходит. Абсолютная объективность дана одному искусству».
Шеллинг. "Система трансцендентального идеализма"
Слайд 1610. Эстетика фрагмента
Преодолевая этот зазор посредством сказочного описания, субъекту удается лишь
максимально сблизить диалектический антагонизм между развертыванием субъективности и долженствованием Абсолюта, но не снять его, из-за чего не только сам субъект для себя является непоследовательным и противоречивым, но и сама жизнь представляет собой кривую линию (krummlinicht), абсолютную и бессвязную (Zusammenhanglosigkeit) фрагментарность.