Слайд 2Эпоха Возрождения
Философские концепции
Слайд 3Эпоха Возрождения
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны
ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже.
К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения
Слайд 4Великие географические открытия
В конце XIII в. Марко Поло (1254—1324) совершил путешествие
через страны Ближней Азии в Китай, описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников.
В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469—1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий.
Христофор Колумб (1450—1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку.
Магеллан (1480—1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.
Слайд 5Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс)
Происхождение понятия восходит к XVI в., к творчеству
итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари.
Понятие Возрождение:
возвращение к идеалам и ценностям античности;
отождествление с Христовым Воскресением – Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти).
Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни – Воскресение).
Слайд 6Ренессанс
Свободное осмысление произведений античности
Отказ от готовых и неизменных истин
Философы выступают
не как представители закрытых школ, а
Как отдельные исследователи
Научный интерес сосредотачивается на вопросах, которые имеют практическое значение и пользу
Слайд 7Вольные города – основа эпохи Возрождения
Город делился на несколько кварталов, ограниченных
улицами, которые расходились по радиусам от центрального кремля или собора к стенам города.
Эти концы были заселены,
каждый, особым
ремеслом или
мастерством;
новые ремесла
занимали слободы,
которые со временем
также вносились в черту
городских стен.
Слайд 8Вольные города
Каждая улица и приход представляли особую земельную единицу;
они имели
своего
уличанского или
приходского старосту,
свое уличанское вече,
свое народное судилище,
своего избранного священника,
свою милицию, свое знамя
и часто свою печать-символ независимости.
Эту независимость они сохраняли и при вступлении в союз с другими улицами и приходами.
Слайд 9Вольные города
Все слободы и приходы, вошедшие в состав города,
вместе с братствами и гильдиями, создавшимися в нем, составляли amitas("дружбу"),
выбирали своих судей и клялись быть верными возникшему постоянному союзу между всеми этими группами
Слайд 10П.Кропоткин: Значение вольных городов
Вся современная
промышленность ведет
свое начало от этих
городов.
В течении трех столетий
ремесла и искусства достигли такого совершенства, что наш век превзошел их разве только в быстроте производства, редко- в качестве и почти никогда в художественности изделий.
Слайд 11П.Кропоткин: Значение вольных городов
Несмотря на все наши усилия оживить искусство, разве
мы можем сравниться в живописи по красоте с Рафаэлем?
По силе и смелости
с Микеланджело?
В науке и искусстве
с Леонардо да Винчи?
В поэзии и красоте языка
с Данте?
Или в архитектуре- с творцами соборов в Лионе,
Реймсе, Пизе, Флоренции, которых "строителями", по прекрасному выражению Виктора Гюго, "был сам народ"?
Слайд 12От теоцентризма к антропоцентризму
Теоцентризм – представлением о Боге как о высшей,
предельно совершенной и единственно достойной внимания реальности.
Антропоцентризм – новое философское сознание.
Человек - самое совершенное
существо мироздания.
Главная задача наук и
искусств в изучении человека,
в постижении его природы.
Слайд 13Гуманизм (от лат. humanus – человеческий)
В эпоху Возрождения на место Бога
был
поставлен Человек
Представители
философии, искусства
и науки, исповедовавшие
идеи антропоцентризма
стали называться
гуманистами
Слайд 14Античные традиции гуманизма
Под термином «гуманизм» Цицерон понимал воспитание и образование человека,
способствующее его возвышению.
В античности основная роль в совершенствовании духовной природы человека отводилась комплексу дисциплин: грамматика, риторика, поэзия, история, этика.
Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Слайд 15От Аристотеля к Цицерону
Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо
— поэты, ученые и знатоки древности.
Центральное место, которое в системе схоластического образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон.
Изучение риторики должно было дать ключ к духовному складу античности; овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности
Слайд 16От латинского к греческому
Латинский язык, бывший и ранее языком науки и
литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте.
Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются.
Слайд 17Значение античных авторов
Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к
мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума.
Новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их.
Слайд 18Отношение к церкви
Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и
нравы. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер.
Канцлер Флорентийской республики Калуччо Салутатти заявлял, что Священное Писание - не что иное, как поэзия.
Изучение древних авторов вступает в конфликт со службой Христу, а глубокое погружение в античную философию могло вообще подорвать веру в Христа. Неслучайно Святая инквизиция наиболее масштабно развернула свою деятельность именно в эпоху Возрождения.
Слайд 19Новый подход к пониманию человека
Гуманисты вырабатывают новый подход к
пониманию человека,
в котором огромную роль
играет понятие деятельности. Ценность
человеческой личности для них определяется
не происхождением или
социальной
принадлежностью, а
личными заслугами и
плодотворностью ее
деятельности.
Слайд 20Античность -Средние века -Новое время
Гуманисты ввели трехчленную схему исторического времени.
Средние века
- это бессмысленное
«темное» время
(безвременье),
огромный
исторический пробел,
период глобального
застоя.
Слайд 21Секуляризация (от лат. secularis – отдельный)
Разрыв многовековой
связи человека с
Богом, отделение их
(в идейном смысле)
друг от друга.
Пантеизм
Деизм
Атеизм
Слайд 22Первый способ секуляризации -пантеизм
Представление о тождественности природы и Бога.
Окружающий мир
и есть безличное, то есть везде и во всем находящееся божество.
Бог и природа в пантеизме равны друг другу.
Природа, будучи несотворенной и неподлежащей уничтожению, наделяется статусом бесконечности.
В пантеизме умаляется роль Бога, но
возрастает роль Природы и Человека, как ее частицы.
Слайд 23Второй способ секуляризации - деизм
Бог создал мир, наделил его законами и
самоустранился.
Наш мир развивается далее по собственным законам без всякого божественного вмешательства.
Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное.
Следовательно, мир совершенен, и не подвержен никакой поломке, значит, невмешательство Бога гарантированно.
В деизме из совершенства Бога выводится полное отсутствие его влияния на человеческую жизнь.
Слайд 24третий способ секуляризации - атеизм
Утверждение об отрицании Бога: нигде, никак и
никогда.
Пантеизм существовал еще в древности
Деизм появился приблизительно в XVI веке
Атеизм появился в XVII-XVIII вв.
Возрождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более что античность, которой подражали в данную эпоху, всецело являлась пантеистической.
Поэтому деизм и атеизм – идейные явления более позднего времени (переход к Новому времени)
Слайд 26Франческо Петрарка –
отец гуманизма
Создал уникальную
библиотеку латинских
текстов.
Идея активной
самореализации
Человека.
Содержанием подлинной
философии должны стать
науки о человеке.
Слайд 27Данте Алигьери
Человек детерминирован
Богом и Природой.
К блаженству ведут
два пути: философское
поучение
(человеческий разум);
«духовное поучение,
исходящее от святого духа.
Человек сам ответственен
за свое благо.
Слайд 28Николай Коперник
Геоцентрическая система мира (от греческого слова гэ – Земля).
Земля
является неподвижным
центром Вселенной, а Солнце, Луна
и звезды вращаются вокруг нее
по неизменным орбитам.
Гелиоцентрическая система
(от греч. гелиос – Солнце)
Солнце является центром
мироздания, а наша Земля
вместе с другими планетами
вращается вокруг своей оси,
поворачиваясь к Солнцу
поочередно одной или другой стороной,
отчего и происходит смена дня и ночи.
Слайд 29Пико делла Мирандола
Человек как особый
микрокосмос. Человек
имеет исключительное
право на то, чтобы
творить свою личность,
свое существование
собственной волей.
Человек сам творец
своего счастья(fortunae suae
ipse faber)
Слайд 30Пьетро Помпонацци
Преимуществом человека
является не достижение
бессмертия, а
возможность счастья
и блаженства на основе
рационального
познания, что
является целью и смыслом
существования рода человеческого.
Религию следует сохранить лишь для воспитания народа
Слайд 31Реформация (лат.– преобразование)
(XV-XVI вв.)
Революционная критика и
атака на монопольное
положение католической
папской церкви и
ее учения в
политической и
идеологической
системе европейского
общества
Слайд 32Мартин Лютер
«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях
церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс.
Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма
Слайд 33Реформация: Мартин Лютер
Лютер выступил против
церкви как единственного
посредника между
Богом и Человеком.
Спасение
человека
не зависит от церковных
таинств, обрядов и жертв
в пользу церкви, но
достигается чистой верой,
которая является «божьим даром».
Слайд 34Реформация и Ренессанс
Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы.
С одной стороны, гуманистов
Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским).
С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.
Слайд 35Эразм Роттердамский
«Похвала Глупости».
Христианство должно
избавиться от
схоластической
псевдо научности.
Философия должна
сойти «с
неба на землю»,
заниматься основными
вопросами естественной
жизни человека
Слайд 36Мартин Лютер и Эразм Роттердамский
М.Лютер отстаивал мысль о том, что перед
лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера.
Для Эразма Роттердамского человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.
Слайд 37Мишель Монтень
Противник схоластической модели
«добродетельной жизни»,
ее суетности, сумрачности.
Выдвигает гуманистический
идеал яркой, любвеобильной,
умеренной добродетели,
непримиримой к злобе, страху
и унижениям.
Идея независимости и самостоятельности человеческой личности
Слайд 38Натурфилософия
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских
размышлений.
Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия
Центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного.
Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной
Слайд 39Николай Кузанский -пантеист
Бесконечное мироздание и есть
Бог,находящийся во всем
существующем,везде и
потому
нигде конкретно,
слитый со всем воедино.
Бог – это все вообще – само Бытие
или «максимум Бытия».
Вселенная есть развернутый Бог,
а Бог – свернутая в единое Вселенная.
Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем
Слайд 40Джордано Бруно: Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно.
Нас
окружающий мир
устроен разумно и правильно.
Все небесные тела
неизменно движутся
по стройным орбитам.
Неразумная и неживая материя –
вещество, лишенное духа и жизни,
никак не могло бы самостоятельно
устроиться гармонично и разумно.
Следовательно, необходимо предположить,
что вещество является живым и разумным,
что материя одушевлена.
Данный взгляд называется гилозоизмом(от греч. гило – вещество и зоос – жизнь).
Слайд 41Якоб Бёме
Тезис о непосредственном существовании Бога в вещах, в природе, в
человеке.
Природа замкнута в Боге как наивысшем и
активном первом принципе
Бог не может познать
самого себя. Самооткрытие
Бога – через его превращение
в природу. Переход от Бога
к Природе –процесс диалектического
раздвоения. Человек –«малый Бог» (единство божественного и природного, добра и зла)
Слайд 42Никколо Макиавелли
Отделяет политику от теологии
Идея «фортуны» (судьбы, счастья)
Политика – воплощение
свободной
человеческой
воли в рамках необходимости
(«фортуны»)
Политику определяет не Бог
или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология
Слайд 43Философия политики
Подлинным воплощением свободы человеческой воли является политика, в которой существуют
«естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры.
Задача политической науки в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам.
Слайд 44Томас Мор
Основатель
утопического социализма.
«Утопия». Причина социальных
антагонизмов – существование
частной собственности
Общественная собственность,
высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства
Слайд 45Теория естественного права
В эпохи, предшествовавшие Ренессансу, право интерпретировалось двумя способами:
1.Проявление Божьего
суда, и поэтому оно имело характер необходимости, абсолютности и вечности (средневековье)
2. Продукт договора людей, который может изменяться, является относительным (античность)
Эпоха Ренессанса:
Право имеет человеческое происхождение, потому что его сущность вытекает из общей человеческой природы
Слайд 46Гуго Гроций
Решать социально-правовые конфликты призван Разум (ratio)
Разум имеет общекритическое и всеоценивающее
значение, это «свет разума», а не божественное откровение
Гражданское право (jus civile)
возникает исторически
Естественное право
(jus naturale) вытекает из
общественного характера
человека.Из этого вытекает
необходимость общественного
договора – отсюда государственный союз
Слайд 47Выводы
Конец феодализма
Начало капитализма
Новое мировоззрение: натурализм, индивидуализм, рационализм.
Интерес к античности диктуется потребностью
веры в собственные силы, в возможность создания свободной естественной жизни для индивида
Пантеизм против спиритуализма
Основной признак философии Ренессанса – его светская, земная направленность
Предмет философии Средневековья – Бог
Предмет философии Возрождения - природа
Слайд 48Выводы
Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей
этого времени.
Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Философия Средневековья теоцентрична, а характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм.
Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.