Слайд 1Стабильность психологических признаков в онтогенезе
Выполнила:
Логунова А.А.
Гр. 13 НП1
Слайд 2 Введение
Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей развития могут не
совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Более того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном обусловлена действием структурных генов, вторая регуляторных.
Феноменологически исследование формирования индивидуальных различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного определения их устойчивости, или стабильности.
Слайд 3Понятие психологических признаков в онтогенезе
В отличие от развития вида –
филогенеза – развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.
Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.
Слайд 4Стабильность психологических признаков в онтогенезе
Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабильности) индивидуально-психических
особенностей ребенка служит представление о непрерывности (континуальности) развития. Непрерывность развития в общем виде интерпретируется как преемственность процессов психического развития человека и формирования его индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структурно-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онтогенезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной степени предопределяют более поздние эффекты развития.
Слайд 5
Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие промежутки времени до 30-40 лет, дают,
несмотря на некоторую пестроту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д. Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оценок интеллекта растет, она тем выше. чем старше сопоставляемые возраста и чем меньше интервал между ними.
Слайд 6Заключение
Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной,
и в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчивостью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтогенеза.