Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности и анализ психологических особенностей юношеского возраста презентация

Содержание

Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности в учреждениях СПО и анализ психологических особенностей юношеского возраста

Слайд 2Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности в учреждениях СПО и анализ психологических

особенностей юношеского возраста

Слайд 3Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Это понятие

подразумевает то, что он обучается сам при помощи других (преподавателя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными качествами, чертами.


Слайд 4Особенности юношеского возрастного периода:
стабильные и критические периоды - пубертатный возраст

(14-18 лет), кризис 17 лет, ранняя и зрелая юность студенческого возраста (18-25 лет), где каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности, учебной, отношением к ней, обучаемостью.

Слайд 5В то же время, студенты на определенной ступени образовательной системы характеризуются

исходными общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека.

Слайд 6В силу этого абстрактно-типический субъект юношеского возрастного периода выделяется общественным сознанием

как определенное обобщение исходя из двух оснований: возрастного и социокультурного. При этом в качестве определяющих критериев выступают новообразования, характеризующие сущность юношеского возраста.



Слайд 7Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и

ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание юношей и девушек, их отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход их развития в данный период.

Слайд 8Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека, прежде

всего, в силу того, что по общему смыслу и по основным закономерностям этот возраст составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития.


Слайд 9Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных

институтом образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась во время возникновения первых училищ, университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом.

Слайд 10Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к

будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное - неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе.


Слайд 11В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения, отличается

наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшее социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.




Слайд 12Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому

студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.


Слайд 13Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека

связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов.

Слайд 14Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной

и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что должно учитываться преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения.


Слайд 15Студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально

и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию.

Слайд 16Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок,

где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Слайд 17Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая,

как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив.

Слайд 18Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его

мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.


Слайд 19Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной

деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.



Слайд 20Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы,

программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на 1-м курсе. Его влияние на формирование новых ценностных ориентации студента, его мотивацию и такое индивидуальное свойство, как тревожность, неоценимо.

Слайд 21Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения

предполагает учет того, что мировоззрение -система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.


Слайд 22В свою очередь, это должно обязывать преподавателя думать об усилении диалогичности

обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.


Слайд 23В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, например: одна из

ведущих отечественных исследователей этой проблемы


Слайд 24З.И. Калмыкова, под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от

которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности».


Слайд 25Основные показатели обучаемости - темп продвижения в освоении знаний и формировании

умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика