Слайд 1Что такое Дружба?
Почему мы так много говорим о дружбе? Потому что,
объединяясь, мы испытываем счастье. В этом его великий секрет, оно приходит только от соединения. Причём то, что соединяется по отдельности, может не нести в себе большого значения, но, объединившись, вдруг получается чудо. В мире науки это называется синергией. Посмотрите, как делается строительный раствор: берутся очень мягкие по свой природе элементы, затем смешиваются, и получается камень, который и ломом-то так просто не разрушишь.
Слайд 2Так и в отношениях, два человека могут по отдельности ничего из
себя путного не представлять, но объединившись дружбой, они становятся огромной силой и, самое главное, они становятся счастливыми. Наверняка вы своими глазами видели не раз, как два абсолютно несчастных человека, подружившись, становились счастливее всех остальных. Несчастье сравнивается с бешенным слоном, а дружба – с канатом, сплетенным из тоненьких нитей, которым можно остановить этого слона.
Слайд 3Настоящий друг при каждой встрече, есть у него силы или нет,
есть у него возможности или нет, обязан предложить свои услуги. Он должен спросить, могу ли я сегодня чем-то тебе помочь. Может что-то надо сделать, может куда-то сходить, может денег занять, может помочь обои переклеить... Если вам кто-то так говорит при каждой встрече, значит, у вас есть друг. Поэтому, как вы теперь сами понимаете, друг – это настоящая редкость. Друга как вид уже можно заносит в Красную книгу. Поэтому дружба учит нас настоящей жертвенности. В ведах говорится, что и деньгами, и жизнью разумный человек должен жертвовать ради другого: ведь и то, и другое неизбежно заканчивается, так лучше отдать их на добрые дела.
Слайд 4Юношеская дружба
Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно
школа самораскрытия и школа понимания другого человека.
Очень интересно, какой тип alter ego (второе «Я») выбирают старшеклассники. Юноши и девушки 15 – 16 лет тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Но потребность в дружбе со сверстником ещё сильнее. Отвечая на вопрос: «Человека какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом – старше себя, своего возраста или младше?» - юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику (75-80% всех ответов), реже – старшему (от 11-12 до 18-19%) и совсем редко (от 1-4%) младшему. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших же не выбирают вовсе. Каков психологический смысл этих рассуждений и ориентаций? Возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности.
Слайд 5Рассмотрим детскую дружбу
1. Развитие дружеских отношений в детском возрасте носит стадиальный
характер. С переходом от одной стадии к другой изменяются и требования к дружбе, и содержание и характер дружеских отношений.
2. В старшем школьном возрасте происходит перестройка дружеских связей и отношений школьников в соответствии с более высоким уровнем развития сознания учащихся. При этом изменяются критерии выбора друга (что приводит нередко к разрушению прежних дружеских связей и формированию новых), изменяется и содержание дружеских отношений и их роль в развитии сознания и самосознания старшего школьника.
3. Изменение критериев выбора друга находит отражение в тех требованиях, которые учащиеся предъявляют к дружбе и другу. В старшем школьном возрасте возникает ряд новых требований к дружбе: а) требование идейной общности и принципиальности в дружбе; б) требование взаимной критики и помощи другу в устранении его недостатков; в) требование взаимного уважения; г) требование взаимного понимания и д) требование свободы и равенства в дружбе. Эти новые требования отражают новый уровень развития сознания старшего школьника.
Слайд 64. Вместе с изменением требований к дружбе изменяется и характер дружеских
отношений, и функции дружбы. В старшем школьном возрасте возникают новые функции дружбы: а) функция идеологическая; б) функция самоопределения; в) функция самопознания и г) функция самовоспитания.
5. У разных учащихся указанные новые требования и новые функции дружбы могут выступать в разное время и в различной степени, в соответствии с уровнем развития сознания школьника. С другой стороны, сама перестройка дружеских отношений, возникновение новых функций дружбы может оказывать влияние на развитие сознания и самосознания старшего школьника.
6. В результате формирования дружеских связей между отдельными учащимися внутри классного коллектива могут возникать небольшие дружеские "микроколлективы", которые играют различную роль в первичном коллективе в зависимости от содержания и характера деятельности такого "микроколлектива" и объединяющих его интересов. А эти особенности "микроколлектива", в свою очередь, в значительной мере зависят от качеств самого первичного коллектива (его направленности, сплоченности, требовательности и т. д.).
Влияние первичного коллектива на характер дружбы между отдельными школьниками представляет собой косвенную форму влияния первичного коллектива на развитие сознания и самосознания учащихся.
7. Роль дружбы в развитии сознания и самосознания учащихся делает особенно актуальной проблему педагогического влияния на формирование дружеских связей между школьниками и их характер. Опыт школы говорит о наличии возможностей такого влияния, а также о возможности и целесообразности в ряде случаев использования уже сформировавшихся дружеских связей для воздействие на формирование необходимых моральных качеств и правильного поведения старшего школьника.