Слайд 2Виды познания
Самопознание
Социальное познание
Ненаучное
познание
Научное
познание
Слайд 3Особенности научного познания
1.Стремление к объективности.
2. Праксеологизм.
3. Использование
специально разработанных методов.
Слайд 4Метод (от гр. methodos – путь исследования) понимается как орудие, средство
познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта(исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью.
Слайд 5Методы научного познания
Общенаучные
Всеобщие
( филосовские)
Частные
Слайд 6Обратимся к заданию с выбором из двух суждений. Предлагается проанализировать следующие
высказывания:
А. Развитие науки невозможно без достижений предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
Первое утверждение, как правило, не вызывает сомнений. Относительно роли научных революций позиция отвечающих не столь однозначна. В частности, немало тех, кто посчитал это суждение верным. Однако достаточно обратится к реальным фактам, чтобы убедиться в ошибочности данного тезиса. Так, научные открытия начала ХХ в. хотя и изменили многие представления, однако не стали отрицанием всего того, что было установлено ранее. Иначе вряд ли бы в школе изучались законы Ньютона, Паскаля и других исследователей. Таким образом, единственное верное суждение – первое.
Слайд 7Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познавательная деятельность
нацелена на получение достоверного знания.
Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, признается в качестве истины.
Слайд 8 Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность человека
в качестве своей главной, конечной цели выдвигает постижение абсолютной истины.
Б. Познавательная деятельность обязательно предполагает использование определенных научных приборов, носит орудийный характер.
Слайд 9 Верны ли следующие суждения о сущности познания?
А. Непосредственные чувственные ощущения,
в результате которых люди постигают отдельные внешние стороны и качества предметов и явлений, представляют собой единственный источник достоверной информации об объекте.
Б. Одним из критериев истинности знания выступает его логическая обоснованность и доказательность.
Слайд 10 Особенностью научного познания является
опора на здравый смысл
использование наблюдений
констатация фактов
стремление к
объективности
Слайд 11Житейские знания основаны на:
1) эстетическом отношении к действительности;
2) здравом смысле;
3)
интуитивном озарении;
4) научно обобщенных фактах.
Строго говоря, житейские знания могут включать в себя все из перечисленного в вариантах ответа. Но если речь идет об основании этих знаний, то наиболее точным будет ответ “здравый смысл”, т.е. осмысление действительности не в качестве ее стороннего наблюдателя-исследователя, а в ходе повседневной жизни преимущественно методом “проб и ошибок”.
Слайд 12 Мышление образами – обязательная составляющая познания
художественного
научного
мифологического
житейского
Слайд 13Познание средствами искусства обязательно предполагает использование
1) отвлеченных понятий
2) художественных образов
3) научных приборов
4) абстрактных моделей
Слайд 14Утверждение “Если зима была суровой, то лето будет жарким” – это:
1) научное наблюдение;
2) авторитетное мнение;
3) народная примета;
4) логический вывод.
Слайд 15 И чувственное, и рациональное познание нацелено на:
1) восприятие
окружающего мира
2) приобретение истинных знаний об окружающем мире
3) опровержение существующих теорий
4) создание новых теорий
Слайд 16Методы научного познания
Всеобщие
(Филосовские)
Общенаучные
Частные
Эмпирические
наблюдение
эксперимент
моделирование
Теоретические
анализ
синтез
индукция
дедукция
Слайд 17 Наблюдение - это систематическое планомерное изучение явлений действительности путем
восприятия предметов и явлений.
Слайд 18Эксперимент - испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.
Слайд 19 Моделирование - это материальная или идеальная имитация реально существующего
или предполагаемого объекта путем конструирования модели.
Слайд 20Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем
моделирование при помощи
компьютера последствий высадки на Землю инопланетного корабля
определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды
разработка философами-футурологами теории глобального управления современным миром
выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках
Слайд 21 “Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу”. Данное утверждение является примером
1)
житейского знания
2) мифологического знания
3) научного знания
4) паранаучного знания
Слайд 22«Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение
является примером
1) художественного образа
2) паранаучного знания
3) суждение на уровне здравого смысла
4) научного знания
Слайд 23Утверждение “Грипп-это вирусная инфекция” – это:
1) суждение на уровне здравого смысла;
2)
выражение народной мудрости;
3) научная гипотеза;
4) научно обоснованный вывод.
Слайд 24Только в состав научного познания входят
1) установленные факты
2) экспериментально обоснованные выводы
3) логические умозаключения
4) результаты наблюдений
Слайд 25Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен эмпирическим путем?
1)
Создание философами теории «открытого общества».
2) Выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках.
3) Определение экологами прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда.
4) Разработка философами теории управлении в условиях глобального мира.
Слайд 26Запишите слово, пропущенное в схеме.
Слайд 27Запишите слово, пропущенное в схеме.
Слайд 28Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем.
моделирование при помощи
компьютера последствий высадки на Землю инопланетного корабля
определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды
разработка философами-футурологами теории глобального управления современным миром
выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках
Слайд 29 Эмпирический и теоретический уровни знания присущи
любому виду познания
научному познанию
обыденному познанию
рациональному
познанию
Слайд 30 Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?
описание научных фактов
проведение наблюдений
описание экспериментальных данных
выдвижение гипотезы
Слайд 31 Анализ (гр. аnalysis – разложение) - метод исследования,
состоящий в разделении целого на его составные элементы.
Синтез (гр. synthesis – наведение) - метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое.
Слайд 32
Индукция (лат. Inductio – наведение)-
метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.
Слайд 33Умозаключение – это мысль, в ходе которой из одной или нескольких
суждений выводится новое суждение.
Слайд 34 Дедукция ( лат. deductio – выведение) - метод
познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.
Слайд 35Формы научного познания:
Вопрос
Проблема
Гипотеза
Теория
Концепция
Слайд 36
Вопрос - некое природное или
социальное явление или ситуация, причины которого или связи которого с другими явлениями неясны.
Слайд 37 Проблема – это совокупность суждений, включающая в себя
ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта.
Слайд 38 Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) - научно
обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений.
Слайд 39 Теория - система основных положений, в которых обобщается
опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира.
Слайд 40 Концепция(парадигма) - система фундаментальных научных установок, представлений и
терминов, принимаемая и одобряемая научным сообществом и объединяющая большинство ее членов.
Слайд 41Выберите из предложенного методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.
постановка
эксперимента
построение математической модели
проведение наблюдений за объектом
выдвижение гипотезы
построение системы доказательств
осуществление анализа полученных данных
Слайд 42Завершите фразу:
«Теоретическое осмысление действительности- непосредственная цель _____ познания».
Слайд 43Научное познание
………
Предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования
Теории:
Система взаимосвязанных утверждений, законов
Законы:
Выводы
о существенных, объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Слайд 44Научное знание в отличие от иных видов человеческого знания
1) предполагает непосредственное
наблюдение
2) не требует системы доказательств
3) основано на иррациональной вере
4) предполагает выдвижение и обоснование гипотез
Слайд 45 Методы познания
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Слайд 46 В 60-е годы академик Я.Зельдович предположил, что в природе есть
большое количество частиц, которые никогда не наблюдались экспериментально. Это утверждение представляет собой пример
научной теории
социального познания
выдвижения гипотезы
чувственного познания
Слайд 47Виды познания
Самопознание
Ненаучное
познание
Социальное
познание
Научное
познание
Слайд 48Особенности социального познания
Совпадение субъекта и объекта
Подключение оценки к факту и интерпретации.
Слайд 49 Интерпретация
(от.лат.-посредничество,толкование, объяснение),истолкование,разъяснение смысла,значение текста.
Слайд 50Самопознание
Это изучение личностью собственных психических и физических особенностей,осмысление самого себя.Оно начинается
в младенчестве и продолжается всю жизнь.Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира,так и познания самого себя.
Слайд 51Какое из приведенных утверждений является научным:
1) время течет повсюду
одинаково;
2) делая добро другим, человек нравственно возвышается;
3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;
4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям?
Чтобы выделить действительно научное утверждение, следует исходить из специфики научного знания, не мешает также вспомнить некоторые сведения в данном случае из курса физики. Это поможет отвергнуть несостоятельные с научной точки зрения первое, и третье суждения. Что же касается второго утверждения, то, являясь верным по сути, оно выходит за рамки научного познания: наука, как известно, не вторгается в область моральных ценностей, оставляя их анализ и осмысление философии и религии. Последнее же суждение отвечает всем признакам научного знания.
Слайд 52Более сложными являются задания на определение особенностей социального познания. Они предполагают
выбор из двух суждений. В одном из них требуется рассмотреть следующие утверждения:
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
Эти положения кажутся взаимоисключающими, однако применительно к изучению общественных явлений оба они верны. С одной стороны, поскольку обществознание является разновидностью научного знания, требование объективности остается в силе. С другой стороны, влияние позиции исследователя здесь будет существенно выше, чем в естествознании, так как речь идет о явлениях, где люди не сторонние наблюдатели, но активные участники, а зачастую и “режиссеры”социального действия. Уменьшить эту “неизбежную тенденциозность” помогает сопоставление различных подходов и оценок.
Слайд 53 Ученик проводит по заданию учителя географии наблюдения за лишайниками, растущими
на деревьях в городском парке для того, чтобы определить степень загрязнения воздуха в городе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?
деревья в городском парке
ученик, проводящий эксперимент
лишайники, растущие на деревьях
дневник наблюдений, ведомый учеником
Слайд 54 Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного
познания?
описание фактов
проведение наблюдений
накопление экспериментальных данных
выдвижение гипотезы
Слайд 55К особенностям социального познания ученые относят то, что
объектом познания является природа,
а не общество
результат познания не затрагивает интересов различных групп в обществе
исключается собственное неконтролируемое воздействие на предмет исследования
ограничены возможности использования методов эксперимента и наблюдения
Слайд 56 Опора на объективные факты при аргументации выводов – обязательная составляющая
познания
художественного
научного
мифологического
житейского
Слайд 57И религиозное, и научное знание
1) имеет объективный характер
2) предполагает доказательства
3) может
передаваться из поколения в поколение
4) необходимо человеку для рациональной деятельности
Слайд 58Верны ли следующие суждения:
А. Цель научного познания – осознание
закономерностей процессов и явлений.
Б. Цель научного познания – отражение действительности в художественных образах.
Слайд 59Верны ли следующие суждения:
А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной
деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности.
Слайд 60Особенностью социального познания является
1) нацеленность на поиск истины
2) стремление постичь законы
общественного развития
3) совпадение познавающего субъекта и объекта познания
4) осуществление исследований и экспериментов
Слайд 61Верны ли следующие суждения:
А. Ложными являются знания, не соответствующие
предмету изучения.
Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.
Слайд 62Утверждение «По данным археологов, во время нашествия орд Батыя на Русь
было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером
мифологического знания
житейского знания
народной мудрости
научного знания
Слайд 63Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отображается в
понятии
1) воспитание
2) обучение
3) познание
4) искусство
Слайд 64
В каких из трех форм проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление.
2)
понятие, представление, умозаключение.
3) понятие, суждение, умозаключение.
4) представление, суждение, ощущение.
Слайд 65Завершите фразу:
«Знания являются результатом __________ деятельности человека, общества в целом».
Слайд 66Обыденное (житейское) знание основано на
1) выдвижении научных гипотез
2) обобщении данных,
полученных экспериментальным путем
3) накоплении жизненного опыта
4) отображении мира в художественных образах
Слайд 67Примером какого знания служит следующее утверждение: «Закон, что паутина, шмель пролетит,
а мошка застрянет»?
1) теоретического
2) астрологического
3) житейского
4) мифологического
Слайд 68Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное
божество. Следовательно, Зевс бессмертен», является примером:
1) представления
2) восприятия
3) понятия
4) умозаключения
Слайд 69Только в процессе научного познания происходит
удовлетворение духовных потребностей общества
формирование целостной
рациональной картины мира
получение практически полезных результатов
отображение мира посредством субъективных образов
Слайд 70 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся
к понятию «научное познание».
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Эмпирический и теоретический уровни, рационализм, доказательность, образность, логичность и обоснованность.
Слайд 71 В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
люди приобретают знания о
мире и о себе
получаются практически полезные результаты
реализуются духовные и материальные потребности личности
средства должны соответствовать целям
Слайд 72Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Человеческие знания отличает
многообразие видов и форм. (Б) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (В) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (Г) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер
характер оценочных суждений
Слайд 73 Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком
окружающего мира. Для него характерно
постижение на основе ощущений некоторых внешних признаков и свойств предметов и явлений
формирование представлений о сходных и различных внешних признаках предметов и явлений
проникновение в суть познаваемых предметов и явлений, установление общих закономерностей их развития
восприятие целостного внешнего облика предмета объективного мира и его удержание в памяти
Слайд 74 Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не
только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, это свойственно исключительно научному познанию.
Слайд 75 Только в процессе научного познания происходит
объяснение объективно действующих законов
применений знаний
на практике
отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
формирование целостного образа мира
Слайд 76 В отличие от других видов познания, в процессе научного познания
обязательно происходит
Отражение внешних признаков познаваемого объекта
теоретическое обобщение результатов наблюдений
формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
построение предположений, основанных на опыте
Слайд 77 Вывод: “Друзья познаются в беде” - является результатом
1) паранаучного
знания
2) обобщения жизненного опыта
3) художественного вымысла
4) экспериментальной проверки
Слайд 78 Опора на объективные факты при аргументации выводов – обязательная составляющая
познания
художественного
научного
мифологического
житейского
Слайд 79 В каких трех формах проявляется рациональное познание?
ощущение, восприятие, представление
понятие, представление,
умозаключение
представление, суждение, умозаключение
представление, суждение, ощущение
Слайд 80 Верны ли следующие суждения о познании?
А. Рациональное познание отражает
существенные свойства предметов и явлений.
Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно.
Слайд 81 И чувственное, и рациональное познание
формирует знания о предмете
использует логические умозаключения
начинается
с ощущения
дает наглядный образ предмета
Слайд 83Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
А. Человек овладевает знаниями
в ходе практической деятельности.
Б. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук.
Слайд 84Какое слово пропущено?
Основные признаки … как формы познания
а) в сознании человека
отражается целостный образ предмета
б) чувственный образ воспроизводится в сознании без непосредственного взаимодействия человека с самим природой
Слайд 85Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
наблюдение отдельных фактов и явлений
объяснение
изучаемых фактов и явлений
фиксация обобщений в форме законов
выдвижение и обоснование гипотез
Слайд 86Остановимся на задании особого типа – задаче.
Как-то А.Эйнштейн
с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. “А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта”,-сказала супруга ученого.
О каких методах научного исследования идет речь в этом фрагменте? Кратко охарактеризуйте их.