Слайд 1
© Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М. Ф.
Решетнева, 2017
Дисциплина
«Основы логической аргументации»
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Преподаватель:
директор ИСИ, доктор философских наук, профессор кафедры РК
Пискорская Светлана Юрьевна
Слайд 2««Основы логической аргументации»
ческой аргументации»
Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
План
Универсальная аргументация: эмпирическая
и теоретическая
Контекстуальная аргументации
Выводы
Слайд 3Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Универсальная аргументация:
эмпирическая и теоретическая
Эмпирическая
- ссылка на опыт, на факты:
Эмпирическое подтверждение
Прямое («Я попробовала, и мне понравилось», «Попробовав раз, покупаю и сейчас», «Мыло „Safeguard” на 90 процентов лучше других сортов уничтожает бактерии», «до и после»)
Косвенное - упоминание о том, что некое всем известное лицо использует этот продукт и горячо его рекомендует (с разрешения этого лица и, как правило, за вознаграждение)
индуктивное («Коля любит Mambu, Толя любит Mambu, Оля любит Mambu, все любят Mambu, и Сережа тоже»).
Эмпирическое опровержение - это процедура установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки.
(«Вы уже поняли, что диета – не для Вас. Мы предлагаем принципиально иное…» )
Слайд 4Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Универсальная аргументация:
эмпирическая и теоретическая
Эмпирическая
- ссылка на опыт, на факты:
Примеры –факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения.
Критерии выбора примеров:
1. Пример должен быть достаточно ясным и неоспоримым.
2. Пример должен побуждать перейти от единичного, частного к общему.
3. Пример должен восприниматься как обычное явление или физически возможное. (реклама «Tide» построена на ряде жизненных примеров с обязательным напоминанием о бесконечности данных примеров: «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!», реклама зубной пасты, пример - куриное яйцо, на одну половину нанесен рекламируемый продукт, а на другую – нет, и как замечательно после такой обработки изменились свойства скорлупы первой половинки)
Слайд 5Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Универсальная аргументация:
эмпирическая и теоретическая
Эмпирическая
- ссылка на опыт, на факты:
Иллюстрации – это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность слушающего в правильности уже известного общего положения.
Если задача примера - подтолкнуть мысль к новому обобщению, то задача иллюстрации – прояснить известное положение, продемонстрировать его возможные применения, усилить эффект. Иллюстрация должна воздействовать на воображение, останавливая на себе внимание (дезодорант для мужчин «Axe-effect», «Shweppes» («Эволюция… До него нужно дорасти»). Особенно эффективно ироническое использование иллюстраций (реклама соков «Моя семья», «Любимый» и т. д. )
Слайд 6Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Универсальная аргументация:
эмпирическая и теоретическая
Теоретическая
- опирается на рассуждение :
Дедуктивная аргументация «Кальций необходим для жизнедеятельности организма. Кальций входит в состав рекламируемого продукта. Данный продукт необходим для систематического применения»)
Системная аргументация («Моя мама каждый день дает мне новые холсты, она знает, что я мечтаю стать художником. Новый Tide Super Plus. Мамочка готова к моим новым открытиям. Новый Tide Super Plus для супермам»)
Принципиальная проверяемость и опровержимость («Если через месяц Вы не почувствуете положительное действие нашего товара, мы вернем Вам деньги»)
Слайд 7Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Универсальная аргументация:
эмпирическая и теоретическая
Теоретическая
- опирается на рассуждение :
Условие совместимости (согласно Закону РФ «О рекламе» реклама пива и т. п. требует обязательного присутствия предупреждения: «Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью»)
Методологическая аргументация это обоснование утверждения путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого оно получено (для обоснования утверждения «20+20=40» - сослаться на метод сложения, для обоснования положения «Предложенная мною рекламная кампания принесет должный эффект» – на анализ эффективности (экономический, психологический) рекламной кампании).
Слайд 8Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
2. Контекстуальная аргументация
Традиция - демонстрация семейных
ценностей («Моя семья», «Добрый», «Беседа»), праздников (Coca-Cola: «Праздник к нам приходит!»), репутация фирмы (реклама швейцарских часов «ROLLEX», «CITIZEN») , образы событий («Эти леденцы я попробовал впервые, когда был маленьким мальчиком, теперь я покупаю их своему внуку»)
Авторитет («стоматологи рекомендуют», «врачи-косметологи советуют», «эксперты утверждают» и т. п.)
Интуиция - ссылка на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения.
Вера - верить можно и в самые нелепые утверждения ( реклама косметических средств, обещающих вечную молодость)
Здравый смысл
Вкус
Слайд 9Лекция 8. УНИВЕРСАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
2. Контекстуальная аргументация
Здравый смысл (в условиях
экономического кризиса 2009 г. здравый смысл «подсказывал», что «пустые» билборды говорят только об одном: если люди не размещают рекламу, значит это им не так уж и важно, значит и мне (другому потенциальному рекламодателю) не нужно, а потому значительная часть билбордов стала активно заполняться информацией типа: «Витамины нужны весной, а реклама всегда» и т. п., заполняя вынужденные «пробелы»)
Вкус - претендует на общую значимость, «хороший вкус»
Мода - касается быстро меняющихся идей и вещей и воплощает определенный способ поведения. Мода создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться (Модный приговор).
Слайд 10
Лекция 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ
ВЫВОДЫ
Выяснили, что такое универсальная аргументация
Рассмотрели ее виды
: эмпирическая и теоретическая аргументация
Кратко охарактеризовали контекстуальную аргументацию