Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Лектор Минина Анна
Анатольевна
К. психол. н., доцент
Слайд 2ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 3ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАСКРЫТИЕ МЕХАНИЗМОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГО И ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЕМОГО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА, ЕГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ ОБУЧАЕМОГО
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЕМОГО И ФОРМАМИ, МЕТОДАМИ ОБУЧАЮЩЕГО И ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЕМЫХ И ВЛИЯНИЕ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОВ, МЕХАНИЗМОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, УСЛОВИЙ,
КРИТЕРИЕВ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИХ ОСНОВЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ И СООТНЕСЕНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
Слайд 7СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (предмет)
Слайд 8СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (задачи)
Слайд 9СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (задачи)
Слайд 10СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (задачи)
Слайд 11ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (1 ЭТАП)
С СЕРЕДИНЫ 17 В. ДО СЕРЕДИНЫ /
КОНЦА 19 В.
1657 г. – «Великая дидактика» Ян Амос Коменский
И. Песталоцци: обучение – дело творчества самого учащегося; акт самодеятельности, саморазвития. И. Гербарт: вопрос об интересе обучения, о неразрывности обучения и воспитания. А.Дистерверг – главенствующая роль учителя в образовательном процессе; учебный процесс – это единство ученика, учителя, изучаемого предмета и условий обучения
К.Д. Ушинский – целостная концепция развития человека; ребенок в центре обучения и воспитания; психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления и речи в процессе обучения – предметы специального анализа и задачи развития. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
П.Ф. Каптерев – «Педагогическая психология» (1877), ввёл термин «образование» как совокупность обучения и воспитания, рассматривал образовательный процесс с психологической позиции
С.Т. Шацкий – модель личности педагога
Слайд 12ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (2 ЭТАП)
С конца 19 в. до середины 20
в.
Разработка идеи развития в биологии (Ч.Дарвин)
Аккумуляция достижений педагогической мысли, результатов психологических и психофизических экспериментов
Интенсивное развитие экспериментальной психологии
Исследование запоминания, развития речи, интеллекта, выработки навыков (А.П. Нечаев, А. Бине, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.П. Блонский)
Изучение научения поведению (Дж. Уотсон, К. Халл, Б. Скинер, Э. Толмен, Э.Газри)
Развитие тестовой психологии, психодиагностики; школьных лабораторий
Развитие специальных педагогических систем: Вальдорфская школа, школа М.Монтессори
Слайд 13ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНЦА Х1Х ВЕКА
КОМПЛЕКСНАЯ РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА , ЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (Г.ЛЕ БОН), ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА (В.-А. ЛАЙ)
Слайд 15ХХ ВЕК
ТРУДЫ Л.С. ВЫГОТСКОГО – КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: РЕБЕНОК В СВОЕМ
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПОВТОРЯЮТ ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1920 ГОД – ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ ДЕФЕКТИВНОСТЬЮ, БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1930-Е ГОДЫ – КАЩЕНКО «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ», ИЗДАНА ТОЛЬКО В 1992: В ПОЯВЛЕНИИ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ ВИНОВАТ НЕ УЧИТЕЛЬ, А ОБЩЕСТВО
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО, КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТА С.Л. РУБИНШТЕЙНА
1936 ГОД – ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСА»
Слайд 16ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (3 ЭТАП)
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ЭТАПА – СОЗДАНИЕ ЦЕЛОГО
РЯДА СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕОРИЙ ОБУЧЕНИЯ
1954 Г. – Б. СКИННЕР – ИДЕЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, Л.Н. ЛАНД (1960-Е) – АЛГОРИТМИЗАЦИЯ
В.ОКОНЬ, М.И. МАХМУТОВ – ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
1950-Е – П.Я. ГАЛЬПЕРИН, .Ф. ТАЛЫЗИНА – ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Д.Б. ЭЛЬКОНИН, В.В. ДАВЫДОВ – РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
1960-80-Е – ШИРОКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ: С.Л. РУБИНШТЕЙН, Д.Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, И. ЛИНГАРТ, И.И. ИЛЬЯСОВ
1960-70-Е – СУГГЕСТОПЕДИЯ (Г.К. ЛОЗАНОВА)
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ (Г.А. КИТАЙГОРОДСКАЯ)
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И СПЛОЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ (А.В. ПЕТРОВСКИЙ, Л.А. КАРПЕНКО)
Слайд 17ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ,
ОСНОВЫВАЮЩАЯСЯ НА ЗНАНИИ ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ,
ИМЕЮЩАЯ СОБСТВЕНУЮ ИСТОРИЮ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Слайд 18ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 19ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ (УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ И УРОВЕНЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕБЯ
И ОБЩЕСТВА)
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК?)
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ (ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ РОСТА И СОЗРЕВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ)
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНАЦИИ (КАУЗАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ЦЕЛЕВАЯ / ЦЕННОСТНАЯ)
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ)
Слайд 20ОБРАЗОВАНИЕ
СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ (ОБРАЗ БОЖИЙ)
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
СОДЕРЖАНИЕ ОТРАЖАЕТ
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
ПЕРЕХОД ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ, ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОБУСЛОВЛЕНО ВСЕМИ ФАКТОРАМИ И УСЛОВИЯМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (экономические, политические, социальные, культурные…)
МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН
Наиболее тесна связь образования и культуры, т.к. образование - это интернализация социокультурных ценностей общества
Слайд 21ОБРАЗОВАНИЕ
В ОБЩЕКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ взамен принципа природосообразности Я.А. Коменского
Культура –
воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, предметов и явлений в жизни общества, в основе - ценности
Культура воспроизводится через образование, совместно они образуют «большое дыхание»:
«… образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой и образом культуры. … культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность» (В.Ф. Сидоренко)
Слайд 22ОБРАЗОВАНИЕ
В ОБЩЕКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Слайд 23ПРИНЦИПЫ ПАРАДИГМ ОБУЧЕНИЯ
(по А.Б. Орлову)
Слайд 27ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ ПО ВЫХОДУ, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЕН УНИФИЦИРОВАННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ИЛИ
СТАНДАРТАМИ
ПЕРЕХОД ОТ КОНТАКТНОГО ТИПА ОТРАЗОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ, ГДЕ ОСНОВНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
Слайд 28ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС
РЕАЛИЗУЕТСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЦЕЛЬ – РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ОСНОВНАЯ
ЧЕРТА – НЕПРЕРЫВНОСТЬ
РАЗВИТИЕ ОБУСЛОВЛЕНО СРЕДСТВАМИ И СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 29ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ
ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛУЧЕН КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ,
И ФИКСИРОВАННЫЙ В ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНАДРТА (КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА + ЗУН)
САМ ЧЕЛОВЕК, ПРОШЕДШИЙ ОБУЧЕНИЕ В КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (КАЧЕСТВА + ЗУН + ОПЫТ = КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ОБРАЗОВАННОСТЬ)
Слайд 30СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ОСОЗНАНИЕ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОРГАНИЧЕСКОЙ СОСТАВНОЙ
ЧАСТИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ) ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРЕХОД ОТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕХОД ОТ ЖЁСТКО РЕГЛАМЕНТИРУОВАННЫХ АЛГОРИТМИЗИРОВАННЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УВП К РАЗВИВАЮЩИМ, ИНТЕНСИФИЦИРУЮЩИМ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ УВП КАК КОЛЛЕКТИВНОЙ, СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЕРЕНОС АКЦЕНТА С ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПОЗНАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Слайд 33ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНОГО И ЧУВСТВЕННОГО В Д., Т.Е. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
СУБЪЕКТОМ – «ДЕЯТЕЛЕМ»
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«Деятельность представляет собой динамическую саморазвёртывающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» (А.Г. Асмолов) ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
Слайд 34ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТИВНОЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ ВЫЗВАВШЕЙ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
ПРЕДМЕТНОСТЬ
Д. – 1 ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ (+ СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, ПРОДУКТ, РЕЗУЛЬТАТ): НА ЧТО Д. НАПРАВЛЕНА
МОТИВИВРОВАННОСТЬ –ТО, РАДИ ЧЕГО Д. СОВЕРШАЕТСЯ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ; ЦЕЛЬ – ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ И НАПРАВЛЯЮЩЕЕ НАЧАЛО Д.
ОСОЗНАННОСТЬ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К СУБЪЕКТУ ИЛИ СОДЕРЖАНИЮ, ПРОЦЕССУ Д.
Слайд 35СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ +
ДЕЙСТВИЕ – ЕДИНИЦА Д. (МОТИВ НЕ СОВПАДАЕТ С ПРЕДМЕТОМ):
чтение для уяснения содержания книги – деятельность, чтение, чтобы сдать экзамен – действие
ОПЕРАЦИИ – СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 37УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 39УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 40ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 41ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК