Слайд 1
диалектика
потребностей,
интересов,
целей,
идеалов,
норм
ценностей
Слайд 2Потребности
Потребности можно определить как нужду в чем-либо, объективно необходимом для поддержания
жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности являются внутренним побудителем активности человека, способствуют развитию его деятельности.
Потребности делятся на биологические и чисто человеческие: поиски истины, жажда любви и братства, жажда власти, тщеславие, жажда созидать и разрушать.
Неудовлетворенные потребности ведут к утрате душевного здоровья
Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые
Слайд 3На основании потребностей у человека проявляется интерес к чему-либо.
Интерес -
это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
Интерес - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов.
«важно», «интересно» - такого рода оценки направлены не столько на объект, сколько на самого индивида, его потребности, духовные запросы. .
Слайд 4жизнь невозможна без целей
Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата
деятельности. Целеполагание - преимущество человека. .
Деятельность компьютеров и разнообразных электронных устройств целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. Подражания и инстинкты у животных.
Безцелье и многоцелье
Основой формирования, зарождения и полагания целей являются разнообразные интересы, потребности человека.
Слайд 5
Идеал - это образец, прообраз, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Идеалы,
живые и действенные высокие представления и цели, могут приобретать большую практическую силу.
Собственные результаты деятельности соотносятся с идеалами
на идеалах во многом строится обучение и воспитание подрастающих поколений в обществе
Слайд 6 Норма есть правило, признанные обществом и заданное для исполнения его
членам.
Любая норма включает четыре основных элемента:
содержание - действие, являющееся объектом регуляции;
характер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;
условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;
субъект или группа людей, которым адресована норма.
Различают социальные, юридические, моральные, логические и другие нормы.
Слайд 7
Ценности - это явления как материального, так и духовного характера,
обладающие положительной значимостью, то есть способные удовлетворять какие-либо потребности человека, сообщества людей, служить их интересам и целям.
Ценности бывают: материальные и духовные, положительные и отрицательные, относительные и абсолютные, объективные и субъективные.
По мнению И. С. Нарского, материальные блага являются лишь средством движения к подлинным ценностям. Подлинные же, главнейшие ценности — это человек, счастье человека, свобода, добро и т.п.
Слайд 8Оценка и переоценка
Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности,
необходимости или ненужности того, что оценивается.
переоценка свершившихся ранее событий прошлого производится изменившимся субъектом или иным субъектом
Слайд 9Жизнь как ценность
смысл жизни как:
- эвдемонизм - счастье, блаженство
- гедонизм (от
греч. hedone - наслаждение)
- аскетизм состоит в отречении от мира, умерщвлении плоти;
- аскетизм состоит в отречении от мира, умерщвлении плоти;
- утилитаризм - жить - значит из всего извлекать пользу;
- этика долга состоит в самопожертвовании, альтруизме во имя каких-то идеалов.
Слайд 10Смысл жизни и смерти
Человек - единственное живое существо, которое осознает свою
смертность и способен размышлять о ней
утрата смысла жизни может привести к нравственной, а порой и физической гибели человека.
Цель и смысл жизни личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества
Перевоплощение души (буддизм) и бессмертие (христианство)
Слайд 11Эпикур призывал не бояться смерти
«если человек живет, то смерти нет,
если смерть наступила, то его уже нет»
философия исходит, прежде всего, из самоценности и самоцельности человеческой жизни
Слайд 12Смысл жизни
смысл и ценность человеческой жизни следует из социальной сущности человека
Именно
поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, культуру
смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, а может быть и жертвовать собой ради других.
чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих людей
Слайд 13 биологическая продолжительность жизни человека
индивидуальное чередование жизней как условие существования
человечества
возвращение к жизни людей, находившихся в состоянии клинической смерти.
Слайд 14"право на смерть"
Когда процесс смерти находится под внеличностным контролем, тогда
"право умереть" становится проблемой: возникает вопрос, является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воле?
вмешательство в свободу действия индивида, в том числе в его решение ускорить наступление своей смерти, морально неоправданно в том случае, если он этим не приносит вреда другим, и акт эвтаназии как проявление индивидуальной свободы не должен тогда запрещаться законом.
Слайд 15патерналисты считают эвтаназию недопустимой
Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию
нельзя применять ни при каких обстоятельствах
Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц.
В-третьих, эвтаназия противоречит принципу "пока есть жизнь, есть надежда", не учитывает возможности ошибочного диагноза врача
Слайд 16
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь
разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно