Цели и задачи специальной педагогики презентация

Содержание

Специа́льная психоло́гия (также коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении

Слайд 1Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития

индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.



Слайд 2Специа́льная психоло́гия (также коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые

состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Слайд 3Основные цели специальной педагогики и психологии— выявление и преодоление недостатков в

развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Цели и задачи специальной педагогики.


Слайд 4 Объектом исследования является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

как социокультурный, педагогический феномен.


Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Слайд 5 Предмет— теория и практика специального образования, что включает в себя

изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

Слайд 6 Задачи:
1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных

возможностей жизнедеятельности;
2. определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
3. определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
4. изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
5. разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
6. изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц сограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования.

Слайд 7В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со

специальными образовательными потребностями):
лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,
лица с нарушениями речи,
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), лица с нарушениями эмоционально волевой сферы, лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением), лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).

Слайд 8Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
Принцип комплексного подхода к диагностике

и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Слайд 9Методы:
1. Индивидуальный и групповой лабораторный эксперимент
2. Наблюдение
3. Изучение

продуктов деятельности
4. Анкетирование
5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
• Методики структурирования.
• Методики конструирования.
• Методики интерпретации.
• Методики дополнения.
• Методики экспрессии.
6. Обучающий эксперимент.


Слайд 10Специальная психология имеет следующие разделы:
■ психология слепых (тифлопсихология);
■ психология глухих (сурдопсихология);

психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
■ психология детей с нарушениями речи;
■ психология детей с задержками психического развития (ЗПР) и других категорий детей с отклонениями в развитии.


Слайд 11Областями специальной педагогики являются:
■ олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых;

логопедия — теория и практика преодоления нарушений развития речи;
■ сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих;
■ тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих.


Слайд 12 Индивидуальное обучение.
Индивидуально-групповая форма организации обучения.
Классно-урочная система.
Дополнительные формы.



Формы организации специального обучения.


Слайд 13Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий

среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психолого-педагогической науке.

Слайд 14В медицине, психологии, педагогике имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. Отклонения

от общих закономерностей, неправильность в развитии и др. не соответствия норме, обозначается словом - аномалия (греч. отклонение).


Слайд 15Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы:
Физические
Психические
Педагогические
Социальные


Слайд 16Классификация В.В. Лебединского:
Недоразвитие
Задержанное психическое развитие
Поврежденное психическое развитие
Дефицитарное развитие


Искаженное развитие
Дисгармоническое развитие

Недостатки: при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. При детском церебральном параличе, в частности, можно наблюдать как дефицитарное, так и задержанное развитие, а в отдельных случаях и общее психическое недоразвитие.


Слайд 17Классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина:
К первой группе относятся дети

с нарушениями слуха и зрения.
Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:
- глухие (неслышащие):
а) неслышащих без речи (ранооглохших);
б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших).
- слабослышащие (тугоухие).
Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:
- слепые (незрячие);
- слабовидящие.

Слайд 18Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой

психического развития.
Умственная отсталость: олигофрения и деменция.
Три степени интеллектуального недоразвития:
- идиотия (самая тяжелая степень),
- имбецилъностъ (более легкая по сравнению с идиотией),
- дебильностъ - наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).
Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:
ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрастенического характера.


Слайд 19К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи:
- нарушения устной

речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);
нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы (ДЦП).
К пятой группе относятся дети с комбинированным дефектом.
К шестой группе относятся дети с искаженным развитием - психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.


Слайд 20КОРРЕКЦИЯ - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или

ослабление недостатков психического и физического развития.
КОМПЕНСАЦИЯ - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
РЕАБИЛИТАЦИЯ - восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение нормального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Абилита́ция— это лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. В более широком смысле слова, абилитация — подготовка к какому-либо роду деятельности.


Слайд 21Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением

головного мозга.



Легкая степень (дебильность). IQ 50-69.
Умеренная степень (лёгкая имбецильность). IQ 35-49
Тяжёлая степень (выраженная имбецильность). IQ 20-34.
Глубокая степень (идиотия). IQ ниже 20.


Слайд 22Основные направления коррекционной работы:


1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.


2. Развитие внимания и зрительного восприятия.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
5. Формирование базовых графических навыков.

Слайд 23ЗПР относят к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии, занимающим промежуточное место

между нормой и патологией. Дети с ЗПР испытывают трудности, связанные с адаптацией и обучением, и не имеют тяжелых патологий развития (умственная отсталость, первичное недоразвитие двигательной системы, слуха, зрения и речи).

Слайд 24Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях,

уходом от реального внешнего мира.
Признаками:
1. Аутизм как предельное одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития независимо от уровня интеллектуального развития.
2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем мире.
3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи (независимо от уровня интеллекта).
4. Раннее проявление (до 2,5 года) патологии психического развития.


Слайд 25- В отличие от аутизма, детская шизофрения наступает в более позднем

возрасте и характеризуется менее серьезными поражениями интеллекта, менее тяжелой степенью нарушений в социальной и речевой сфере, появлением бреда и галлюцинаций по мере взросления, а также наличием периодов ремиссий и рецидивов.


- Детская шизофрения является психотическим расстройством, характеризующимся такими тяжелыми симптомами, как разнообразные формы бреда, галлюцинации, нарушения мышления, в высшей степени дезорганизованным поведением, а также значительным ухудшением или нарушением функционирования.


Слайд 26По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе

60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще соци¬ально не адаптируются, 22-23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2-3% достигают удовле¬творительного уровня социальной адаптации.

Слайд 27Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения,

выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Систему коррекционного воздействия.
Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания.


Слайд 28 Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения

и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе.
1 ступень — начальное общее срок освоения 5 — 6 лет .
2 ступень — основное общее образование срок освоения 5 — 6 лет. На второй ступени общего образования (7 — 10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки.
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года .

Специальное образовательное учреждение I вида.


Слайд 29Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную

потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь).
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении — 4 — 5 лет, во 2 отделении  5, 6 .
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях — 6 лет). На 2 ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении — 2 года). На 3 ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.

Специальное образовательное учреждение II вида


Слайд 30Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных

и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.  В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов.


Слайд 31Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой

речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения, хотя на практике может ограничиваться и одним:
в 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;
во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида.


Слайд 32
Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и

воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида.


Слайд 33Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой

психического развития , у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.


Слайд 34 Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания

детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида.


Слайд 35По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в

развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии).

Слайд 36Известные в мировой практике программы ранней помощи:
Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных

и детей до 3 лет»,
Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет,
Мюнхенская функциональная диагностика,
Программа ранней диагностики развития «ТАНДЕМ» (Голландия),
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия).
В России также имеется ряд методических разработок ученых (Е.М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой, Н.Ю. Боряковой и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.


Слайд 41Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям:
- оценка зоны

актуального развития ребёнка;
- психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства;
- сенсомоторное развитие младенца.


Слайд 42Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – выявление детей с ограниченными возможностями здоровья

и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по выбору специального образовательного маршрута в соответствии со специальными образовательными потребностями и условиями, необходимыми ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум.

Слайд 43ФГОС ДО


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика