Слайд 1
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Кузьмичева Анастасия
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «Гештальтпсихология»
История гештальтпсихологии
Понятие гештальта. Принципы и качества
Развитие и исследования: Келер, Дункер,
Левин
Конфликт в гештальтпсихологии
Отличие гештальтпсихологии от гештальт-терапии
История гештальт-терапии
Фриц Перлз (биография)
Гештальт-терапия в Москве
Рекомендуемая литература
Слайд 3Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — школа психологии начала XX века.
Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году. Гештальтпсихология — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности.
Слайд 4ПОНЯТИЕ «ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ»
Гештальтпсихология появилась как попытка психологов построить психологию по аналогии с
физикой. Был период так называемого открытого кризиса в психологии, когда классическая психология сознания, которая пыталась объяснить наш субъективный опыт, деля его на отдельные элементы-ощущения и ассоциативно связанные с ними следы прежних ощущений в прошлом опыте, себя исчерпала. Стали накапливаться такие данные, что стало ясно: в нашем сознании целое к сумме своих частей несводимо. Целостный образ восприятия нельзя собрать из отдельных ощущений, связанных с цветом, формой, качеством поверхности и так далее. И гештальтпсихология решила, что она попробует дать на это объяснение, используя в качестве опоры понятие феноменального субъективного поля, существующего в нашем сознании, которое можно сравнить с внешним электромагнитным полем — в нем тоже действуют силы. И из действия и противодействия этих сил и складывается итоговый образ, который нельзя сложить из его отдельных элементов.
Что-то было понятно еще до того, как гештальтпсихология
оформилась как отдельное психологическое направление.
Например, в XIX веке австрийский исследователь по имени
Христиан фон Эренфельс ввел принцип транспозиции. Мы
можем взять одну и ту же мелодию и сыграть ее на тон
выше или на тон ниже. Каждая нотка изменится, а мелодию
мы все равно узнаем. Это и есть идея того, что целостный
образ («гештальт») несводим к сумме отдельных элементов.
Слайд 5ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ
Появление гештальтпсихологии как таковой возводят к 1912 году, когда один
из ее основателей, Макс Вертгеймер опубликовал описание одного из наиболее ярких феноменов несводимости восприятия к сумме отдельных ощущений, который он назвал фи-феноменом.
Вертгеймер ехал отдыхать домой в поезде, смотрел в окно, и вдруг ему пришло в голову, что если мы наблюдаем две по очереди мигающие точки, два источника света, то мы будем воспринимать движение этого источника света из одной точки в другую (по этому принципу устроены кинематография и мультфильмы), а при еще чуть большей скорости предъявления увидим «чистое» движение — не перемещение объекта, а движение как таковое, которое Вертгеймер и обозначил как фи-феномен.
Он спрыгнул с поезда, заперся на месяц в
гостинице и занимался изучением этого
феномена. Этого не могла объяснить
современная психология того времени,
потому что то, что мы воспринимаем, должно
было складываться как сумма ощущений,
а никаких ощущений из промежуточных позиций
между двумя крайними позициями быть не могло.
Движения там объективно нет, но мы его воспринимаем.
Тогда и появилась идея, что целое несводимо к сумме
частей, что оно главнее, чем части, и может определять
их восприятие. Целое или целостность (‘фигура’) стала
обозначаться немецким словом Gestalt.
Слайд 7МАКС ВЕРТГЕЙМЕР
ВОЛЬФГАНГ КЕЛЛЕР КУРТ КОФФКА
Слайд 8Гештальтпсихология к 20-м годам XX столетия заняла достаточно прочные позиции в
Германии. Но её дальнейшему развитию помешала политика. В 1933 году правительство Адольфа Гитлера изгнало всех евреев, работавших в германских университетах, а продолжавшие работать профессора были обязаны в начале своих лекций отдавать аудитории нацистское приветствие. Макс Вертгеймер и Курт Коффка были евреями, и они вместе с остальными ведущими гештальт-психологами эмигрировали в США. Однако в США в то время господствовал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно иного подхода, и гештальт-психология не смогла занять в этой стране столь же видное место, какое ей удалось занять в Германии. В результате гештальтпсихология прекратила своё существование в качестве отдельной научной школы в 60-е годы XX столетия вместе со смертью Вольфганга Келера
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальт-психология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальт-психологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии Абрахам Маслоу при создании своей теории самоактуализации испытал влияние Макса Вертгеймера, которого он считал одним из образцов самоактуализированной личности.
Слайд 9ПОНЯТИЕ «ГЕШТАЛЬТ»
Слово Gestalt с немецкого переводится как ‘форма’ или ‘фигура’. Но
в гештальтпсихологии оно имеет скорее значение целостности или целого, несводимого к сумме своих частей. Например, если мы говорим о восприятии, под целостностью (гештальтом) будет пониматься так называемая хорошая или равновесная организация зрительного поля.
Гештальтпсихологи пытаются все описывать на языке силовых взаимодействий и предполагают, что все элементы окружающего мира, когда мы их воспринимаем, подчиняются взаимодействию двух типов сил: связывающих, которые пытаются соединить все эти элементы в единое целое, и сдерживающих, которые не дают всему окружающему миру свернуться в одну точку или в одно пятно. Достижение равновесия между
этими силами — это и есть нахождение того,
что мы называем гештальтом.
Слайд 10Феномен, описанный датским гештальтпсихологом Эдгаром Рубином, — ваза Рубина (или «профили
и ваза»):
Эта картинка с двумя профилями по бокам может восприниматься как профили, а может восприниматься как ваза. И когда мы видим вазу, она как будто выходит на нас вперед, а профили исчезают, превращаются в фон — ваза становится фигурой, гештальтом. А когда мы начинаем воспринимать профили, то тогда уже они как будто выходят на нас вперед, а вазы уже не существует — она фон, который находится за ними.
На основе этого закона образования целостной фигуры — так называемого закона прегнантности, закона целостности —
становится ясно, что любая психическая
организация будет всегда настолько хорошей,
насколько позволяют условия восприятия.
Слайд 11ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТИЗМА
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
•
близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе)
• схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе)
• целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности)
• замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму)
• смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое)
• общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Слайд 13В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности
(Prägnanz).
Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальт-психологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Слайд 15РАЗВИТИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ: КЕЛЛЕР, ДУНКЕР, ЛЕВИН
Карл Дункер
Курт Левин
Слайд 161. Вольфганг Келер изучал решение задач человекообразными обезьянами.
Келер предположил, что
ситуация, в которой есть конфликт между тем, что у нас имеется, и тем, чего мы хотим (то есть между условиями и требованиями задачи), — это не целостная ситуация, не гештальт, а решенная задача — это гештальт, хорошая, целостная конфигурация. Затем ввел еще один важный принцип для гештальтпсихологии — так называемый принцип изоморфизма (равенства форм). Он предположил, что структура внешнего мира — физического поля — изоморфна электромагнитным процессам в мозге и процессам в нашем сознании — «феноменальном поле». Иными словами, можно говорить о «равенстве форм» в физическом, физиологическом и феноменальном полях.
2. Карл Дункер перенес это на решение творческих задач человеком, назвав это переструктурированием ситуации, переходом от «плохой» конфликтной структуры к «хорошей», целостной, где разрыв устранен. Ввел термин «инсайт» - переструктурирование проблемной ситуации, которое ведет к устранению основного конфликта и решению задачи.
3. Курт Левин пытался применять идеи и принципы гештальтпсихологии к поведению личности в окружающем мире. Он рассматривал поведение человека как функцию его личности как системы напряженных потребностей и структуры окружающей среды, для описания которой он использовал понятие поля. Личность в любой момент времени — это меняющаяся, динамичная система временных потребностей (квазипотребностей). Эти квазипотребности сополагаются объектам окружающего мира, которые имеют для нас ту или иную валентность: они либо притягивают нас, либо отталкивают.
Слайд 17КОНФЛИКТ В ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ
Курт Левин описал основные типы конфликтов, которые потом вошли
в качестве золотого фонда в область конфликтологии.
Дальше из этих гештальтпсихологических идей в приложении к личности стали расти социально-психологические теории. Сначала Фриц Хайдер предложил теорию когнитивного баланса, предполагая, что баланс, равновесие может достигаться в голове у человека (в его познании — отсюда термин «когнитивный баланс»), а не обязательно при взаимодействии с полем, как предполагал Левин. Наша психическая жизнь, согласно этой теории, стремится к равновесию.
Слайд 18ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Направление под названием «гештальт-терапия» имеет довольно отдаленное отношение к
гештальтпсихологии, за тем исключением, что в его основе тоже лежит идея реорганизации (переструктурирования) опыта человека в данный конкретный момент времени, нахождение некоторой равновесной структуры.
Гештальт-терапия противопоставляет себя психоанализу — это анализ текущей настоящей ситуации, то есть то, что происходит здесь и сейчас. Психоанализ направлен в прошлое, именно в прошлом ищут проблемы текущей жизни человека. Гештальт-терапия всегда работает с настоящим, и в этом смысле она перекликается с гештальтпсихологией, когда есть структура поля здесь и сейчас. Но Фриц Перлз, который считается основателем гештальттерапии, не был гештальтпсихологом.
Трудно утверждать, что в основе изобретения Перлза лежат принципы гештальта. Некоторые идеи гештальт-психологии там действительно присутствуют, но в целом гештальт-терапия скорее синтез психоанализа, биоэнергетики и психодрамы. Перлз не скрывал, что он ознакомился с концепцией гештальтпсихологии достаточно поверхностно - по его собственному признанию, ни одну из ключевых монографий этого направления он не осилил целиком. Да, он воспользовался некоторыми положениями гештальтпсихологии, но в своей, достаточно вольной интерпретации.
Слайд 19ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в психотерапии, основанное
на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самоосознавание, и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, как психоаналитик, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход.
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе терапии пациенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.
В качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»).
В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д.
Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.
Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности пациента. Посредством осознавания и самоанализа пациент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности.[1] Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.
Слайд 20Аксиома Гештальта: лечить можно только человека, а не симптом. Невозможно изменить
один фрагмент жизни, не затрагивая всего остального, иначе в жизни клиента конфликт лишь усилится. Парадокс состоит в том, что когда человек обнаруживает и признаёт, насколько симптом в действительности конструктивен, высвобождается энергия для изменения и принятия человеком состояния, в котором он находится.
Принципы гештальт-терапии:
1. «Здесь и сейчас»
2. «я и ты»
3. Принцип субъективизации высказываний
4. Непрерывность осознания
Слайд 21ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ
1. Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком
(Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом.
2. Совместно с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».
3. В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке» состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность.
4. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.
5. По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два важных изменения.
Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей методикой.
Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.
Слайд 22ФРИЦ ПЕРЛЗ
Фредерик Саломон Перлз также известен как Фриц Перлз; (8 июля
1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) — выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского происхождения. Основоположник гештальт-терапии.
Родился в Берлине в 1893 году.
Во время Первой мировой войны воевал в составе немецкой армии, был ранен.
В 1913 году приступает к изучению медицины — без особого интереса, рассматривая её как путь в философию и физиологию.
В 1921 году получает степень доктора медицины и начинает заниматься психиатрией.
1925 год — начало 7-летнего курса психоанализа, сначала у Вильгельма Райха, затем у Карен Хорни. Называет этот период «бесполезной жизнью на кушетке».
В 1926 году Перлз знакомится с Куртом Гольдштейном — неврологом и психиатром, занимавшимся тогда солдатами с ранениями головного мозга, сторонником целостного, холистического, подхода к организму (организм-как-целое), и становится его ассистентом во Франкфуртском университете. Как «верный фрейдистам», он спорит с Гольдштейном, но будет вынужден вернуться к холизму через 10 лет — уже в Южной Африке. Холистический подход становится одним из краеугольных камней будущей гештальт-терапии: на нём базируется представление о взаимоотношении организм — окружающая среда. Постулируется, что человек и его окружение — единая система, и психотерапия невозможна без анализа контакта между ними.
Слайд 231927 год — Перлз продолжает свой анализ и получает супервизию у психоаналитиков во
Франкфурте, Вене и Берлине.
В 1930 году женится на Лоре Познер, с которой познакомился во Франкфуртском университете. Лора, доктор психологии, занимается гештальт-психологией и знакомит Перлза со всеми последними разработками в этой области.
В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, Фриц Перлз, Лора Перлз и их старшая дочь Рената уезжают в Голландию, а год спустя перебираются в Южную Африку. Перлз едет туда, формально оставаясь ортодоксальным психоаналитиком: «Я еду проповедовать фрейдовское евангелие в Южную Африку»,- и основывает там институт психоанализа.
В 1942 году Фриц пошёл в южноафриканскую армию, где он служил в качестве психиатра в звании капитана до 1946 года.
В 1946 году Перлз переехал в Нью-Йорк.
В 1951 году в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном публикует книгу «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности». Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, центр которого находился в квартире Перлза.
В 1954 году был также создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей стране.
В 1960 году Перлз переехал на западное побережье Соединённых Штатов, некоторое время жил и работал в Лос-Анджелесе. Перлз рассказывает в своей автобиграфии, что в этот период он заинтересовался учением дзэн и ездил в японский монастырь дзэн, где два месяца изучал дзэн под руководством мастера дзэн.
В 1964 году он вошёл в штат знаменитого Института Эсален в Биг Сюр, штат Калифорния. Перлз стал лидером в движении за раскрытие потенциала человека.
В 1969 году Перлз перебрался в Британскую Колумбию, где на острове Ванкувер основал гештальт-общину. В том же году он опубликовал две наиболее известные ныне работы — «Гештальт-терапия в дословном изложении», а также «Внутри и вне помойного ведра».
Фриц Перлз умер в возрасте 76 лет 14 марта 1970 года после непродолжительной болезни (осложнения после ранее проведенной операции на сердце).. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами — «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году.
Первая книга Фрица Перлза, полностью опубликованная в 1983 по-русски была «Внутри и вне помойного ведра» (Автобиография мастера). В 1990 опубликована «Практика гештальт-терапии» (написана в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном).
Слайд 24ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В МОСКВЕ
Московский Институт Гештальт-Терапии и Консультирования
Московский институт гештальта и психодрамы
(МИГИП)
Московский Гештальт Институт
Слайд 25РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гордон У. «Гештальттерапия постмодерна»
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. «Путешествие в Гештальт.
Теория и практика»
Лобб М.С. «Сейчас-ради-потом в психотерапии. Гештальт-терапия, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма»
Перлз, Ф. «Внутри и вне помойного ведра»
Перлз, Ф. «Гештальт-терапия в дословном изложении»
Перлз, Ф. «Опыты психологии Самопознания»
Перлз, Ф. «Практика гештальт-терапии»
Перлз, Ф. «Свидетель Терапии»
Перлз, Ф. «Эго, голод и агрессия»
Франчесетти Д. «Панические атаки. Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов»