Слайд 1Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT).
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южный Федеральный Университет»
Академия педагогики и практической психологии
Выполнила:
Студентка 3 курса, 31- П
Анисимова Надежда
Слайд 2Содержание.
Содержание методики.
История.
Инструкция и примеры.
Ключ.
Отношения.
Примечания.
Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные
предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов)
Примеры оценки результатов теста.
Список литературы.
Слайд 3Содержание методики.
Методика (метод) незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает
его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию.
Слайд 4История.
Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950
годах (Sacks sentence completion test, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий.
Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению. SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет.
Слайд 5Инструкция и примеры.
Инструкция:
На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими
словами, на ваше усмотрение.
Примеры:
Будущее кажется мне__________________________
Мое начальство____________________
Знаю, что глупо, но боюсь______________________
Слайд 6Ключ.
Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.
В основе
методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
Слайд 7Отношения.
1.Отношение к отцу :1.16.31.46.
2. Отношение к себе: 2.17.32.47.
3. Нереализованные возможности: 3.18.33.48.
4. Отношение к подчиненным 4.19.34. 49.
5. Отношение к будущему: 5.20.35. 50.
6.Отношение к вышестоящим лицам:6.21.36.51.
7.Страхи и опасения: 7.22.37.52.
Слайд 8Отношения.
8. Отношение к друзьям: 8.23.38.53.
9.Отношение к своему прошлому:9.24.39.54.
10.Отношение к лицам противоположного
пола: 10.25.40.55.
11.Личная жизнь:11.26.41. 56.
12.Отношения к семье: 12. 27. 42. 57.
13.Отношение к сотрудникам: 13.28.43.58.
14.Отношение к матери: 14. 29. 44. 59.
15.Чувство вины: 15. 30. 45. 60.
Слайд 9Примечание.
Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и
отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
Слайд 10Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов
теста (клинические случаи из практики психологов)
Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например:
Отношение к отцу
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хочу, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: "Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти".
Слайд 11Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов
теста (клинические случаи из практики психологов)
Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:
· 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.
· 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.
· 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.
· Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
Слайд 12Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов
теста (клинические случаи из практики психологов)
Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Авторам SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.
Слайд 13Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов
теста (клинические случаи из практики психологов)
Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:
1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как "слишком нервозную" и "мелочную". Он считает, что большинство матерей "слишком любят своих детей и балуют их".
Слайд 14Примеры оценки результатов теста.
1. Отношение к матери
Случай № 2 Оценка: 2
Пункты
14. Моя
мать — ворчунья.
29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.
44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих детей.
59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.
Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной.
Слайд 15Примеры оценки результатов теста.
Случай № 23 Оценка: 1
Пункты
14. Моя мать бережлива.
29. Моя мать
и я — хорошие друзья с разными позициями.
44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают свои же доводы.
59. Мне нравится моя мать, но нет никаких "но".
Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу во взглядах.
Слайд 16Примеры оценки результатов теста.
Случай № 56 Оценка: 0
Пункты
14. Моя мать — замечательная женщина.
29.
Моя мать и я — большие друзья.
44. Я считаю, что большинство матерей — значимые персоны.
59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего.
Заключительная интерпретация: Выражает только положительные чувства по отношению к матери.
Слайд 17Список литературы.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.
- 416 с. (с. 22-24)
Слайд 19Содержание.
Содержание методики.
Назначение методики.
Стимульный материал.
Процедура проведения теста и инструкция.
Список юмористических фраз. Примеры.
Темы.
Подсчет.
Интерпретация.
Список
литературы.
Слайд 20Содержание методики.
Тест юмористических фраз (ТЮФ), разработанный А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой, предназначен для экспресс-диагностики
структуры мотивационно-потребностной сферы личности. ТЮФ позволяет быстро определить наиболее напряжённые и фрустрированные потребности человека — источник его нервно-психического неблагополучия, а также выбрать адекватное направление психотерапевтического воздействия.
Тест представляет собой набор из 44 карточек с фразами и 9 карточек с темами.
В процессе выполнения методики тестируемый раскладывает карточки с юмористическими фразами по нескольким темам. Все тестируемые отмечают, что выполнение теста вызывает у них положительные эмоции.
Слайд 21Назначение методики
ТЮФ применяется давно и успешно применяется в самых разных областях приложения психологических
знаний. В менеджменте — для диагностики лояльности персонала, честолюбия, и т. п., выявления адекватных индивидуальных стимулов, мотивирующих человека к эффективной деятельности (деньги, карьера, удовлетворение познавательных потребностей и др.). В политике — для отбора и оценки доверенных лиц. В социальной сфере — для диагностики ценностных противоречий в семейно-брачных отношениях; выявления ценностных ориентаций при выборе профессии. В профессиональном спорте — при подборе индивидуальной системы стимулов для мотивации спортивных достижений. В образовании ТЮФ эффективен при выявлении причин неуспеваемости старшеклассников и студентов, прогноз успешности педагогической деятельности и т. п.
Слайд 22Стимульный материал
Набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках. 40
фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10-ти основных). Все использованные фразы взяты из сатирико-юмористических изданиий, таких, как рубрика "Фразы" с 16-ой полосы "Литературной газеты"и подобраны в ходе многочисленных экспериментов так, чтобы средние значения 10-ти классов (по 10-ти заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал при необходимости можно освежить за счет новых острот и новых тем.
Слайд 23Процедура проведения теста и инструкция.
Экспериментатор предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими
фразами, ориентируя испытуемого на изучение остроумия:
Инструкция. "Это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза (или острота) имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме".
Слайд 24Список юмористических фраз. Примеры.
Перья у писателя были, но ему не хватало
крыльев.
Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться.
Счастье не в деньгах, а в их количестве.
Крик моды понятнее всего на чужом языке.
Слайд 25Темы.
Названия тем, напечатанные на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым. Темы
были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток,
В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые названия):
1) садизм,
2) секс,
3) пагубные пристрастия (пьянство),
4) деньги,
5) мода,
6) карьера,
7) семейные неурядицы,
8) социальные неурядицы,
9) бездарность в искусстве,
10) человеческая глупость.
Слайд 26Подсчет
Подсчет не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в
соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. (Известно, что такие классы, как I, 8, 9 и 10 являются более многочисленными у большинства людей). При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.
Слайд 29Интерпретация
1. ТЮФ указывает только на значимость тематического конструкта, поэтому возможна инверсия
и при интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле психолог должен учитывать (в индивидуальном случав) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мозахистическую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция).
2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную слепоту" по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).
Слайд 30Интерпретация
3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах,
анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.
4. Различные темы имеют неодноплановый статус:
потребности организма - темы I, 2, возможно, 3;
потребности индивида - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;
потребности личности - темы 9, 10, возможно, 7, 8.
Слайд 31Список литературы.
Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Мн.: Соврем. школа,
2007. – 496с.