Теория системной динамической локализации высших психических функций. Лекция 4 презентация

Содержание

Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Она обладает большой теоретической и практической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную

Слайд 1ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕОРИЯ
СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ


ЛЕКЦИЯ 4

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ


Слайд 2Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия,

составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Она обладает большой теоретической и практической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования.


Слайд 3Высшие психические функции – понятие, введенное Л.С.Выготским, - обозначает сложные специфически

человеческие психические процессы.
Они возникают на основе «натуральных» (природных, которые человек имеет от рождения) психических функции, и приобретаются в процессе жизни в результате обучения и воспитания. К ВПФ относятся восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.


Слайд 4ТЕОРИЯ ОТТАЛКИВАЕТСЯ ОТ ПОНЯТИЯ «ЛОКАЛИЗАЦИЯ».
Локализация – это привязка функции к

месту. Это ответы на вопросы: какой области головного мозга, какая функция соответствует; какой вклад вносит каждый участок мозга в осуществлении целостной психической функции. В свое время были осуществлены открытия Полем Брока моторного центра речи (отвечает за осуществление речевых движений) и Карлом Вернике сенсорной зоны речи в височной доли левого полушария (отвечает за понимание речи других людей). И тогда ученые предположили, что каждой ВПФ соответствует специализированный отдел в мозге. Это направление в науке получило название «узкий локализационизм».


Слайд 5ДАЛЕЕ ИДЕТ ПОНЯТИЕ «СИСТЕМНОСТИ».
Все ВПФ приобретаются на базе элементарных, данных человеку

от рождения функций:
безусловных рефлексов (врожденные движения ручек, ножек, рефлекс схватывания и др.);
ощущений, получаемых с помощью анализаторов - зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного. Совокупность видов деятельности, в основе которых лежит тот или иной анализатор, называется модальностью.

Слайд 6Над ощущениями, которые обеспечиваются анализаторами, надстраиваются более сложные процессы, это и

есть ВПФ. В процессе овладения различными формами социального поведения между элементарными функциями (сенсорными, моторными) возникают специфические взаимодействия, «сложные сплетения». Эти сплетения складываются в специфические межфункциональные системы. Те участки, которые раньше работали самостоятельно, становятся звеньями единой функциональной системы (например, зрительное восприятие + моторная функция руки = зрительно-моторная координация).

Слайд 7Получается, что ВПФ требуют совместного участия связанных между собой разных модальностей,

то есть ВПФ в основном полимодальны. Таким образом, ребенку на ранних этапах развития необходимо обеспечить все разнообразие ощущений и движений, так это служит базой для образования более сложных реакций. Задержки психического развития часто обусловлены не недостаточностью определенных сенсорных зон, а недостаточностью межзональных связей.


Слайд 8ПИСЬМО – ДОВОЛЬНО СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, И ВОТ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ ЕГО

СОСТАВЛЯЮЩИЕ:

Слайд 9Благодаря теории СДЛ были объяснены следующие закономерности нарушений ВПФ:
1 – при

ограниченных поражениях мозга ВПФ не распадаются, а дезорганизуются, и как следствие затормаживаются;
2 – при выпадении одного и того же фактора выпадает то или иное звено системы ВПФ;
3 – выпадение того или иного фактора ведет к системному нарушению всей функции в целом;
4 – при поражении одного какого-нибудь участка мозга могут оказаться нарушенными ни одна, а несколько ВПФ, имеющих в своей системе пораженный участок;
5 – одна и та же ВПФ может быть нарушена при поражении нескольких различных участков мозга, но при этом будут различными механизмы и психологическая структура дефекта




Слайд 10СЛЕДУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ - «ДИНАМИЧЕСКАЯ».
В этой теории подчеркнут динамический характер локализации.

Динамичность обусловлена тем, что одна и та же зона мозга может включаться в самые разнообразные ансамбли мозговых областей и динамично менять свою роль. При осуществлении одной функции она работает совместно с одними зонами, а при осуществлении другой – с другими. Это похоже на цветные стеклышки в детской игрушке «калейдоскоп»: стеклышки одни и те же, а изображение меняется в зависимости от их сочетания. Помимо этого динамический характер локализации выражается еще в том, что локализация ВПФ может меняться в процессе онтогенеза во время научения, упражнения.

Слайд 11ВСЕ ВПФ ИМЕЮТ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯМИ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
Признак социальности

определен тем, что первоначально любая ВПФ реализуется как форма взаимодействия между людьми. Вначале взрослый с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.


Слайд 12На первых этапах формирование ВПФ опирается на относительно простые сенсорные и

моторные процессы и представляет собой развернутую форму предметной деятельности (действий с предметами). В дальнейшем действия свертываются во внутренний план и становятся умственными. Например, на начальных этапах ребенку нужно было складывая, совмещать палочки друг с другом и пересчитывать их, а затем все эти операции он научается совершать в уме. Свернуть действие во внутренний план позволяет, во-первых, воображение, а во-вторых, словесные обозначения предметов и действий с ними. Ведь взрослый управляет действиями ребенка с помощью определенных знаков – невербальных и вербальных, которые ребенок перенимает. То есть овладение ребенком способностью называть предметы (использовать знак – слово, образ, число) и их значения, и позволяет сворачивать действия с ними из интерпсихического плана в интропсихический (процесс интериоризации).

Слайд 13Произвольность высших психических функций - возможность сознательного управления психическими функциями (или

отдельными их этапами). Произвольное управление высшими психическими функциями предполагает наличие программы, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности. Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого никакая сознательная деятельность невозможна. Произвольность напрямую связана с сознательностью, то есть способностью человека осознавать себя как отдельное явление действительности, ощущать свое активное начало, свое «Я».


Слайд 14

Таким образом, выделено четыре основных признака ВПФ:
– системность,
- социальность,
-

опосредованность,
- произвольность.

Слайд 15Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека, каждая

высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции.


Слайд 16НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, БУДЬ ТО РЕБЕНКА ИЛИ ВЗРОСЛОГО, ПОЗВОЛЯЕТ КАЧЕСТВЕННО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ ВЫСШИХ

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ТАКИХ КАК РЕЧЬ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, ПРАКСИС, ГНОЗИС, СОСТОЯНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА И Т.Д.), ВЫЯВИТЬ НАРУШЕННЫЕ ИЛИ НЕСФОРМИРОВАННЫЕ ЗВЕНЬЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАБОТУ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФУНКЦИИ, КАЧЕСТВЕННО КВАЛИФИЦИРОВАТЬ СИМПТОМ, ТО ЕСТЬ ВЫЯВИТЬ ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОСТАВИТЬ ТОПИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ – ВЫЯВИТЬ ЛОКАЛИЗАЦИЮ НАРУШЕННОЙ ФУНКЦИИ, ВЫЯВИТЬ ТЕ ПОРАЖЕННЫЕ (ИЛИ ОТСТАЮЩИЕ В ФОРМИРОВАНИИ) УЧАСТКИ МОЗГА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ МОЗГОВЫМ СУБСТРАТОМ, ОТВЕЧАЮЩИМ НА РАБОТУ ОПРЕДЕЛЕННОГО «ФАКТОРА» ВЫСШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ.

Слайд 17Далее Лурия водит понятие "первичных нарушений" функциональной системы - как нарушение

функциональной системы, связанной с выпадением конкретного звена этой функциональной системы.
"Вторичными" или "системными расстройствами" функциональной системы называется расстройство функциональной системы в целом. В тех примерах, которые мы рассматривали, первичным нарушением при поражении ТПО будет нарушение движения из-за потери пространственной ориентировки. При вторичном нарушении движение будет нарушено в целом. Из-за того, что больной не ориентируется в пространстве, он не может в целом правильно выполнять действия, связанные с движением.


Слайд 18
"Третичные нарушения" работы функциональной системы связаны с компенсационными перестройками, то есть

при поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено. Происходит компенсация с одной стороны. И с другой стороны целенаправленная восстановительная процедура, которая перестраивает функциональную систему.  В этой ситуации функциональная система действует, но действует не традиционным для себя способом. И изменения в деятельности которые возникают, называются третичными расстройствами функциональной системы.


Слайд 19СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ В ТЕОРИИ СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ЛУРИИ СТАЛ ОСНОВНЫМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ,

ПОЗВОЛЯЮЩИМ АНАЛИЗИРОВАТЬ СЛОЖНЫЙ СОСТАВ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ, И ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЛОКАЛИЗАЦИЯХ МОЗГОВЫХ ПОРАЖЕНИЙ.

Слайд 20В СВЯЗИ С ТЕМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧИ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ, КОТОРОЕ МЫ

ДАЛИ, КАКИЕ ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ.

1. Проблема локализации - основная проблема, она связана с выявлением и классификацией зон и областей мозга, отвечающих за отдельные стороны психических, функциональных систем. Квалификация всех зон мозга с точки зрения их участия в протекании психических процессов.
2. Проблема метода.   С помощью каких методов можно исследовать психические функции. Лурия разработал нейропсихологическую методику их изучения больных - набор тестов, зрительных, речевых, двигательных и построена она таким образом, чтобы исследовать разные психические функции. Но они не адекватны новым данным.
3. Проблема объекта. Первоначальным объектом нейропсихологии были больные с локальными поражениями мозга. Но последние исследования показали, что нейропсихологические методы применимы для исследования совершенно, казалось бы здоровых людей, детей, людей в возрасте эволюции. Изучаются мозговые структуры.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика