Слайд 1ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д.А. Старкова 2017
Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Теория деятельности
Теория речевой деятельности
Определение РД
Виды РД
Иноязычная
РД
Слайд 3Теория деятельности
Лев Семёнович Выго́тский (1896 — 1934) — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной
в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией, автор работ по педологии и когнитивному развитию ребенка, которыми пользуются для исследований во всем мире
Слайд 4Теория деятельности
Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (1903 — 1979) — советский психолог, философ, педагог и организатор
науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук, действительный член АН, декан ф-та психологии МГУ, лаурета многих премий, почетный доктор ряда зарубежных университетов, в том числе - Сорбонны.
Слайд 5Теория деятельности
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 — 1960) — выдающийся российский психолог и философ,
член-корреспондент Академии наук СССР, открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии, основоположник теории деятельности. Также он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического
Слайд 6Теория деятельности
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность,
а деятельность определяет сознание
Основной принцип (С.Л. Рубинштейн): «единство сознания и деятельности»
Деятельность и сознание —образуют органическое единство, но не тождество
Слайд 7Теория деятельности
Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей
и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности, базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком)
Слайд 8Теория деятельности
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических
феноменов
Основной предмет исследования - деятельность, опосредствующая все психические процессы в сознании человека!
Слайд 9Теория деятельности
две трактовки деятельностного подхода в психологии:
1-й - С. Л.
Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности
2-й - А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности
Слайд 10Теория деятельности
исходные положения, принципы теории деятельности:
1) сознание не может рассматриваться как
замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания);
2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);
3) деятельность - активный, целенаправленный процесс (принцип активности);
4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности)
Слайд 11Теория деятельности
два основных тезиса:
1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же
строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания, т.е. тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат
Слайд 12Теория деятельности
2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Значит
для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее
Слайд 13Психические процессы в теории деятельности
восприятие, внимание, память в рамках теории деятельности
Восприятие
Перцептивное действие
Перцептивные цели (вкус, запах, звуки, цвета …)
Слайд 14Определение понятия «деятельность»
Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей
(С.Л. Рубинштейну)
Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (Р.С. Немов)
Слайд 15Определение понятия «деятельность»
Деятельность – единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция
которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире (А.Н. Леонтьев)
Слайд 16Структура деятельности
А.Н. Леонтьев:
шесть компонентов или две триады:
потребность – мотивы – цели
действия
– операции – условия
Слайд 17Структура деятельности
Первая триада:
Потребность – это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых
для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности (филос. словарь)
Слайд 18Структура деятельности
Первая триада:
мотив – это переживание или осознание потребности и осмысление
необходимости и способов ее удовлетворения (С.Л. Рубинштейн)
Типология мотивов
Слайд 19Структура деятельности
Первая триада:
Цель – это предвосхищение в сознании результата (Филос. словарь)
Цели
не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны нам в объективных обстоятельствах (А.Н. Леонтьев)
Мотив – побуждение к деятельности
Цель – направление деятельности
Слайд 20Структура деятельности
Вторая триада:
Действие - часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком
цель
Операция - способ осуществления действия
Условия - наличная внешняя или мыслительная ситуация
Действия соотносительны целям, операции – условиям (А.Н. Леонтьев)
Слайд 21Этапы осуществления деятельности
Ориентировка
Исполнение
Контроль
Слайд 22ВИДЫ Деятельности
Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной
жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей
Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата
Слайд 23ВИДЫ Деятельности
Учебная деятельность – процесс усвоения предметных и познавательных действий, в основе
которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним
Слайд 24ВИДЫ Деятельности
Игра – особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия
и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка
Слайд 25ВИДЫ Деятельности
Для учебной и игровой деятельности этот результат является не общественно,
а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат
Слайд 26ВИДЫ Деятельности
В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида
деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность
Слайд 28Теория РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РД - активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный)
процесс выдачи и/или приема сформированной или сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения (Л.С. Выготский)
Слайд 29РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.А. Леонтьев:
активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обуславливаемый ситуацией общения
процесс передачи или приема сообщения, т.е. продукт продукции и рецепции
самостоятельный вид человеческой деятельности, источником которой является коммуникативно-познавательная потребность
Слайд 30РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ Мотив РД –
МЫСЛЬ!
Профессионально воплощение РД:
Лектор
Писатель
Слайд 31РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Б.В. Беляев:
в одних случаях мы называем речью определенную деятельность человека как
сам процесс общения, осуществляемый средствами языка; в других случаях мы называем речью то, что является конечным результатом этого процесса
Слайд 32Характеристики РД
Структурная организация:
трехфазность РД: побудительно-мотивационная фаза, аналитико-синтетическая фаза и исполнительная фаза
Предметное содержание:
предмет, средства, способы, орудия, продукт, результат
Слайд 33Характеристики РД
Структурная организация:
Первый уровень речевой деятельности - взаимодействие потребностей, мотивов
и цели речевого действия.
По содержанию - потребностно-мотивационно-целевой
По функции – побудительный
Слайд 34Характеристики РД
Структурная организация:
Второй уровень речевой деятельности – ориентировочно-исследовательский (или аналитико-синтетический) по
функции и по механизму.
По содержанию – это предметный план деятельности
(исследование условий деятельности, выделение предмета, привлечение средств, орудий деятельности)
Слайд 35Характеристики РД
Структурная организация:
Третий уровень речевой деятельности – исполнительный, реализующий
Внешне выраженный или
невыраженный
(слушание)
Слайд 36Характеристики РД
Предметное содержание:
Предмет – это МЫСЛЬ как форма отражения отношений предметов
и явлений реальной действительности
Выражение мысли
(цель говорения и письма)
В воссоздании чужой, заданной мысли
(цель слушания и чтения)
Слайд 37Характеристики РД
Предметное содержание:
Средством существования, формирования и выражения МЫСЛИ-
ЯЗЫК
(лексические, грамматические, фонетические
средства и правила оперирования ими)
Слайд 38Характеристики РД
Предметное содержание:
Способом формирования и формулирования мысли –
РЕЧЬ
3 способа:
внутренний (в
общении с самим собой); «включается» в рецепцию и думание
внешний устный (в общении с непосредственно присутствующим партнером); «включается» в говорение
внешний письменный (в общении с отсутствующим партнером)
Слайд 39Характеристики РД
Предметное содержание:
Орудие речевой деятельности - РЕЧЬ как психофизиологический процесс, инструмент
выполнения всех ВРД
Продукт – это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность
(В продуктивных ВРД – высказывание (текст), в рецептивных - умозаключения)
Слайд 40Характеристики РД
Предметное содержание:
Результат – реакция на продукт
Результат рецептивных ВРД – понимание
продуктивных – характер рецепции
другими людьми
Слайд 41ВИДЫ РД
четыре основных вида:
АУДИРОВАНИЕ
ЧТЕНИЕ
ГОВОРЕНИЕ
ПИСЬМО
Устные и письменные
Рецептивные и продуктивные
Слайд 42Речевые механизмы
В.П. Белянин: «речевая деятельность во всех видах (аудировании, говорении, чтении и
письме) реализуется посредством сложного речевого механизма, в который входят: осмысление, опережающее отражение, оперативная и долговременная память»
Слайд 43Речевые механизмы
Осмысление – это процесс установления (в продукции) и воссоздания (в
рецепции) смысловых связей в высказывании
Память – сложный психический процесс, включающий запоминание, сохранение и последующее воспроизведение
Слайд 44Речевые механизмы
Опережающее отражение - в рецепции как вероятностное прогнозирование (ожидание того,
что человек скажет), а в продукции – как упреждающий синтез
Начало обучения ИЯ – аудирование + говорение
Слайд 45Иноязычная РД
Б.В. Беляев:
речь как процесс общения
иноязычно-речевая практика, тренировка «стандартизированная» или «всесторонняя»
Слайд 46Цель обучения ИЯ
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а
именно:
— речевая компетенция
— языковая компетенция
— социокультурная/межкультурная компетенция
— компенсаторная компетенция
— учебно-познавательная компетенция
Слайд 47Иноязычная РД
Формирование и развитие основных навыков и умений на основе закона
вторичности
Продукция и рецепция
Теория информации:
Передатчик – адресат и приемник
Устное (говорящий и слушающий) и письменное общение (…)