Теория речевой деятельности презентация

Содержание

План лекции и ответа на экзамене Теория деятельности Теория речевой деятельности Определение РД Виды РД Иноязычная РД

Слайд 1ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д.А. Старкова 2017


Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Теория деятельности
Теория речевой деятельности
Определение РД
Виды РД
Иноязычная

РД

Слайд 3Теория деятельности
Лев Семёнович Выго́тский (1896 —  1934) — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной

в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией, автор работ по педологии и когнитивному развитию ребенка, которыми пользуются для исследований во всем мире



Слайд 4Теория деятельности
Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (1903 — 1979) — советский психолог, философ, педагог и организатор

науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук, действительный член АН, декан ф-та психологии МГУ, лаурета многих премий, почетный доктор ряда зарубежных университетов, в том числе - Сорбонны.



Слайд 5Теория деятельности
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 — 1960) — выдающийся российский психолог и философ,

член-корреспондент Академии наук СССР, открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии, основоположник теории деятельности. Также он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического



Слайд 6Теория деятельности
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность,

а деятельность определяет сознание
Основной принцип (С.Л. Рубинштейн): «единство сознания и деятельности»
Деятельность и сознание —образуют органическое единство, но не тождество

Слайд 7Теория деятельности
Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей

и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности, базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком)

Слайд 8Теория деятельности
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических

феноменов
Основной предмет исследования - деятельность, опосредствующая все психические процессы в сознании человека!

Слайд 9Теория деятельности
две трактовки деятельностного подхода в психологии:
1-й - С. Л.

Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности
2-й - А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности

Слайд 10Теория деятельности
исходные положения, принципы теории деятельности:
1) сознание не может рассматриваться как

замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания);
2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);
3) деятельность - активный, целенаправленный процесс (принцип активности);
4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности)

Слайд 11Теория деятельности
два основных тезиса:
1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же

строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания, т.е. тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат



Слайд 12Теория деятельности
2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Значит

для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее


Слайд 13Психические процессы в теории деятельности
восприятие, внимание, память в рамках теории деятельности


Восприятие
Перцептивное действие
Перцептивные цели (вкус, запах, звуки, цвета …)




Слайд 14Определение понятия «деятельность»
Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей

(С.Л. Рубинштейну)
Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (Р.С. Немов)

Слайд 15Определение понятия «деятельность»
Деятельность – единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция

которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире (А.Н.  Леонтьев)

Слайд 16Структура деятельности
А.Н. Леонтьев:
шесть компонентов или две триады:

потребность – мотивы – цели
действия

– операции – условия

Слайд 17Структура деятельности
Первая триада:
Потребность – это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых

для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности (филос. словарь)

Слайд 18Структура деятельности
Первая триада:
мотив – это переживание или осознание потребности и осмысление

необходимости и способов ее удовлетворения (С.Л. Рубинштейн)
Типология мотивов

Слайд 19Структура деятельности
Первая триада:
Цель – это предвосхищение в сознании результата (Филос. словарь)
Цели

не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны нам в объективных обстоятельствах (А.Н. Леонтьев)
Мотив – побуждение к деятельности
Цель – направление деятельности


Слайд 20Структура деятельности
Вторая триада:
Действие - часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком

цель
Операция - способ осуществления действия
Условия - наличная внешняя или мыслительная ситуация
Действия соотносительны целям, операции – условиям (А.Н. Леонтьев)

Слайд 21Этапы осуществления деятельности

Ориентировка

Исполнение

Контроль


Слайд 22ВИДЫ Деятельности
Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной

жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей
Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата

Слайд 23ВИДЫ Деятельности
Учебная деятельность – процесс усвоения предметных и познавательных действий, в основе

которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним

Слайд 24ВИДЫ Деятельности
Игра – особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия

и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка

Слайд 25ВИДЫ Деятельности
Для учебной и игровой деятельности этот результат является не общественно,

а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат

Слайд 26ВИДЫ Деятельности
В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида

деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность


Слайд 28Теория РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РД - активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный)

процесс выдачи и/или приема сформированной или сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения (Л.С. Выготский)

Слайд 29РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.А. Леонтьев:
активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обуславливаемый ситуацией общения

процесс передачи или приема сообщения, т.е. продукт продукции и рецепции
самостоятельный вид человеческой деятельно­сти, источником которой является коммуникативно-познавательная потребность

Слайд 30РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ Мотив РД –
МЫСЛЬ!
Профессионально воплощение РД:
Лектор
Писатель


Слайд 31РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Б.В. Беляев:
в одних случаях мы называем речью определенную деятельность человека как

сам процесс общения, осуществляемый средствами языка; в других случаях мы называем речью то, что является конечным результатом этого процесса

Слайд 32Характеристики РД
Структурная организация:
трехфазность РД: побудительно-мотивационная фаза, аналитико-синтетическая фаза и исполнительная фаза


Предметное содержание:
предмет, средства, способы, орудия, продукт, результат

Слайд 33Характеристики РД
Структурная организация:
Первый уровень речевой деятельности - взаимодействие потребностей, мотивов

и цели речевого действия.
По содержанию - потребностно-мотивационно-целевой
По функции – побудительный

Слайд 34Характеристики РД
Структурная организация:
Второй уровень речевой деятельности – ориентировочно-исследовательский (или аналитико-синтетический) по

функции и по механизму.
По содержанию – это предметный план деятельности
(исследование условий деятельности, выделение предмета, привлечение средств, орудий деятельности)

Слайд 35Характеристики РД
Структурная организация:
Третий уровень речевой деятельности – исполнительный, реализующий

Внешне выраженный или

невыраженный
(слушание)

Слайд 36Характеристики РД
Предметное содержание:
Предмет – это МЫСЛЬ как форма отражения отношений предметов

и явлений реальной действительности
Выражение мысли
(цель говорения и письма)
В воссоздании чужой, заданной мысли
(цель слушания и чтения)

Слайд 37Характеристики РД
Предметное содержание:
Средством существования, формирования и выражения МЫСЛИ-
ЯЗЫК
(лексические, грамматические, фонетические

средства и правила оперирования ими)

Слайд 38Характеристики РД
Предметное содержание:
Способом формирования и формулирования мысли –
РЕЧЬ
3 способа:
внутренний (в

общении с самим собой); «включается» в рецепцию и думание
внешний устный (в общении с непосредственно присутствующим партнером); «включается» в говорение
внешний письменный (в общении с отсутствующим партнером)

Слайд 39Характеристики РД
Предметное содержание:
Орудие речевой деятельности - РЕЧЬ как психофизиологический процесс, инструмент

выполнения всех ВРД
Продукт – это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность
(В продуктивных ВРД – высказывание (текст), в рецептивных - умозаключения)


Слайд 40Характеристики РД
Предметное содержание:
Результат – реакция на продукт
Результат рецептивных ВРД – понимание

продуктивных – характер рецепции
другими людьми

Слайд 41ВИДЫ РД
четыре основных вида:
АУДИРОВАНИЕ
ЧТЕНИЕ
ГОВОРЕНИЕ
ПИСЬМО
Устные и письменные
Рецептивные и продуктивные


Слайд 42Речевые механизмы
В.П. Белянин: «речевая деятельность во всех видах (аудировании, говорении, чтении и

письме) реализуется посредством сложного речевого механизма, в который входят: осмысление, опережающее отражение, оперативная и долговременная память»

Слайд 43Речевые механизмы
Осмысление – это процесс установления (в продукции) и воссоздания (в

рецепции) смысловых связей в высказывании

Память – сложный психический процесс, включающий запоминание, сохранение и последующее воспроизведение

Слайд 44Речевые механизмы
Опережающее отражение - в рецепции как вероятностное прогнозирование (ожидание того,

что человек скажет), а в продукции – как упреждающий синтез

Начало обучения ИЯ – аудирование + говорение

Слайд 45Иноязычная РД
Б.В. Беляев:
речь как процесс общения
иноязычно-речевая практика, тренировка «стандартизированная» или «всесторонняя»


Слайд 46Цель обучения ИЯ
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а

именно:
— речевая компетенция
— языковая компетенция
— социокультурная/межкультурная компетенция
— компенсаторная компетенция
— учебно-познавательная компетенция

Слайд 47Иноязычная РД
Формирование и развитие основных навыков и умений на основе закона

вторичности
Продукция и рецепция
Теория информации:
Передатчик – адресат и приемник
Устное (говорящий и слушающий) и письменное общение (…)


Слайд 48СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика