Социальная коммуникация презентация

Содержание

Общение потребность личности; условие и фактор развития личности; обмен информацией между людьми; обмен действиями, состояниями и переживаниями; процесс восприятия и понимания Другого; вид специфической совместной деятельности

Слайд 1Лекция 4-5. Социальная коммуникация
Общение как базовая психологическая категория
Структура и функции общения
Социальная

коммуникация. Структура коммуникативной ситуации.
Вербальная и невербальная коммуникация

Слайд 2Общение
потребность личности;
условие и фактор развития личности;
обмен информацией между людьми;
обмен действиями, состояниями

и переживаниями;
процесс восприятия и понимания Другого;
вид специфической совместной деятельности



Слайд 3Общение -
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый

потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.



Слайд 4Межличностное общение
– это такое взаимодействие между людьми, которое удовлетворяет следующим критериям:
в

нем участвует небольшое число людей (количественный критерий);
его участники находятся в непосредственной пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь (пространственный критерий);
каждый из участников признает незаменимость, уникальность партнера, учитывает особенности его эмоционального состояния, самооценки и личностных свойств (личностно-ориентированный критерий).



Слайд 5Виды межличностного общения: критерия – цели и мотивы общения:
модальное общение, при

котором целью общения выступает психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, а мотивы лежат в пределах самого общения.
диктальное общение характеризуется иными целями: передача сообщения, побуждение партнера к действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку, мотивы такого общения лежат за пределами самого процесса общения.



Слайд 6Уровни межличностного общения (критерий – характер цели и психологическая дистанция между

партнерами):


ритуальный (социально-ролевой) - целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знаний норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
деловой или манипулятивный - целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются, главным образом, в контексте их профессиональных, деловых или функциональных качеств. Общение при этом является психологически отстраненным и доминирует «Я-ВЫ» контакт;
интимно-личностный уровень: цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерна психологическая близость, эмпатия, доверительность, доминирует «Я-ТЫ» контакт.


Слайд 7Структура общения (по Г.М. Андреевой)
коммуникативный аспект общения (сторона) или коммуникация в

узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися сторонами;
интерактивный аспект заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями;
перцептивный аспект общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.



Слайд 8Структура и характеристика компонентов общения (Т.В.Черникова, 2004)


Слайд 9Коммуникация
Коммуникация в широком смысле – опосредованное и целесообразное взаимодействие двух и

более субъектов.
Коммуникация в узком смысле – процесс передачи информации
Социальная коммуникация – процесс передачи информации от одного человека к другому



Слайд 10Особенности социальной коммуникации


Слайд 11Обобщенная структура коммуникативной ситуации
коммуникатор

сообщение

реципиент
Коммуникативные барьеры
Обратная связь


Слайд 12Коммуникатор
Цель
Содержание сообщения
Форма сообщения


Адаптация для реципиента


Слайд 13Цели коммуникации:
Инструментальные цели (предмет, точка зрения, действие)
Цели, связанные с отношениями (позитивные

/ негативные отношения)
Цели, связанные с Я-концепцией (самооценка, представление о себе)

Слайд 14Форма сообщения: стили коммуникации
1. прямой – не прямой
2. сильный – слабый
Слабый:
Выражение

субъективного мнения;
Неуверенность позиции;
Лингвистические заикания (слова-паразиты)
Вопросительная интонация
3. вычурный (метафоры, сравнения, украшение речи) - сжатый


4. Аффилятивный – настойчивый
Настойчивый (начинает коммуникацию, перебивает, делает категоричные утверждения, выражает несогласие, порицает)
Аффилятивный (цель - сделать коммуникацию доброжелательной: подхватывает коммуникацию, выслушивает до конца, избегает категоричных суждений, ищет точки соприкосновения)


Слайд 15Реципиент
Сообщение
Понимание сообщения
Понимание цели



Слайд 16Каналы передачи информации

это материальные носители для знаков, в речевой коммуникации –

это устная и письменная речь.

Декодирование – это процесс расшифровки. Для успешной расшифровки требуется как минимум владение получателя языком, сходным с языком отправителя.


Слайд 17Обратная связь –
это реакция получателя на высказывание отправителя, включающая в себя

вербальные и невербальные сообщения.


Слайд 18Безоценочная обратная связь
вид обратной связи, который не содержит эмоционального отношения к

обсуждаемому вопросу, ее используют тогда, когда хотят больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в его действия.


Слайд 19Оценочная обратная связь

– это сообщение своего мнения, своего отношения к

тому, о чем идет речь..
Позитивная оценочная обратная связь выполняет функцию поддержки Я-концепции партнера и сложившихся межличностных отношений.
Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию и направлена на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию общения.



Слайд 20Структура коммуникативной ситуации
Коммуникативное поле
Коммуникативные барьеры
КОММУНИКАТОР
Цель
Смысл
Реципиент
Аудитория
Определение цели
Определение смысла
СООБЩЕНИЕ
кодирование
декодирование
Обратная связь






Слайд 21Коммуникативное поле
Экологические факторы (шум, температура, территория, дистанция)
Нормы коммуникации -правило коммуникации, соблюдение

которого ожидают участники (начало, обращение, тема, прощание)
Скрипт коммуникации – обыденное представление о последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации (врач, лекция, храм, концерт)



Слайд 22Правила негативной обратной связи



Не забывайте указать на достоинства.
Критикуйте за то, что

можно исправить.
Будьте конкретны.
Убедитесь, что Вас понимают.

Слайд 23Коммуникативные барьеры


Слайд 24Вербальные и невербальные средства коммуникации


Слайд 25
отличается от вербального тем, что является континуальным, непроизвольным, вероятностным, конкретным, природным,

первичным, правополушарным, в большей степени аффективным, интуитивным, неосознанно используемым, нецеленаправленным, непреднамеренным, представляющем пространственно-временную целостность.

Невербальный язык


Слайд 26Невербальные сообщения могут кодироваться с помощью
Экспрессивного поведения личности, т.е. выразительных движений

тела (мимики, жестов, позы и т.п.)
Звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность)
Определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (обстановка квартиры, привычное расстояние общения)
Использование материальных предметов, имеющих символическое значение (букет).



Слайд 27Характер информации, которую можно получить в процессе невербальной коммуникации
Информация о личности

коммуникатора: его социальном статусе, принадлежности к определенной группе или субкультуру; о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии, самооценке, Я-образе, о некоторых личностных качествах, о коммуникативной компетентности (как человек вступает в контакт, поддерживает его или выходит из ситуации межличностного контакта).


Слайд 28Характер информации, которую можно получить в процессе невербальной коммуникации
Информация об отношении

участников коммуникации друг к другу: желаемый уровень общения, социальная или эмоциональная близость или, наоборот, дистанцированность, отдаленность; характер или тип отношений (доминирование или зависимость, уверенность – неуверенность), а также о динамике взаимоотношений (стремление поддержать общение, прекратить его).


Слайд 29Характер информации, которую можно получить в процессе невербальной коммуникации
Информация об отношении

участников коммуникации к самой ситуации. Она содержит в себе сведения о включенности человека в ситуацию, о его заинтересованности, комфорте или спокойствии, или о стремлении выйти из ситуации и тогда мы видим нервозность и нетерпение.


Слайд 30
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫ:
- создают образ партнера по общению;
- выполняют функцию опережающей

(относительно речи) манифестации психологического содержания общения;
- поддерживают оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
- выступают в качестве маскировки «Я – концепции»;
- являются средством идентификации партнера по общению;
- выполняют функцию социальной стратификации, выступая в качестве показателя статусно-ролевых отношений.



Слайд 31Разъясняет вербальное сообщение
Экономит вербальное сообщение
Заменяет вербальное сообщение
Усиливает вербальное сообщение
Невербальная коммуникация


Слайд 33Невербальная коммуникация выступает маркером
Эмоционального состояния
Отношения к партнеру по взаимодействию
Социального статуса


Слайд 35Демонстрация отношения к партнеру


Слайд 36Принцип равновесия

Принцип равновесия: вынужденное усиление одного невербального показателя вызывает сокращение другого


Слайд 37Правило 1. Правило нескольких признаков: учитывать показатели разных систем.
Правило 2. Правило

динамики: смотреть на изменения в невербальном поведении.
Правило 3. Правило контекста: анализировать контекст ситуации.

Правила распознавания невербальных сообщений


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика