Слайд 1Теория познания
Читинский институт
Байкальского государственного университета экономики и права.
Кафедра
экономической теории, истории и философии
Выполнила:
студентка :Зинченко Н.В.
группы:ЮР-15-4
Слайд 2План:
Гносеология и её основные проблемы.
Основные познавательные ориентации: познавательный оптимизм, скептицизм,
агностицизм.
Сенсуализм.
Сущность, динамика и основные характеристики Чувственная деятельность как исходный пункт всякого познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Единство чувственного и рационального познания. Источники познания. Субъект и объект познания.
Рационализм (Р.Декарт).
Слайд 3 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)- это раздел философии, в котором изучаются такие
проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.
Слайд 4
Выдающийся идеалист античности Платон (427-347) проблемам познания посвятил несколько
своих произведений и создал свою, платоновскую, теорию познания. Платон утверждал, что наши чувства ни в какой мере не дают нам верного представления или знания о мире.
Слайд 5Основные проблемы гносеологии:
Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности
Главной для гносеологии
является проблема познаваемости мира.
Слайд 6 В античной философии проблемам познания давались не только различные,
внешне и внутренне противоречивые, но и несовместимые решения, которые, кроме всего прочего, были обусловлены также исходными логическими и онтологическими предпосылкам фиолософов
Слайд 7Гносеология как философская дисциплина
Философское изучение меры познания человеком мира
и самого себя.
Раздел философских знания
Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, в своей
Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания
к
знанию.
Гносеология
Слайд 8Основные познавательные ориентации гносеологии:
Скептицизм
Агностицизм
Позитивный оптимизм
Слайд 9Скептицизм
Скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве
принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
1.сомнение –принцип познания
2.сомнение в существовании внешнего мира
3.сомнение в возможности познания мира
4.сомнение – всеобщий метод
Слайд 10Агностицизм
Агностицизм(от греч. а-отрицание и gnosis-знание)-учение,отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
Агностицизм:
1.отрицает познаваемость мира
2.отрицает абсолютную истину
3.отрицает познание сущности предметов и закономерностей развития действительности
4.ограничивает роль науки познанием явлений
Слайд 11Познавательный оптимизм
Познавательный оптимизм– философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
Основания познавательного оптимизма:
Опыт подтверждает истинность теорий, выдвигаемых учеными (самолеты летают, мосты стоят);
Поразительно: теории, развиваемые независимо, обнаруживают родство и глубокую связь; 3. Если бы реальность противостояла разуму, то все в мире было бы нелепо, нецелесообразно; 4. Логическое доказательство: если утверждать, что все в мире относительно, то относительно и это утверждение.
Слайд 12Сущность познания
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной
из важнейших мировоззренческих проблем.
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире.
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний.
Слайд 13Познание
Чувственное
(иррациональное)
Рациональное
Ощущение
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Гипотеза
Теория
Слайд 14 Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее
на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт,интуицию и др.
Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.
Слайд 15Ощущение -элементарное психическое явление,отражение свойств предметов объективного мира,возникающее в результате непосредственного
их воздействия на органы чувств(анализаторы).
В процессе познания ощущение выполняет следующие функции:
Выступает в роли признаков объективных свойств внешних предметов
Является основой для формирования элементарных представлений
Слайд 16Восприятие-чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира,непосредственно воздействующих
на органы чувств.
Восприятие выполняет следующие функции:
Позволяет выделить целостный предмет из окружающего фона,отображая величину,фактуру,положение
Является основой для формирования сложных представлений
Слайд 17Представление -это чувственно-наглядный,обобщённый образ предметов и явлений действительности,сохраняемый и воспроизводимый в
сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
Слайд 18Рационализм (от лат. rationalis – разумный) - ступень познания, связана со
способностью обобщения и формулирования понятий. Понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности. На определённом этапе своего интеллектуального развития человек начинает проявлять тенденцию к абстрагированию и использованию понятий.
Слайд 19Понятие-одна из форм отражения мира на ступени познания,связанной с применения языка,форма
обобщения предметов и явлений.
Суждение-мысль,выраженная в форме предложения,в котором нечто утверждается или отрицается об объектах,и являющаяся объективной либоистинной,либо ложной.
Слайд 20Умозаключение-рассуждение,в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение,логически
вытекающее из посылок.
Гипотеза-система умозаключений,посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существование объекта,связи или причины явления,причём вывод нельзя считать абсолютно достоверным.
Слайд 21Теория-система достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности,которая описывает,объясняет и
предсказывает функционирование определенной совокупности состоавляющих его объектов.
Слайд 22Единство чувственного и рационального познания
Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг
с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.
Слайд 23Сенсуализм
Сенсуализм-(от слова «сенсуа» - чувства) – направление в философии, согласно
которому чувства являются главной формой познания
Представители:
Дж.Беркли
Д.Юм
Дж.Локк
Слайд 24Источники познания
Древние мудрецы считали, что познание себя - это
высшее знание, к которому должен стремиться каждый человек. Под процессом самопознания они понимали исследование и познание истинной структуры человека, дающей возможность комплексного раскрытия своего «Я».
Слайд 25Источники познания
Все мировые
религии –
христианство,
индуизм,
буддизм и др.
едины в
понимании
структуры человека.
Считается,
что человек
создан по образу и
подобию Божьем.
Знания, полу-
ченные различными
людьми,
жившими на разных
континентах,
в разные эпохи
составляли основу
духовных школ.
К ним относятся школы
восточного
и западного эзотеризма.
Полученные знания
не только
совпадают друг с другом,
но и часто дополняют
друг друга, описывая
человека с различных
сторон.
Фундаментальная
наука
могла с помощью
математических
уравнений
описать только
четыре
состояния материи –
твердое, жидкое,
газообразное и
плазменное,
то есть состав
физического тела.
Интравертные
знания
Фундаментальная
наука
Религиозный
опыт
Слайд 26Субъект и объект познания
Субъект познания - это тот, кто осуществляет процесс
познания:
Отдельный человек
Группа людей
Общество в целом
Объект познания - это то, что изучается:
Мир,
Отдельные предметы
Их свойства и отношения
Процессы
Явления
Само познание
Слайд 27Познание,практика,опыт
Познание-общественно-исторический процесс творческой деятельности людей,формирующий их знания.
Практика-спецефически человеческая,сознательная деятельность.
Опыт-чувственно-эмпирическое отражение внешнего
мира.
Слайд 28Рационализм
Рационализм – (от слова «рацио» - разум) философское учение согласно которому
разум является основой бытия, познания, морали.
Слайд 29Рационализм Декарта
Рационализм Декарта устанавливал несомненность самого присутствия познающего разума,
философ заявлял:
"Я мыслю, значит, существую". При этом Бог выступает гарантом постижимости созданного мира.
Рационализм Декарта предусматривал объяснение устройства мира, представляя его в абстрактных и наглядных образах одновременно.
Слайд 30
Теория познания всегда играла существенную роль и иногда даже
занимала центральное место.Без теории познания немыслима ни одна философская система.По теории познания написано множество специальных трудов.
Слайд 31Список используемой литературы
Спиркин А.Г..Философия.М.,2008
Фролов И.Т..Философский словарь.М.,1991
Алесеев П.В.,Панин А.В.,Философия.М.,1999