Слайд 1«Теоретические вопросы возрастной психологии»
(раздел «Возрастная психология»)
Слайд 2
«Психология как наука в настоящее время утверждается в качестве силы, способной
изменять мир, а во многом и самого человека»
А.А.Деркач
Слайд 3План:
1.Теоретический аспект
1.1 Предмет, задачи, проблемы возрастной психологии. Условия и движущие силы
развития.
1.2 Понятия «хронологический возраст» и «психологический возраст».
1.3Основные характеристики возраста: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психические новообразования. Понятие сензитивный период развития.
1.4 Стабильные и кризисные периоды развития. Понятие «кризис возрастного развития». Границы кризиса. Виды кризисов. Кризисы личностного развития и саморегуляции.
2.Практический аспект (задания на самопознание, закрепление теоретического материала)
Слайд 4Возрастная психология ……..
это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития
и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
предметом являются: возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
изучает: возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Слайд 5Изменения в психике и поведении человека
количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...)
- эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно;
качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)
революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;
ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
Слайд 6
Изменения, которые происходят со временем в строении тела, в
психике и в
поведении человека в результате биологических
процессов организма и при воздействии окружающей среды,
называют развитием.
Области развития: 1.Физическая сфера (рост и изменение тела)
2.Когнитивная сфера (псих. процессы, которые имеют отношение к решению проблемы)
3.Психосоциальная сфера – это развитие личности и межличностных отношений.
Биологические процессы развития:
созревание
рост
старение
Социальные процессы развития:
научение
социализация
Слайд 7
Как теоретики рассматривают психическое развитие ребенка? Что является движущей силой развития?
Биологизаторское
направление
(основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект)
Социологизаторское направление
(в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась)
Слайд 8Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития
ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
1) детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества - слух, тактильные ощущения, обоняние)
Слайд 92 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) -
те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно.
Слайд 10Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою
структуру и динамику.
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст включает:
умственный возраст
социальную зрелость - SQ - социальный интеллект
эмоциональную зрелость
Слайд 11
Основные характеристики возраста
Социальная ситуация развития (Л.С.Выготский) - место человека в системе
общественных отношений.
Новообразования -устойчивые, характерные для каждой стадии развития приобретения в психике ребенка, человека: качеств, свойств, влияющих на развитие личности.
Ведущий вид деятельности – деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Сензитивные периоды – периоды наиболее чувствительные к воздействиям среды, освоению реальностей, развитию способностей.
Слайд 12
Возрастные кризисы - это переломные точки на кривой развития, отделяющие один
возраст от другого.
Возрастной кризис – это этап обострения противоречивых тенденций личности; это этап повышенной восприимчивости к определенным воздействиям.
Возрастной кризис – это нормальный этап, обеспечивающий поступательность психического развития личности, центральный механизм динамики возрастов.
Слайд 13
Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период
развития от младенческого возраста;
кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;
кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Слайд 14Особенности кризисов:
-начало и конец кризиса – неотчетливы
-трудновоспитуемость человека на критическом этапе
-негативный
характер развития
Группы кризисов:
Личностные ( 0,3,13,36-42лет) – поступательное становление образа «Я»человека в контексте овладений миром, социальной средой и развития самосознания.
Кризисы саморегуляции (1.7,17лет) –поступательное становление организмов поведения и деятельности ; переход с нормативной на ценностно-смысловую ориентацию.
Слайд 15Кризис новорожденности
Проявления: потеря в весе после рождения в первые дни.
Противоречие: между
максимальной социальностью ребенка и минимальной степенью владения им средствами общения.
Новообразование: возникновение индивидуальной психической жизни ребенка ( отдельной от матери, ребенок начинает отражать мир). Появляется комплекс оживления- улыбка на 28 (+/- 2)день, взгляд в глаза взрослого, вокализация (звуки ребенка).
Слайд 16Кризис первого года жизни
Проявления: нарушение биоритмических процессов, общий регресс деятельности ребенка,
эмоциональные аномалии (плаксивость, угрюмость, обидчивость из-за запретов родителей)
Противоречие: между сильно деформированными биоритмами и пока не сформировавшейся речевой регуляцией.
Новообразование: собственное развитие речи идет последовательно, постепенно.
Слайд 17Кризис трех лет
(связан с отделением ребенка от взрослого)
Проявления: проявление 7-звездье симптомов
(негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бунт- протест, симптом обесценивания родителей, деспотизм).
Противоречие: между потребностью ребенка реализовать свою самостоятельность в деятельности и требованиями взрослого, который ограничивает его активность.
Новообразование: развитие игровой деятельности (символической игры)
Слайд 18Кризис семи лет
Проявления: потеря детской непосредственности (кривлянье, манерничанье дома и строгое
послушание в школе, соблюдение школьных норм). Появление гордости за достижения и признание (оценка взрослых).
Противоречие: расщепление единства аффекта и интеллекта (между надо самому, хочется и нужно. Ребенок переходит на этап регулирования своего поведения нормами, правилами, но лишь постепенно преодолевает этот этап вербальной регуляции.
Новообразование: развитие произвольности и рефлексии (научается управлять), потребность в занятии значимой социальной позиции.
Слайд 19Кризис подросткового возраста
(предподростковый:9-11лет-это
кризис самооценки)
Проявления: падение успеваемости, дисгармоничность во внутренних и внешних
отношениях. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний.
Противоречие: между потребностью подростка самостоятельно выстраивать свои отношения с другими людьми и требованиями взрослых, которые ограничивают эту самостоятельность.
Новообразование: постепенное формирование ответственности, которое предполагает, что подросток берет ответственность на себя, никого не винит.
Слайд 20Кризис юношеского возраста (17лет – идентичности: «Кто Я?», «Каким мне хотелось
стать?»)
Проявления: философская интенсикация сознания (человекопродуманность), ценностный реаливитизм (относительность ценностей: нет ничего хорошего и плохого); ценностный нигелизм (отрицание всего – нет смысла жизни).
Противоречие: между потребностью в осмыслении жизни и возможности отойти от декларируемых правил внешнего социума.
Новообразование: формирование мировоззрения (своей системы взглядов на жизнь)
Слайд 21Предкризис перехода к взрослости (от 17 к 20годам: отрыв от родительских
корней)
Предкризис 30лет (коррекция плана жизни, создание упорядочной структуры жизни в семье и профессии)
Предкризис взрослости (28-34года)
Кризис взрослости (36-42лет –середины жизни: осознание утраты молодости; сомнения в прожитой жизни)
Проявления: изменения внешнего облика, оценка степени своей привлекательности, эмоциональная регидность (негибкость), фиксация на своем эмоциональном состоянии, рьяное отстаивание своей точки зрения.
Противоречие: между идеальным и реальным образом самого себя.
Новообразование: принятие себя таким, каким есть и выработка реалистических планов на жизнь.
Слайд 22Исход кризиса:
1.Он может, как затормозить общий ход развития,
2.Может привести к
значительному росту, прогрессу в развитии.
Вывод:
1) кризис предшествует переходу на новую ступень развития;
2) он является необходимым условием развития;
3) содержание составляет «накопление противоречий в уже сложившейся актуальной социальной ситуации развития»;
4) «общим итогом является возникновение ряда психологических новообразований, не свойственных предшествующим этапам развития»