Тема 1 Лекция 1 Эволюция научного метода презентация

Содержание

Цели и задачи : понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления; формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления; понимание

Слайд 1Шмакова Елена Эдуардорвна
Ст. преподаватель кафедры «Электроника»
Институт ИИБС



концепции современного естествознания

Для специальностей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Социальная работа», «Налоги и налогообложение», «Государственное управление» и др.

Тема 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира


Слайд 2Цели и задачи :
понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов

культуры, ее связей с особенностями мышления;

формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

понимание сущности трансдисциплинарных и междисциплинарных связей и идей важнейших естественнонаучных концепций, лежащих в основе современного естествознания.

Курс «Концепций современного естествознания» является базовым для изучения технических дисциплин, экология, философии и социально-экономических наук.

Слайд 3История естествознания. Архимед как физик и математик
Лекция 1


Слайд 4 Источники

Савченко В. Н. Корифеи естествознания и их творения - учебное пособие

для студ. Вузов / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2004. - 216 с.
Соломатин В. А. История и концепции современного естествознания: Учебник для студ. вузов / В.А.Соломатин. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 463с.

Слайд 5Архимед (287 до н.э. - 212 до н.э.) – Величайший
из

математиков древности.
Родился в Сиракузах, в 287 г. до н.э.,
был родственником царя Гиерона II.

Слайд 6обязана этому знаменитому ученому своими драгоценнейшими открытиями и важнейшими истинами, образующими

блестящую эру прогресса в древности.

Арифметику Архимед обогатил своим трактатом, под названием "Псамит" (пер. на русском языке Ф. Петрушевским, 1824), в котором он указывает способ для вычисления количества песчинок, которые уложились бы в объем Земли.

В области геометрии Архимед сделал открытие, которое поныне выражается в законе: "сегмент, шар и цилиндр с одинаковыми основаниями и при равных высотах относятся между собою, как 1, 2, 3", или, что "шар равен 2/3 описанного около него цилиндра". Излагается в трактате "О шаре и цилиндре”.

В трактате: "Об измерении длины окружности" Архимед впервые доказывает истину, что площадь круга равна площади треугольника, высота которого равна радиусу, а основание - периферии.

Математика

Математика


Слайд 7Отношение длины окружности к диаметру круга (что ныне известно под видом

π) Архимед пытался выразить при помощи вписанных и описанных правильных многоугольников и нашел это отношение в пределах 22/7, и 223/71, что весьма близко подходит к величине ныне общепринятого π.

Приближение Архимеда для вычисления числа π

Из других дошедших до нас сочинений Архимеда по геометрии особенно замечательно "Исследование коноидов и сфероидов" (2 т.), при чем последние он сравнивает с цилиндром и шаром с одинаковыми высотами и равными диаметрами и выводит их взаимные отношения.


Слайд 8 В труде “О спирали” Архимед исследовал свойства так

называемой архимедовой спирали, с постоянно увеличивающимся шагом витка.

Записал в полярных координатах характеристическое свойство точек спирали, дал определение метода построения касательной как предела бесконечно приближающихся к точке касания секущих, а также определил ее площадь.

"Архимедова спираль"


Слайд 9Статика Архимеда основана на идее центра тяжести, впервые им высказанной и

при том так уверенно, что он мог сказать однажды: "Дайте мне точку опоры, и я подниму земной шар".

Определение центра тяжести формулируется так: “...центром тяжести некоторого тела является некоторая расположенная внутри него точка, обладающая тем свойством, что если за нее мысленно подвесить тяжелое тело, то оно останется в покое и сохранит первоначальное положение”.

Архимед решил ряд задач на нахождение центров тяжести различных геометрических фигур:
треугольника,
параллелограмма,
конуса,
сегмента параболы.

Статика


Слайд 10“Предположим, – пишет Архимед, – что жидкость имеет такую природу, что

из ее частиц, расположенных на одинаковом уровне и прилежащих друг к другу, менее сдавленные выталкиваются более сдавленными и что каждая из частиц сдавливается жидкостью, находящейся над ней по отвесу, если только жидкость не заключена в каком-нибудь сосуде и не сдавливается чем-нибудь другим”. Это единственное предположение, исходя из которого Архимед выводит все остальное.

Гидростатика


Слайд 11Первый вывод:
“поверхность всякой жидкости, установившейся неподвижно, будет иметь форму шара, центр

которого совпадает с центром Земли”.

Теоремы:
“Тела, равнотяжелые с жидкостью, будучи опущены в эту жидкость, погружаются так, что никакая их часть не выступает над поверхностью жидкости и не будут двигаться вниз”,
“Тело, более легкое, чем жидкость, будучи опущено в эту жидкость, погружается настолько, чтобы объем жидкости, соответствующий погружений части тела, имел вес, равный весу всего тела”,
“Тела, более легкие, чем жидкость, опущенные в эту жидкость насильственно, будут выталкиваться вверх силой, равной тому весу, на который жидкость, имеющая равный объем с телом, будет тяжелее этого тела”,
“Тела, более тяжелые, чем жидкость, опущенные в жидкость, будут погружаться, пока не дойдут до самого низа, и в жидкости станут легче на величину жидкости в объеме, равном объему погруженного тела”.

Слайд 12Архимедов винт – устройство для подъема воды
Водоподъемная машина, вал

с винтовой поверхностью, установленный в наклонной трубе, нижний конец которой погружен в воду. При вращении (например от ветряного или другого двигателя) винтовая поверхность вала перемещает воду по трубе на высоте до 4 м.

Слайд 13Осада Сиракуз – механические приспособления и зажигательные зеркала


Слайд 14Римская мозаика «Смерть Архимеда»


Слайд 15Смерть Архимеда Гравюра с картины Эдуарда Вимонта


Слайд 16Архимедовы тела. Рисунок из работы Кеплера


Слайд 17Горелов А. А. Концепции современного естествознания – учебное пособие для студ.

Вузов. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания учебное пособие для студ. вузов – - 8-е изд.,стереотип. - М. : Академия, 2008
Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания практикум : учебное пособие для студ. вузов – - 4-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2007.
Родкина Л. Р., Шмакова Е. Э. Практикум по концепциям современного естествознания. Ч. 1: Точное естествознание. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002
Родкина Л. Р., Шмакова Е. Э. Практикум по концепциям современного естествознания. Ч. 2: Происхождение жизни. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003
Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: концепция и принципы: учебное пособие для гуманитар. и социал. - экон. спец. вузов и обучающихся по дистанционным технологиям. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

Рекомендуемая литература


Слайд 18

Использование материалов презентации

Использование данной презентации, может осуществляться только при условии

соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика