Техника работы с алекситимией - психотехническая игра Город эмоций презентация

Содержание

Теоретическое обоснование проблемы

Слайд 1Free Powerpoint Templates
Техника работы с алекситимией - психотехническая игра  "Город эмоций".



Узловая больница на ст.Выборг ОАО «РЖД»
Медицинский психолог Побединская Ирина Викторовна


Слайд 2
Теоретическое обоснование проблемы







Слайд 3Алекситимический радикал как психологический фактор риска психосоматических расстройств.
Алекситимия- от греч. «отрицание»,

«слово», «чувства» - (P.Sifneos, 1972) психологическая проблема, характеризующаяся трудностями в понимании собственных чувств, к выражению эмоций невербальными средствами и их словесному описанию.
Встречается ( по данным различных исследований) у 5-25% условно здоровых людей. Достоверных отличий по полу, возрасту выявлено не было. Не связана с умственными способностями человека и не считается заболеванием.



Слайд 4Возможные причины: органические, функциональные, педагогические, психологические, социальные.
Наследственность;
Отсутствие опыта в обозначении чувств

в раннем возрасте, социальный запрет на выражение чувств;
Нарушение межполушарной связи ( левое полушарие не распознает эмоциональных переживаний, возникающих в правом полушарии);
Воспитание- эмоционально «холодная» семья, насилие, гиперопека;
Психотравма, сверхсильное эмоциональное переживание;
Психологические защиты по типу вытеснения, отрицания


Слайд 5Особенности проявления:
Эмоциональная сфера – неспособность к распознаванию и описанию эмоций –

своих и других людей ( при сохранном эмоциональном отклике). Трудности в установлении различий между телесными ощущениями и психологическим дискомфортом. В стрессовых ситуациях- тенденция к аффективным срывам.
Когнитивная сфера – недостаточность воображения, творчества, символизации. Речь скудная, не образная( даже при высоком уровне образованности).
Личностный профиль - тревожность, инфантильность, малоразвитая функция рефлексии, нечувствительность к своему физическому и психологическому состоянию, низкая способность к управлению своей жизнью. Черты, направленные на реализацию социальной роли, а не самосовершенствование.
Коммуникативная сфера- низкая коммуникативная компетентность, отсутствие эмпатии, нечувствительность к нюансам отношений, сложности в установлении и поддержании контактов.


Слайд 6Последствия:
Низкий уровень удовлетворенностью жизнью.
Низкий уровень субъективного контроля, личностной активности.
Психосоматозы.
Алкоголизация, наркомания, игромания,

переедание
Трудоголизм.
Сниженная способность к адаптации, особенно- в стрессовых ситуациях.
Неспособность к творчеству.
Личностная ригидность.
Нереализованность в межличностных отношениях.
Низкая самооценка, чувство вины, низкий уровень притязаний.


Слайд 7Диагностика алекситимии
Опросник госпиталя Бэт Израэл
Опросник Кристаля
Шкала Шеллинга- Сифнеоса
Торонтская Алекситимическая шкала (шкала

Г.Тэйлора)- переведен и адаптирован в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева TAS-20


Слайд 8Текст опросника TAS-20
Совершенно не согласен -1
Скорее не согласен -2
Ни то,

ни другое -3
Скорее согласен -4
Совершенно согласен -5
1. Мне часто бывает трудно разобраться, какое чувство я испытываю
2. Мне трудно подбирать верные слова для своих чувств
3. У меня бывают такие ощущения в теле, в которых не могут разобраться даже врачи
4. Я легко могу описать свои чувства
5. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто о них рассказывать
6. Когда я расстроен, я не знаю – то ли мне грустно, то ли я испуган, то ли злюсь
7. Ощущения в моем теле часто вызывают у меня недоумение
8. Скорее, я предпочту, чтобы все шло своим чередом, чем буду разбираться, почему вышло именно так
9. У меня бывают чувства, которые я не могу точно назвать
10. Очень важно отдавать себе отчет в своих эмоциях
11. Мне трудно описывать, какие чувства я испытываю к другим людям
12. Люди советуют мне больше говорить о своих чувствах
13. Я не знаю, что творится внутри меня
14. Часто я не знаю, почему я злюсь
15. Я предпочитаю разговаривать с людьми об их повседневных делах, а не об их чувствах
16. Я предпочитаю смотреть легкие, развлекательные программы, а не психологические драмы
17. Мне трудно раскрывать свои самые сокровенные чувства, даже близким друзьям
18. Я могу чувствовать близость к другому человеку, даже когда мы молчим
19. При решении личных проблем я считаю полезным разобраться в своих чувствах
20. Поиск скрытого смысла в фильмах или пьесах мешает получать удовольствие от них


Слайд 9Прогноз успешности коррекции:
При биологической обусловленности- низкий
В остальных случаях- медленный, но возможный.
Методы

коррекции: научение, развитие навыков рефлексии и саморефлексии, опора на невербальные средства взаимодействия, психологическая поддержка, повышение самооценки, формирование положительного образа будущего.
Доказанная эффективность: арт- терапия, гештальт- терапия, ритмо-двигательная терапия.


Слайд 17Михаил Яснов


Слайд 18Андрей Сметанин


Слайд 19Арт- терапевтическая техника «Город эмоций»


Слайд 20Основные идеи:
Использование раскрасок больше подходит алекситимикам, чем рисование, так как не

предполагает высокого уровня творчества, обеспечивает гарантированно положительный результат. Личностное включение происходит в процессе дорисовывания деталей, объединения атрибутов в единый арт- объект ( коллаж). Возможность детализации готового коллажа рисунком, использование различных изобразительных материалов ( карандаши, мелки, гелевые ручки, фломастеры, контурные краски) – создает условия для самовыражения.
При затруднениях возможно обучение- работа со схемами, пиктораммами эмоций, рассматривание иллюстраций, фотографий. Упражнение «Узнай настроение» ( На первом этапе- определение эмоциональной составляющей произведения, предложенного арт- терапевтом, на втором этапе- самостоятельно предложенные фрагменты)
Вербализация направлена на полученный арт- продукт, а не прямо на эмоциональную сферу клиента (опросредованность).

Слайд 21
Былкина Н.Д. : психотерапия взрослого алекситимика должна напоминать работу с детьми,

когда психотерапевт ведет себя подобно матери, помогая «алекситимику» в достижении психологической зрелости, обучая его созданию символов, помогая осознавать, наблюдать и организовывать аффекты, работая над его дефектным коммуникативным стилем.
Малкина- Пых ( ритмо- двигательная терапия): Широкое использование приемов и методик, в максимальной степени способствующих “растормаживанию” и осознаванию чувств без характерной для клиентовх тревоги, связанной с их вербализацией. Использование невербальных средств общения (интонацию голоса, выражения лица, языка тела и других “контекстуальных факторов”, дополняющих слова) создает как бы обходные пути преодоления алекситимии, мобилизуя внутренние резервы личности, обеспечивая опору на ее сохранные стороны.





Слайд 22Требования к подбору психотерапевтических методик для работы с алекситимией ( Побединская

И.В.)

Слайд 25Технология работы:
Раскраски- американская художница Jamey Ekins
Формы работы: индивидуальная, групповая
Материалы: раскраски

( на каждого- 1комплект), карандаши, мелки, фломастеры, ножницы, клей, плотная бумага или картон
Возраст: от 5 лет
Показания к работе: алекситимия, низкий уровень эмоционального интеллекта, проблемы с выражением эмоций
Кто может использовать в работе: Психологи, педагоги, социальные работники
Содержание игры:
1. Клиент выбирает подходящие, по его мнению, шаблоны, дорисовывает их и раскрашивает. В результате должен получиться Город эмоций ( на одном листе- один домик и прилегающая к нему территория. В домике может жить одна эмоция или их семья). В этом домике, помимо хозяина, могут жить домашние питомцы- совы, рыбки, насекомые, монстрики, домашние роботы.


Слайд 26
2. Когда отдельные участки готовы, обсудить результат: какой домик тебе больше

всего понравился? Какой домик было делать труднее всего? Как ты выбирал цвета для изображения той или иной эмоции? Можно предложить клиенту склеить ( или просто разложить их) в одну «карту города», границы участков могут быть неровными, а участки- неодинаковыми по размеру.
3. Обсуждение: Знакома ли тебе эта эмоция? Что происходит в твоем теле, когда ты чувствуешь это? Как ты узнаешь, что ты злишься ( радуешься, обижаешься)? Как ты узнаешь, что кто-то обиделся ( радуется, печалится)? Расскажи историю, когда ты чувствовал эту эмоцию.
4.На 2 этапе возможно «углубление» (в гештальт- подходе): Побудь этим домиком, его хозяином, рыбкой и т.д. Озвучь этого персонажа.
5. Придумай историю о том, как:
Эмоция строила себе домик и заселяла его домашними питомцами;
Как эмоции ходили друг к другу в гости;
Как в городе случилось наводнение ( пожар, нападение врагов);
Как эмоции учились в одной школе ( работали вместе);
Любую историю, которая приходит тебе на ум.
6. Понравилась ли тебе игра? Чем это похоже ( или не похоже) на твою жизнь?

Слайд 30Литература
Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах. Пособие для

врачей и медицинских психологов. НИПНИ им. Бехтерева, 2005, 24 с
Брель  Е.Ю.  Проблема  изучения  алекситимии  в  психологических  исследованиях  //  Вестник  КемГУ.  —  2012.  —  №  3  (51).  —  С.  173—176.
Былкина  Н.Д.  Алекситимия  (аналитический  обзор  зарубежных  исследований)  //  Вестник  Московского  университета.  Серия  14.  Психология.  —  1995.  —  №  1.  —  С.  43—53.
Гаранян  Н.Г.,  Холмогорова  А.Б.  Концепция  алекситимии  //  Социально-психиатрический  журнал.  —  2003.  —  Т.  13,  —  №  1.  —  С.  128—145.
Грекова  Т.И.,  Провоторов  В.М.,  Кравченко  А.Я.,  Будневский  А.В.  Алекситимия  в  структуре  личности  больных  ишемической  болезнью  сердца  //  Клиническая  медицина.  —  1997.  —  №  11.  —  С.  32—34.
Есин  Р.Г.,  Горобец  Е.А.,  Галиуллин  К.Р.,  Есин  О.Р.  Алекситимия  —  основные  направления  изучения  //  Журнал  неврологии  и  психиатрии.  —  2014.  —  №  12.  —  С.  148—151.
Ересько Д.Б., Исурина Г.Л., Койдановская Е.В. Алекситимия и методы ее измерения у больных с невротическими и психосоматическими нарушениями. Методическое пособие. - СПб, 1994. - 60 с.
Искусных А.Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(52). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Коростелева  И.С.,  Ротенберг  В.С.  Проблема  алекситимии  в  контексте  поведенческих  концепций  психосоматических  расстройств  /  Телесность  человека:  междисциплинарные  исследования.  Сборник  статей.  М.,  1993.  —  С.  136—143.

Слайд 31
Коростий В. И. Механизмы психологической защиты, алекситимия и агрессия у молодых

лиц с психосоматическими заболеваниями: патогенетическая роль и подходы к психотерапии // Медицинская психология. - 2011. - №3. - С. 19-22.
Кристал Г. Терапевтические стратегии при алексити-мии // Журнал практ. психол. психоанал. - 2003. - №3.
Малкина-Пых И.Г. Об одном возможном методе психологической коррекции алекситимиии // Сибирский медицинский журнал. – 2009. – №3. – С. 99-107.
Москачева М,А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и
способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. –
2014. – №4. – С.98-114.
Николаева  В.В.  О  психологической  природе  алекситимии  //  Телесность  человека:  междисциплинарные  исследования.  Сборник  статей.  М.,  1993.  —  С.  84—93.
Никулина  Д.С.,  Синеева  С.Н.  Удовлетворенность  качеством  жизни  студентов  с  разным  уровнем  алекситимии  //  Известия  Южного  федерального  университета.  Технические  науки.  —  2008.  —  вып.  6,  —  Т.  83.  —  С.  76—80.
Проворотов В.М.. Чернов Ю.Н.. Лышова О.В.. Будневский A.В. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2000- № 6. - С.66-70. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1178236
Северова Е.А., Охапкин А.С., Даутова М.А., Реутова Е.В. Алекситимия как феномен, объединяющий некоторые аспекты психической и психосоматической патологий
Секоян И.Э. Алекситимия: предиктор, признак психосоматизации
или личностная характеристика? [Электронный ресурс] // Независимый
психиатрический журнал. – 2007. – №4. URL:http://www.npar.ru/journal/2007/4/sekoyan.htm 
Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситимии // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. — М.: Филос. об-во СССР,1993. — С.94-100.
 

Слайд 32
Соложенкин  В.В.,  Гузова  Е.С.  Алекситимия  (адаптационный  подход)  и  психотерапевтическая  модель  коррекции 

//  Социальная  и  клиническая  психиатрия.  —  1992.  —  Т.  8.,  —  вып.  2.  —  С.  18—24.
Трунов      Д.Г.  Виды  и  механизмы  функциональной  алекситимии  //  Вестник  Пермского  университета,  Сер.  Философия,  психология,  социология.  —  2010.  —  вып.  2  (2).  —  С.  93—99.
Черномазова  Е.А.,  Кожоналиева  А.М.  Действие  кризисных  ситуаций  на  эмоциональное  здоровье  студентов:  проявление  феномена  алекситимии  //  Вестник  КГМА  им.  И.К. 
Ахунбаева.  —  2011.  —  №  3.  —  С.  55—58.
Чухрова  М.Г,  Леутин  В.П.,  Пилипенко  Г.Н.,  Кабанов  Ю.Н.  Нейропсихологический  анализ  феномена  алекситимии  у  спортсменов  //  Мир  науки,  культуры,  образования.  —  2009.  —  №  3  (15).  —  С.  208—215.
Henry  J.P.,  Haviland  M.G.,  Cummings  M.A.  et  al.  Shared  neuroendo-crine  patterns  of  post-traumatic  stress  disorder  and  alexithymia  //  Psychosom.  Med.  —  1992.  —  V.  54  (4).  —  P.  407—415.
Todarello  O.,  Casamassima  A.,  Marinaccio  M.  et  al.  Alexithymia,  immunity  and  cervical  intraepithelial  neoplasia:  a  pilot  study  //  Psychother.  Psychosom.  —  1994.  —  V.  61  (3—4).  —  Р.  199—204.



Слайд 33Спасибо за внимание!
тел.: +79110811911 mail : 9110811911@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика