Слайд 1Free Powerpoint Templates
Техника работы с алекситимией - психотехническая игра "Город эмоций".
Узловая больница на ст.Выборг ОАО «РЖД»
Медицинский психолог Побединская Ирина Викторовна
Слайд 2
Теоретическое обоснование проблемы
Слайд 3Алекситимический радикал как психологический фактор риска психосоматических расстройств.
Алекситимия- от греч. «отрицание»,
«слово», «чувства» - (P.Sifneos, 1972) психологическая проблема, характеризующаяся трудностями в понимании собственных чувств, к выражению эмоций невербальными средствами и их словесному описанию.
Встречается ( по данным различных исследований) у 5-25% условно здоровых людей. Достоверных отличий по полу, возрасту выявлено не было. Не связана с умственными способностями человека и не считается заболеванием.
Слайд 4Возможные причины: органические, функциональные, педагогические, психологические, социальные.
Наследственность;
Отсутствие опыта в обозначении чувств
в раннем возрасте, социальный запрет на выражение чувств;
Нарушение межполушарной связи ( левое полушарие не распознает эмоциональных переживаний, возникающих в правом полушарии);
Воспитание- эмоционально «холодная» семья, насилие, гиперопека;
Психотравма, сверхсильное эмоциональное переживание;
Психологические защиты по типу вытеснения, отрицания
Слайд 5Особенности проявления:
Эмоциональная сфера – неспособность к распознаванию и описанию эмоций –
своих и других людей ( при сохранном эмоциональном отклике). Трудности в установлении различий между телесными ощущениями и психологическим дискомфортом. В стрессовых ситуациях- тенденция к аффективным срывам.
Когнитивная сфера – недостаточность воображения, творчества, символизации. Речь скудная, не образная( даже при высоком уровне образованности).
Личностный профиль - тревожность, инфантильность, малоразвитая функция рефлексии, нечувствительность к своему физическому и психологическому состоянию, низкая способность к управлению своей жизнью. Черты, направленные на реализацию социальной роли, а не самосовершенствование.
Коммуникативная сфера- низкая коммуникативная компетентность, отсутствие эмпатии, нечувствительность к нюансам отношений, сложности в установлении и поддержании контактов.
Слайд 6Последствия:
Низкий уровень удовлетворенностью жизнью.
Низкий уровень субъективного контроля, личностной активности.
Психосоматозы.
Алкоголизация, наркомания, игромания,
переедание
Трудоголизм.
Сниженная способность к адаптации, особенно- в стрессовых ситуациях.
Неспособность к творчеству.
Личностная ригидность.
Нереализованность в межличностных отношениях.
Низкая самооценка, чувство вины, низкий уровень притязаний.
Слайд 7Диагностика алекситимии
Опросник госпиталя Бэт Израэл
Опросник Кристаля
Шкала Шеллинга- Сифнеоса
Торонтская Алекситимическая шкала (шкала
Г.Тэйлора)- переведен и адаптирован в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева TAS-20
Слайд 8Текст опросника TAS-20
Совершенно не согласен -1
Скорее не согласен -2
Ни то,
ни другое -3
Скорее согласен -4
Совершенно согласен -5
1. Мне часто бывает трудно разобраться, какое чувство я испытываю
2. Мне трудно подбирать верные слова для своих чувств
3. У меня бывают такие ощущения в теле, в которых не могут разобраться даже врачи
4. Я легко могу описать свои чувства
5. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто о них рассказывать
6. Когда я расстроен, я не знаю – то ли мне грустно, то ли я испуган, то ли злюсь
7. Ощущения в моем теле часто вызывают у меня недоумение
8. Скорее, я предпочту, чтобы все шло своим чередом, чем буду разбираться, почему вышло именно так
9. У меня бывают чувства, которые я не могу точно назвать
10. Очень важно отдавать себе отчет в своих эмоциях
11. Мне трудно описывать, какие чувства я испытываю к другим людям
12. Люди советуют мне больше говорить о своих чувствах
13. Я не знаю, что творится внутри меня
14. Часто я не знаю, почему я злюсь
15. Я предпочитаю разговаривать с людьми об их повседневных делах, а не об их чувствах
16. Я предпочитаю смотреть легкие, развлекательные программы, а не психологические драмы
17. Мне трудно раскрывать свои самые сокровенные чувства, даже близким друзьям
18. Я могу чувствовать близость к другому человеку, даже когда мы молчим
19. При решении личных проблем я считаю полезным разобраться в своих чувствах
20. Поиск скрытого смысла в фильмах или пьесах мешает получать удовольствие от них
Слайд 9Прогноз успешности коррекции:
При биологической обусловленности- низкий
В остальных случаях- медленный, но возможный.
Методы
коррекции: научение, развитие навыков рефлексии и саморефлексии, опора на невербальные средства взаимодействия, психологическая поддержка, повышение самооценки, формирование положительного образа будущего.
Доказанная эффективность: арт- терапия, гештальт- терапия, ритмо-двигательная терапия.
Слайд 19Арт- терапевтическая техника «Город эмоций»
Слайд 20Основные идеи:
Использование раскрасок больше подходит алекситимикам, чем рисование, так как не
предполагает высокого уровня творчества, обеспечивает гарантированно положительный результат. Личностное включение происходит в процессе дорисовывания деталей, объединения атрибутов в единый арт- объект ( коллаж). Возможность детализации готового коллажа рисунком, использование различных изобразительных материалов ( карандаши, мелки, гелевые ручки, фломастеры, контурные краски) – создает условия для самовыражения.
При затруднениях возможно обучение- работа со схемами, пиктораммами эмоций, рассматривание иллюстраций, фотографий. Упражнение «Узнай настроение» ( На первом этапе- определение эмоциональной составляющей произведения, предложенного арт- терапевтом, на втором этапе- самостоятельно предложенные фрагменты)
Вербализация направлена на полученный арт- продукт, а не прямо на эмоциональную сферу клиента (опросредованность).
Слайд 21
Былкина Н.Д. : психотерапия взрослого алекситимика должна напоминать работу с детьми,
когда психотерапевт ведет себя подобно матери, помогая «алекситимику» в достижении психологической зрелости, обучая его созданию символов, помогая осознавать, наблюдать и организовывать аффекты, работая над его дефектным коммуникативным стилем.
Малкина- Пых ( ритмо- двигательная терапия): Широкое использование приемов и методик, в максимальной степени способствующих “растормаживанию” и осознаванию чувств без характерной для клиентовх тревоги, связанной с их вербализацией. Использование невербальных средств общения (интонацию голоса, выражения лица, языка тела и других “контекстуальных факторов”, дополняющих слова) создает как бы обходные пути преодоления алекситимии, мобилизуя внутренние резервы личности, обеспечивая опору на ее сохранные стороны.
Слайд 22Требования к подбору психотерапевтических методик для работы с алекситимией ( Побединская
И.В.)
Слайд 25Технология работы:
Раскраски- американская художница Jamey Ekins
Формы работы: индивидуальная, групповая
Материалы: раскраски
( на каждого- 1комплект), карандаши, мелки, фломастеры, ножницы, клей, плотная бумага или картон
Возраст: от 5 лет
Показания к работе: алекситимия, низкий уровень эмоционального интеллекта, проблемы с выражением эмоций
Кто может использовать в работе: Психологи, педагоги, социальные работники
Содержание игры:
1. Клиент выбирает подходящие, по его мнению, шаблоны, дорисовывает их и раскрашивает. В результате должен получиться Город эмоций ( на одном листе- один домик и прилегающая к нему территория. В домике может жить одна эмоция или их семья). В этом домике, помимо хозяина, могут жить домашние питомцы- совы, рыбки, насекомые, монстрики, домашние роботы.
Слайд 26
2. Когда отдельные участки готовы, обсудить результат: какой домик тебе больше
всего понравился? Какой домик было делать труднее всего? Как ты выбирал цвета для изображения той или иной эмоции? Можно предложить клиенту склеить ( или просто разложить их) в одну «карту города», границы участков могут быть неровными, а участки- неодинаковыми по размеру.
3. Обсуждение: Знакома ли тебе эта эмоция? Что происходит в твоем теле, когда ты чувствуешь это? Как ты узнаешь, что ты злишься ( радуешься, обижаешься)? Как ты узнаешь, что кто-то обиделся ( радуется, печалится)? Расскажи историю, когда ты чувствовал эту эмоцию.
4.На 2 этапе возможно «углубление» (в гештальт- подходе): Побудь этим домиком, его хозяином, рыбкой и т.д. Озвучь этого персонажа.
5. Придумай историю о том, как:
Эмоция строила себе домик и заселяла его домашними питомцами;
Как эмоции ходили друг к другу в гости;
Как в городе случилось наводнение ( пожар, нападение врагов);
Как эмоции учились в одной школе ( работали вместе);
Любую историю, которая приходит тебе на ум.
6. Понравилась ли тебе игра? Чем это похоже ( или не похоже) на твою жизнь?
Слайд 30Литература
Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах. Пособие для
врачей и медицинских психологов. НИПНИ им. Бехтерева, 2005, 24 с
Брель Е.Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ. — 2012. — № 3 (51). — С. 173—176.
Былкина Н.Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1995. — № 1. — С. 43—53.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепция алекситимии // Социально-психиатрический журнал. — 2003. — Т. 13, — № 1. — С. 128—145.
Грекова Т.И., Провоторов В.М., Кравченко А.Я., Будневский А.В. Алекситимия в структуре личности больных ишемической болезнью сердца // Клиническая медицина. — 1997. — № 11. — С. 32—34.
Есин Р.Г., Горобец Е.А., Галиуллин К.Р., Есин О.Р. Алекситимия — основные направления изучения // Журнал неврологии и психиатрии. — 2014. — № 12. — С. 148—151.
Ересько Д.Б., Исурина Г.Л., Койдановская Е.В. Алекситимия и методы ее измерения у больных с невротическими и психосоматическими нарушениями. Методическое пособие. - СПб, 1994. - 60 с.
Искусных А.Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(52). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств / Телесность человека: междисциплинарные исследования. Сборник статей. М., 1993. — С. 136—143.
Слайд 31
Коростий В. И. Механизмы психологической защиты, алекситимия и агрессия у молодых
лиц с психосоматическими заболеваниями: патогенетическая роль и подходы к психотерапии // Медицинская психология. - 2011. - №3. - С. 19-22.
Кристал Г. Терапевтические стратегии при алексити-мии // Журнал практ. психол. психоанал. - 2003. - №3.
Малкина-Пых И.Г. Об одном возможном методе психологической коррекции алекситимиии // Сибирский медицинский журнал. – 2009. – №3. – С. 99-107.
Москачева М,А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и
способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. –
2014. – №4. – С.98-114.
Николаева В.В. О психологической природе алекситимии // Телесность человека: междисциплинарные исследования. Сборник статей. М., 1993. — С. 84—93.
Никулина Д.С., Синеева С.Н. Удовлетворенность качеством жизни студентов с разным уровнем алекситимии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2008. — вып. 6, — Т. 83. — С. 76—80.
Проворотов В.М.. Чернов Ю.Н.. Лышова О.В.. Будневский A.В. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2000- № 6. - С.66-70. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1178236
Северова Е.А., Охапкин А.С., Даутова М.А., Реутова Е.В. Алекситимия как феномен, объединяющий некоторые аспекты психической и психосоматической патологий
Секоян И.Э. Алекситимия: предиктор, признак психосоматизации
или личностная характеристика? [Электронный ресурс] // Независимый
психиатрический журнал. – 2007. – №4. URL:http://www.npar.ru/journal/2007/4/sekoyan.htm
Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситимии // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. — М.: Филос. об-во СССР,1993. — С.94-100.
Слайд 32
Соложенкин В.В., Гузова Е.С. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции
// Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 8., — вып. 2. — С. 18—24.
Трунов Д.Г. Виды и механизмы функциональной алекситимии // Вестник Пермского университета, Сер. Философия, психология, социология. — 2010. — вып. 2 (2). — С. 93—99.
Черномазова Е.А., Кожоналиева А.М. Действие кризисных ситуаций на эмоциональное здоровье студентов: проявление феномена алекситимии // Вестник КГМА им. И.К.
Ахунбаева. — 2011. — № 3. — С. 55—58.
Чухрова М.Г, Леутин В.П., Пилипенко Г.Н., Кабанов Ю.Н. Нейропсихологический анализ феномена алекситимии у спортсменов // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 3 (15). — С. 208—215.
Henry J.P., Haviland M.G., Cummings M.A. et al. Shared neuroendo-crine patterns of post-traumatic stress disorder and alexithymia // Psychosom. Med. — 1992. — V. 54 (4). — P. 407—415.
Todarello O., Casamassima A., Marinaccio M. et al. Alexithymia, immunity and cervical intraepithelial neoplasia: a pilot study // Psychother. Psychosom. — 1994. — V. 61 (3—4). — Р. 199—204.
Слайд 33Спасибо за внимание!
тел.: +79110811911 mail : 9110811911@mail.ru