Слайд 2В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Структура личности
Слайд 3К.К. Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности
4 подструктуры - взаимосвязанные стороны
личности (группы качеств):
1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль) - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания;
2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки);
3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д);
4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
Слайд 4С.Л. Рубинштейн
включает в структуру личности
Направленность
Способности
Темперамент и характер (описывает характер через практические
отношения к значимым целям, своему труду, вещам предметного мира)
Слайд 5Личность как субъект деятельности
(по Б.Г. Ананьеву)
СУБЪЕКТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Человек как вид
Личность
Человек как
индивид
Человек как история общества
История
Взаимосвязь онтогенеза и жизненного пути
Онтогенез
Жизненный
путь
Слайд 6Б.Г. Ананьев
считает, что в структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых
свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
статус и социальные функции-роли;
мотивация поведения и ценностные ориентации;
структура и динамика отношений.
Слайд 7В.С. Мерлин
включает в структуру личности:
1. характер;
2. способности;
3. самосознание.
Слайд 8А.Г. Ковалев
в структуру личности входят:
3. Темперамент (система природных свойств);
2. Направленность (система
потребностей, интересов и идеалов);
1. Способности (ансамбль – интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, синтез отношений и способов поведения).
Слайд 9Б.Д. Парыгин
в структуру личности включает
1. Общечеловеческие психические свойства;
2. Социально-специфические особенности, связанные
с принадлежностью к этносу, классу, политической, профессионалньой, экономической общностям;
Индивидуально-неповторимые особенности личности.
Слайд 10Схема свойств человека как индивида
Слайд 11ДОМИНАНТНЫЙ ПОДХОД
Модель структуры личности
Н.И. Рейнвальд
Слайд 13В ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Структура личности
Слайд 14Связь структурной модели с уровнями сознания
(З. Фрейд)
Составляющие следует рассматривать скорее
как некие процессы, чем как особые «структуры» личности.
Сфера ид полностью неосознаваема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.
Слайд 15Структура личности
Авторский рисунок
Зигмунда Фрейда
Хорошо известно, что Фрейд считал психические силы похожими
на гидравлические, и этот образ наложил определенные ограничения на весь ход его рассуждений.
Слайд 16Экстраверсия - интроверсия
(Юнг-Айзенк)
Слайд 17В число 16 факторов 1-го порядка Кеттел включает следующие, имеющие два
противоположных полюса
Замкнутость - общительность.
Низкий интеллект - высокий интеллект.
Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость.
Подчиненность - доминантность.
Озабоченность - беспечность.
Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения.
Социальная робость - социальная смелость.
Низкая сенситивность (толстокожесть) - высокая сенситивность.
Доверчивость - подозрительность.
Практичность - мечтательность (богатое воображение).
Прямолинейность - дипломатичность.
Уверенность в себе (высокая самооценка) - неуверенность в себе (чувство вины).
Консерватизм - радикализм.
Зависимость от группы - самодостаточность.
Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль.
Низкая сила побуждений - высокое рабочее напряжение.
Слайд 18Содержание факторов 16-PF
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
Слайд 20Профили личности, определенные в группах людей разных профессий (по результатам теста
16РГ Кэттелла)
Можно видеть, насколько сильно отличается профиль летчиков от профилей представителей двух других профессий, имеющих между собой много общего.
Слайд 21Три поверхностных черты объединяются основной чертой дружелюбия
Основные черты
Поверхностные черты
Темпераментные черты
Нормальные черты
Аномальные
черты
Черты первого порядка
Черты второго порядка
Динамические черты
Аттитюды
Эрги
Семы
Слайд 22Схема части динамической решетки личности
Вспомогательные цепочки и их составляющие: аттитюды, семы
и эрги
Слайд 23Модель Оллпорта
Универсальность черты определяется равнозначностью стимула, приводящего в действие данную черту,
и ответных реакций, ею обусловленных.
(Адаптировано из Allport, 1961, p.322)
Слайд 24Черта по Оллпорту
Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в
широком диапазоне ситуаций.
Черты — это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.
Слайд 25Согласно Олпорту,
черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов
или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми.
Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению.
Черта личности — это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.
Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры».
В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в рисунке поведения человека.
человек не является пассивным «респондентом» на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть.
Следует различать общие черты личности и индивидуальные диспозиции.
Слайд 26Черты, диспозиции и проприум
три типа диспозиций:
кардинальные,
центральные
вторичные
Понятие личности включает
в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие.
Проприум – это принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое.
Слайд 27Проприум
Проприум – это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой —
формирование уникальности человеческой жизни.
Слайд 28Определения понятия «Личность»
(по Оллпорту)
Биосоциальные и биофизические определения.
Биосоциальное определение во многом
соответствует бытовому использованию термина, так как соотносит личность с "социальной стимульной ценностью" индивида. Именно реакция других определяет личность субъекта. Можно даже утверждать, что индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих.
биофизическое определение более предпочтительно, оно относит личность исключительно к характеристикам или качествам субъекта. В соответствии с последним определением, у личности есть как воспринимаемая сторона, так и органическая, и ее (личность) следует связать со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.
Слайд 29Определения понятия «Личность»
(по Оллпорту)
«Мешок старьевщика" или "определение-омнибус". Это определение представляет
личность через перечисление. Термин "личность" здесь используется для обозначения всего, что касается индивида, и теоретик, как правило, при описании индивида перечисляет важнейшие, на его взгляд, понятия, полагая, что обозначаемое ими и составляет личность.
Слайд 30Определения понятия «Личность»
(по Оллпорту)
Интегрирующая или организационная функция личности. Предполагается, что
личность выступает как организация или структура в отношении различных дискретных реакций индивида или же что эта организация является следствием активности личности, существующей как внутрииндивидуальная сила. Личность есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения.
Слайд 31Определения понятия «Личность»
(по Оллпорту)
Роль личности в управлении индивидуальной регуляцией поведения.
Личность представляется как различные – и вместе с тем типичные – попытки регуляции, осуществляемые индивидом.
Слайд 32Определения понятия «Личность»
(по Оллпорту)
Отождествление личности с уникальными или индивидуальными аспектами
поведения. В этом случае термин используется для обозначения того, что отличает индивида от остальных людей.
Слайд 33Определения понятия «Личность»
(по Оллпорту)
Личность составляет сущность человека. В этих определениях
личность соотносится с наиболее репрезентативной частью индивида, не только в плане его отличий от других, но, что более важно, личность выступает тем, чем человек является на самом деле. Олпорт: "личность есть то, что есть человек в действительности". Согласно этому допущению, личность содержит то, что, в конечном итоге, является наиболее типичной и глубокой характеристикой человека.
Слайд 34Два основ-ных измере-ния личнос-ти (по Айзенку)
Слайд 35Структура личностных свойств по Г. АЙзенку
Слайд 36Информационная модель личности
Окно Джогари (авторы Джонсон и Иогарри
Слайд 37Параллели категорий теории Э.Берна и древнеиндийской философии
Слайд 38Диаграмма иерархической структуры личности
(по Г.Айзенку)
Слайд 39Пятифакторная структура личности (Голдберг)
Слайд 40(Интуитивно-чувствующий тип (интуиция сильно развита; чувства — меньше))
Пример функциональной типологии Юнга.
Функции над горизонтальной линией лучше развиты, более осознанны, те, что ниже линии,— менее развиты, менее осознанны
Слайд 41Структура личности по К.Г. Юнгу. Порядок, в котором главные архетипы обычно
появляются в юнгианской психологии. Самость глубже уходит в бессознательное, чем структуры личности, но в то же время это также центр всей личности (адапт. из Thomas Parker).
Психика в первую очередь состоит из бессознательного.
Эго вырастает из бессознательного и привносит и разнообразный опыт, и воспоминания, продолжая деление между бессознательным и сознанием.
В эго нет бессознательных элементов, только сознание содержит в себе выведенное из личного опыта
Слайд 42Общая схема психики. Из «Я и Не-Я» (диагр. 1, приложение) М.
Е. Harding, 1965. © 1965 Bollingen. Адапт. с разрешения.
«Эго всегда хочет все объяснить и утвердить свое собственное существование» (Jung, 1973, р. 427).
Слайд 43Модель джнана-йоги «Я» и сознание
(Источник: Adapted from Osbourne, 1969)
Слайд 45Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Сангвиник
Слайд 46Соотношение типов нервной системы и темперамента
Слайд 47Психобиологическая модель индивидуальности С.Р. Клонингера
Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента
и личности
// Вопросы психологии. 2000. №2. С. 128-139.
Слайд 48ЭКСТРАВЕРСИЯ, ПСИХОТИЗМ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К НАГРАДЕ:
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВУХ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
Князев
Г.Г. … // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2007. №1. C. 47-78.
Слайд 49ВАРИАНТЫ ТИПОЛОГИЙ, ПОСТРОЕННЫХ НА РАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ
Типологии личности и характера
Слайд 50Общие подходы к типологии индивидуальности
по В.В. Петухову
- определяются основными познавательными и
практическими задачами ее изучения:
изучение одного из трех основных уровней индивидуальности:
организма,
социального индивида,
личности.
Слайд 51Три подхода к типологии индивидуальности
по В.В. Петухову
Эмпирические подходы:
Поиск объективных основ тех
или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой
Описание всех возможных сочетаний индивидуальных психических черт. Знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности.
Теоретический подход:
Осознание, осмысление человеком собственной индивидуальности. Дедуктивное выделение принципов построения типологии индивидуальностей.
Почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе?
Слайд 52Направления классических исследований
по В.В. Петухову
Органические предпосылки индивидуальности человека: строение тела и
характер
Типологии Гиппократа, Кречмера, Шелдона
Эмпирические классификации индивидуальностей в психиатрии: основные виды психопатий и акцентуаций характера
Типологии Леонгарда, Личко
Принципы построения типологии характера: теория и практика дедуктивного подхода
Кант, Юнг
Индивидуальность человека и развитие его личности
Лазурский
Слайд 54 Пример ненаучной типологии: Менталитет бывает 4-х типов: варварский, аристократический, интельский
и буржуазный.
Для психики "варвара" характерно:
- высокая выживаемость (что проявляется, обычно, как повышенный запас здоровья, высокий уровень гормонов в крови, повышенная сексуальная активность, высокий жизненный тонус, выносливость);
- умение постоянно удивляться окружающему миру (очень низкое входное информационное сопротивление) - отсюда, непосредственность реакций;
- стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям;
- жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти.
Примерами "варваров" могут служить: в литературе Конан, герой произведений Говарда, Оберон ("Янтарный цикл" Р. Желязны), Мартин под воздействием матрицы Мамонтобоя ("Механическое эго" Г. Каттнера); среди политических деятелей - Бисмарк, Черчилль.
Слайд 55 Пример ненаучной типологии: Менталитет бывает 4-х типов: варварский, аристократический, интельский
и буржуазный.
Для психики аристократа характерно:
- стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость (иногда, выглядящая надменностью);
- утонченность (в том числе, и в сексуальной сфере);
- стремление "производить впечатление на окружающих", что проявляется в стиле одежды, в стиле поведения, в манере совершать покупки (аристократ принципиально не способен торговаться: если вещь его устраивает, или если покупка по его мнению необходима для поддержания престижа, аристократ покупает за названную цену, сколь бы несуразно она не выглядела; окружающие воспринимают это, как привычку "сорить деньгами");
- стремление "иметь все самое лучшее" - если ехать в поезде, то в вагоне СВ, если жить в гостинице, то - в первом классе;
- умение противостоять страху (в том числе, страху смерти);
- честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость.
Примерами аристократов могут служить Бенджамин Дизраэли (как реальный, так и его матрица из рассказа Каттнера), Атос, У. Эко, И. Ямомото.
Слайд 56Пример ненаучной типологии: Менталитет бывает 4-х типов: варварский, аристократический, интельский и
буржуазный.
Интельский менталитет характеризуется:
- полным отсутствием демонстративности;
- пренебрежением к комфорту во всех его проявлениях;
- способностью и стремлением к абстрагированию, серьезным отношением к понятиям, не имеющим прямых аналогов в реальном мире;
- высокой работоспособностью, степень которой не зависит от объективной ценности ожидаемого результата (цель жизни есть познание, например - познание бога; орудие познания - работа; процесс важнее, чем результат; отрицательный результат - тоже результат);
- высокой честностью в обращении с фактами и абстрактными построениями;
- приоритетом социальных отношений перед личными;
- выраженной сексуальной закомплексованностью (поскольку они, во-первых, носят личный характер; во-вторых - демонстративны по своей природе; в-третьих - подразумевают определенный уровень физического здоровья и выносливости);
- чувством зависимости от внешней непреодолимой силы (которой может быть Бог, Природа или же - Церковь, Наука - обязательно с большой буквы);
- страхом смерти и физической боли, низкой выносливостью тела и духа.
Примерами интелей можно считать Торквемаду, Альтшуллера, штандартенфюрера Штирлица, Б. Клинтона, А. Карпова.
Слайд 57Пример ненаучной типологии: Менталитет бывает 4-х типов: варварский, аристократический, интельский и
буржуазный.
Особенностями буржуазного менталитета являются:
- бережливость, экономичность (что проявляется во всем, в том числе - и в сексуальных отношениях);
- работоспособность, нередко выглядящая, как неумение отдыхать;
- аскетизм;
- неискренность;
- рационализм, рациональная жестокость ("Боливар не снесет двоих");
- стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами, читать только рекомендованную литературу, иметь только те знания, которые могут оказаться необходимыми в жизни);
- стремление к накопительству, причем деньги являются целью сами по себе, а не как источник тех или иных благ;
- приоритет так называемых "традиционных ценностей";
- низкая выживаемость при жизненных катастрофах (например, при увольнении и потере социального статуса);
- приоритетом экономических отношений перед личными.
Примерами буржуа можно считать многих героев Джека Лондона. К этому же типу ментальности относится Дж. Мейджер, М. Горбачев, Д. Эйзенхауэр, Ш. Де-Голль.
Слайд 58Проблема типологизации
А.К. Абульханова-Славская: Большинство существующих типологий личности остались классификациями, построенными по
разным (случайным, частичным и т. д.) основаниям, поскольку не удалось выявить причины возникновения, движущие силы развития и условия изменения того или иного типа. Последнее возможно только через раскрытие диалектики социального и биологического, индивидуального и общественного, диалектики общего, особенно, единичного. Советские философы и социологи раскрывают особенности марксистского метода типизации личностей (в связи с классовой позицией, конкретно-исторической эпохой и т.д.) [12, 26, 32]. Задача психологов в том, чтобы применить этот метод к сложнейшей проблеме типизации личностей в психологии.
Слайд 59А.К. Абульханова-Славская:
принципы типологизации
В настоящее время должна быть снята альтернатива индивидуализации
и типизации в психологии:
индивидуальное должно выступить не единичным вариантом типического, а особенной моделью,
она займет место среди ряда типов, которые одновременно будут типами индивидуальностей, определяемыми по комплексу параметров.
Слайд 60А.К. Абульханова-Славская:
принципы типологизации
Основная задача при построении типологии личности в психологии
— последовательная реализация подхода …типизации.
Особенность последнего состоит в том, что он не предлагает набора черт личности (пусть очень важных), а выявляет движущие силы ее активности, развития, соотносит их с общественными тенденциями, с общественными движущими силами.
В этом состоит принципиальное отличие подлинной типизации от классификации.
Слайд 61А.К. Абульханова-Славская:
принципы типологизации
Классификация носит описательный, статический характер, поскольку не вскрывает
причин возникновения, движущих сил развития, условий изменения того или иного типа.
Характеристика типа должна быть дана через выявление условий его становления, через указание на то, какие тенденции он представляет, выражает, осуществляет, какими движущими силами и в каком направлении (а иногда и в каких пределах) поддерживается его развитие, через какие противоречия оно осуществляется.
Иными словами, в основу построения типологии должен быть положен принцип анализа личности через ее жизнедеятельность, через способ ее жизни. С. Л. Рубинштейн разработал этот принцип применительно к психологии.
Слайд 62Типология А.К. Абульхановой-Славской
Индикаторы выделены для классификации противоречий по трем основаниям:
жизненной
позиции,
жизненной линии,
способу решения разными личностями противоречий.
Эти индикаторы удалось выявить на основе обобщения значительного числа материалов, интервью, наблюдений, биографических данных и опросов. Использовался позитивный опыт классификации противоречий М. Дейча.
Слайд 63Типология А.К. Абульхановой-Славской:
По характеру жизненной позиции:
1. Преобладание внутренних (рефлексивных) противоречий;
преобладание противоречий между внешними и внутренними тенденциями; направленность на разрешение внешних, объективных противоречий.
2. Преобладание противоречий, связанных с повышением или снижением ценностного уровня жизни, отстаиванием или сдачей ценностных позиций.
3. Повышение или понижение ценностного уровня жизни одновременно типически связано с уровнем легкости или трудности жизни; для одних характерно повышение ценностного уровня при одновременном возрастании уровня трудности, для других — снижение ценностного ! уровня при одновременном снижении уровня трудности и т. д.
4. Разобщенность, единство или противоречивость жизненных ролей с точки зрения динамичности, единства, интегральности жизненной позиции.
5. Позиция личности характеризуется диалектикой (или преобладанием) объективной необходимости и активности (инициативы) личности. Для одних движущей силой активности является проявление активности при отсутствии социально-психологической жизненной необходимости в ней; для других характерно возрастание активности только в пределах необходимости, для третьих — падение активности (инициативы) в условиях необходимости, для четвертых — возрастание активности в порядке противопоставления необходимости и т. д.
Слайд 64Типология А.К. Абульхановой-Славской:
По характеру жизненной линии:
1. Последовательность — непоследовательность жизненной
линии как сохранение или изменение жизненной позиции. Сохранение жизненной позиции при изменении жизненных обстоятельств и изменение позиции при сохранении обстоятельств выявляют характерные противоречия.
2. Расширение или сужение жизненной линии особенно четко выступает при возрастании трудности жизни. Одни стремятся к усложнению и расширению обстоятельств, задач, общения (стремятся иметь детей, брать на себя новые обязательства, выходящие за пределы профессиональных, и т. д.); другие ограничивают сферы жизни, с которыми связана активность.
3. Масштаб и повторяемость жизненных противоречий как характеристика жизненной линии (трудность жизни и склонность к трудностям); соотношение критических и конфликтных периодов жизни, гладкость жизненной линии.
Слайд 65Типология А.К. Абульхановой-Славской:
По способу решения личностью противоречий:
1. Готовность к трудностям
или уход, избегание.
2. Продуктивность, принципиальность в решении противоречий, способность заострить противоречие для продуктивного решения; поверхностность в решении противоречий, иллюзорные решения (разрыв и противоречие слова и дела, ценностей и поступков, которое выступает в таком решении).
3. Способность длительно выдерживать противоречия (на протяжении жизни), способность выдерживать противоречия, связанные с жизненной позицией (быть не в ладу с самим собой), способность выдерживать противоречие смысла жизни и жизненной позиции.
Слайд 66 По А.К. Абульхановой-Славской:
типы организации жизни и регуляции времени:
1. Стихийно-обыденный
тип регуляции времени жизни. Личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, программировать наступление, предотвратить осуществление. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, текучкой жизни, отсутствием личностной инициативы.
2. Функционально-действенный тип регуляции времени жизни. Личность активна организует течение событий, направляет их ход, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только период течения событий, но не их объективные или субъективные последствия. Отсутствует ответственность как пролонгированная регуляция активности. Личность соотносится с событийным временем, а не временной логикой развития внешних и внутренних тенденций.
3. Созерцательное отношение ко времени жизни. Проявляется в пассивной регуляции, отсутствии инициативы и ответственности. Для такого типа личности характерно восприятие сложности и противоречивости жизни. Но углубленность и тонкость понимания пролонгированных тенденций мешает найти адекватное время и место для проявления собственной активности.
4. Созидательно-преобразующий тип регуляции времени жизни. Личность представляет собой оптимальное соединение глубокого проникновения в общественные тенденции и имеет длительную жизненную перспективу, четкую жизненную концепцию и позицию, которая последовательно реализуется. Здесь имеет место овладение личностью временем жизни, его сознательная практическая творческая регуляция.
Слайд 67ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
АКЦЕНТУАЦИИ
Слайд 68Акцентуации -
это заострение черт характера, которое наблюдается, как правило, в
подростковом возрасте. В дальнейшем, по-видимому, происходит их сглаживание или компенсация, возможен также переход явных акцентуаций в скрытые. Вместе с тем, по данным Леонгарда, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50%.
Слайд 69Ортогональная система признаков (Собчик Л.Н.,
1985-1990)
Соотношение свойств нервной системы, индивидуально-типологических характеристик и
предпочтительных вариантов психической дезадаптации
8 основных и 8 дополнительных (промежуточных) индивидуально-личностных вариантов
Слайд 70Динамические показатели психодиагнос-тического исследования
(Ю.А. Александровский)
Слайд 72
Неустойчивый тип. Главная черта - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться,
постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.
Слайд 73
Конформный тип. Главная черта - конформность: ярко выраженное стремление быть "как
все". Это стремление распространяется на все - от стремления одеваться как все до сильной зависимости суждений, позиций и поведения от окружения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в "хорошей" среде старательно учатся и работают, в "плохой" - усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.
Слайд 74
Шизоидный тип. Главные черты - замкнутость и недостаток чувствительности в процессе
общения. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию), в неумении понять желания и мысли партнера. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней, часто подчеркиваемой асексуальностью. Труднее всего переносят ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты, а также вторжение посторонних во внутренний мир.
Слайд 75
Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с
постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил (иногда не необходимых или даже в ущерб делу), приверженность к порядку, педантизм.
Слайд 76
Истероидный тип. Главными чертами являются мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания
к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Все остальные особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственна театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.
Слайд 77
Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Утомляемость обычно проявляется
при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу.
Слайд 78
Сенситивный тип. Имеют две главные особенности - большая впечатлительность и чувство
собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим "Я" ("образ тела"). Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).
Слайд 79
Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений
за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и, особенно, за других, бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.
Слайд 80
Гипертимный тип. Отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом.
Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.
Слайд 81
Циклоидный тип. Характерной особенностью является достаточно частая смена нерезко выраженных фаз
гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности. Возможность провоцирования суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика (1-2 нед). Между фазами часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, "гармоничного" поведения.
Слайд 82
Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое
меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер.
Слайд 83
Смешанные типы. Помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения двух черт.
Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций.
Слайд 84Схематическая цепь совместимости и трансформаций типов психопатий и акцентуаций характера (А.Е.
Личко)
В скобках указаны названия, данные П. Б. Ганнушкиным (1933).
Типы акцентуаций и психопатий:
Г — гипертимный (конституционально-возбужденный) Ц- циклоидный (циклотимик),
Л — лабильный (эмотивно-лабильные);
А — астеноневротический (неврастеники);
С — сенситивный (астеники, главными чертами которых являются «чрезмерная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной не достаточности»);
П — психастенический (психастеники);
Ш — шизоидный (группа шизоидов);
Э — эпилептоидный (группа эпилептоидов);
И — истероидный (группа истерических характеров),
Н — неустойчивый (группа неустойчивых),
К — конформный.
Двойные линии — сочетания и трансформации типов в силу эндогенных механизмов;
Штриховая двойная линия — предполагаемая возможность такого сочетания;
Линии со стрелками — направления наслоения черт одного типа на другой в силу воздействий окружающей среды («амальгамные типы»).
Можно видеть, что промежуточные типы, т. е. смешанные вследствие эндогенных механизмов, формируются за счет соседних звеньев цепи и лишь в некоторых случаях путем связи через звено (лабильно-сенситивный тип и др.).
Наоборот, амальгамные типы могут формироваться за счет связей относительно дальних звеньев.
Но при этом чем дальше друг от друга расположены эти звенья, тем реже встречается данное сочетание (например, гипертимно-истероидный тип встречается реже, чем гипертимно-неустойчивый, и т. п.).
Слайд 85
Неустойчивый тип. Главная черта - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться,
постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.