Слайд 1СРЕДА КАК ЯВЛЕНИЕ
Понятие и свойства среды как феномена.
Среды и их многообразие.
Место
социальной среды в системе сред.
Слайд 2Среда
1. Окружающее человека пространство:
в целом - как макросреда,
в конкретном смысле
– непосредственное
окружение человека, как микросреда.
2. Совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый процесс.
Слайд 3В.Даль - среда - это «все, что между крайностями, хотя и
не строго в середине».
Он рассматривает понятие «среда» в синонимическом ряду « середа, середина» и характеризует ее так: «точка на (черте), черта (на плоскости) или плоскость, мнимый раздел (в толще), обозначающий половину, равный раздел или близкое от этого место, удаленное от краев».
Слайд 4ВИДЫ СРЕД
СРЕДА ПРИРОДНАЯ – это часть природы, которая рассматривается применительно к
какому-то конкретному человеку, или группе людей, взаимодействующих в условиях определенной местности. (географической зоны).
Другое название-“географическая среда”.
СРЕДА ИСКУСТВЕННАЯ – пространство, созданное в результате деятельности человека.
Слайд 5КАКАЯ СРЕДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ СОЕДИНЕНИЯ ДАННЫХ СРЕД ?
Внимание вопрос
Слайд 6СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ
« – среда обитания и деятельности человека, окружающий человека
природный и созданный им материальный мир.
О.с. включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, совокупность элементов среды, созданных из природных веществ и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения)…
в понятие О.с. могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества» ( А.Макареня)
Слайд 7ВИДЫ СРЕД
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
СРЕДА КУЛЬТУРНАЯ
Совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных
условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Различают:
макросреду – социально-экономическую систему в целом
микросреду – непосредственное социальное окружение.
пространство, созданное в результате социально-прогрессивной деятельности человека во всех сферах бытия и сознания;
Слайд 8КАКАЯ СРЕДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ СОЕДИНЕНИЯ ДАННЫХ СРЕД ?
Внимание вопрос
Слайд 9Социокультурная среда
конкретное, непосредственно данное социальное пространство, посредством которого человек включается в
социальные и культурные связи общества. …
это совокупность различных ( макро- и микро-) условий его жизни и социального ролевого поведения; среда его меняющихся интересов; его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми; конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума” (Крылова Н.Б)
Слайд 10СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
– это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем,
их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
Слайд 11КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЕТ СРЕДА ?
ИСПОЛЬЗУЙТЕ В ОТВЕТЕ РАССМОТРЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 12Свойства среды
всегда занимает «срединное» положение;
присутствует только там, где есть какая-либо точка
отсчета (человек, группа, объект)
обладает многоуровневой структурой;
встроенность – одно из ее свойств;
содержит системообразующее начало;
Слайд 13Теория Лж.Гибсона
« Встроенность»: «мелкие элементы окружающего мира встроены в более
крупные, а те в свою очередь — в еше более крупные и так далее. Лист встроен в ветку, ветка — в дерево, дерево — в рошу, роша — в горную долину и т.д.»
«Возможность» – это мостик между средой и субъектом;
Возможность определяется свойствами среды и свойствами самого субъекта;
Слайд 14Восприятие среды личностью ( М.Черноушек)
Среда не имеет определенных, твердо фиксированных рамок
во времени и пространстве.
Среда воздействует на все чувства, информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов.
Среда предоставляет не только главную, но и периферийную информацию.
Слайд 15Восприятие среды личностью ( М.Черноушек)
Среда содержит всегда больше информации, чем мы
способны сознательно зарегистрировать и понять.
Среда воспринимается в тесной связи с практической деятельностью;
Любая среда наряду с физическими и химическими особенностями обладает психологическими и символическими значениями.
Окружающая среда воздействует как единое целое.
Слайд 16Компоненты среды
(по Климову Е.А.)
социально-контактная часть среды
информационная часть среды
соматическая
часть
предметная часть среды
В менеджменте – выделяют
Внутреннюю и внешнюю среду;
Слайд 17Компоненты среды
( по Макарени А.А.)
информационная среда,
предметная среда,
деятельностная среда,
интеллектуальная среда,
художественная (эстетическая) среда,
оценочная среда,
материальная среда,
социальная среда и др.
Слайд 18КАЧЕСТВЕННЫЕ характеристики среды
Активные и пассивные;
Насыщенные и «бедные»;
Открытые и закрытые;
Слайд 19Агрессивная среда
Возникает в результате резкого, скачкообразного перехода систем (социальной, экономической, политической,
экологической и любой другой) в результате нарастания внутреннего или внешнего напряжения из устойчивого состояния в неустойчивое, представляющее опасность для целостности и благополучия управляемой структуры.
Бабосов Е.М. Социология управления.
Слайд 20Глобальные «агрессивные» факторы внешней среды
глобальные изменения основных экономических и социальных показателей
среды.
резкое сокращение жизненных циклов товаров и организации
изменение требований к технической подсистеме организации
изменение отношений «управляющий – подчинённый»
повышение требований к компетентности на любом уровне
невозможность содержания собственных экспертных наукоемких служб
ужесточение конкурентной борьбы и др.
Слайд 21Современные меры противостояния социальных организаций факторам внешней среды
Уменьшение размеров организации или
слияние нескольких компаний в одну
Реорганизация (стабилизация всех систем)
Сокращение руководящего аппарата
Следует отметить, что эти тенденции прослеживаются в любой управленческой деятельности: от производственной и предпринимательской до государственной.
Слайд 22Появление внутренней агрессивной среды
в управляемой структуре может возникнуть по нескольким
причинам, среди которых неадекватность норм и правил внутриорганизационной жизни (организационной культуры) новым условиям.
Самая тяжёлая форма наступает при переходе со стадии стабилизации на стадию спада.
Слайд 23Управление в условиях агрессивной внутренней среды
Совершенствование систем
целеформирования
мотивации
структурирования организации
Цель управления
- добиться, чтобы личная цель каждого индивидуума (группы) совпадала с целью организации, тогда состояние внутренней среды из агрессивного перейдёт в спокойное.
Слайд 24Агрессивная среда — это среда конфликтогенная.
В агрессивной среде конфликт становится
неотъемлемой частью социальных процессов.
В агрессивной среде высокого уровня достигает социальная напряженность, конфликты возникают часто и по многим поводам.
Слайд 25Инертная среда
ИНЕРТНОСТЬ (от лат. iners - родительный падеж - inertis -
бездеятельный), отсутствие активности, бездеятельность.
Слайд 26Инертная среда-среда застоя
Пассивная;
Бездеятельностная;
Низкая информативность;
Слабые субъектные связи;
Закрытая;
Возможно – напряженная
( внутренний конфликт).