Слайд 1
Современные воспитательные технологии
Слайд 2
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных
средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Слайд 3
Воспитательные технологии как одно
из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Слайд 4Что необходимо учитывать при выборе воспитательных технологий?
Соответствие технологии концепции воспитания, реализуемой
в образовательной организации.
Системную совместимость технологии с воспитательным процессом школы.
Достаточную управляемость, наличие диагностического инструментария.
Наличие данных об опыте других образовательных организациях.
Слайд 5Технологии воспитания:
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой
игры;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
Слайд 6Групповые технологии
Особенности организации:
деление на группы;
каждая группа получает определённое задание;
возможность учесть и
оценить вклад каждого;
состав группы непостоянный и подбирается с учётом возможности участников.
Слайд 7Шоу - технологии
3 части действия:
Запуск.
Задания – конкурсы.
Финал.
3 основных психологических механизма:
Эмоциональное заражение.
Соревновательность.
Импровизации.
Слайд 8Деловая игра
Этап подготовки:
Разработка игры.
Постановка проблемы, целей.
Групповая работа над заданием.
Анализ и обобщение.
Рефлексия
– оценка и самооценка работы.
Слайд 9Тренинг общения
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание
у учащихся средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Структура тренинга общения имеет 3 блока:
Разминка (упражнения на «разогрев»).
Основная часть: работа над проблемой.
Итоговая рефлексия.
Слайд 10Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением
школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение.
Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Слайд 11Технология коллективно-творческих дел (И.П. Иванов)
Это эффективная технология воспитания и развития учащегося,
основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Этапы КТД:
Совместное решение о проведении дела
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Проведение дела.
Коллективный анализ и обсуждение последействий.
Результат.
Слайд 12
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД
(пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Слайд 13Здоровьесберегающие технологии:
это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение
здоровья учащихся;
создание благоприятного психологического климата на уроке;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
применение здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые направлены для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные спортивные праздники и т.д.).
Слайд 14Создание ситуации успеха
(А.С. Белкин):
С психологической точки зрения успех – это
переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Слайд 15
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором
создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Слайд 16Алгоритм создания ситуации успеха
(А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как ее создать?»)
Успех
в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
1.Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.
Слайд 17
2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога – обеспечение учащегося заданием,
которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
Методами решения задачи будут:
Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
Содержательный контроль (консультации по содержанию);
Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Слайд 18Технологические операции создания ситуации успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в
собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Слайд 19
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Слайд 20Условия реализации воспитательных технологий
Закрепление идеи технологий воспитательной работы в педагогической культуре.
Вхождение
идеи и феномена воспитательных технологий в организационную культуру школы как предмета инновационной работы, как предмета текущей управленческой работы, как распространения передового опыта.
Владение технологиями воспитания как личная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценивания своего профессионализма.