Слайд 1ЛОГИКА
Янковская Екатерина Алексеевна
кандидат философских наук
alteratum@gmail.com
Слайд 2Современная неформальная логика
Лекция №6
Слайд 3Структура лекции
Проблема определения неформальной логики
Отношения неформальной и формальной логики
Неформальная логика и
эпистемология
Теория речевых актов
Иллокутивная логика
Слайд 4Проблема определения неформальной логики
Слайд 5Несколько подходов к определению
Концептуальный анализ
Исследование неформальных ошибок
Формальная без формализмов
Исследование коммуникации
Исследование эпистемологических
средств
Исследование практики критического мышления
Исследование норм аргументации
Слайд 6Концептуальный анализ
Исследование понятийной структуры различных текстов на естественном языке.
Изучается полнота, непротиворечивость,
последовательность построения понятий.
Исследуются концепты, характерные для различных естественных языков.
Слайд 7
Исследование неформальных ошибок
Изучаются рассуждения людей на естественном языке в рамках, в
том числе, повседневного дискурса.
Выявляется противоречивость и непоследовательность таких рассуждений.
Используются некоторые принципы классической логики, но в неформализованном виде.
Слайд 8Формальная без формализмов
Используются принципы классической логики, в частности, законы.
Не строятся аксиоматические
модели.
Интересует логическая последовательность рассуждений.
Не используется формализованный язык.
Слайд 9
Исследование коммуникации
Логико-лингвистический анализ различных форм языкового опыта в различных коммуникативных ситуациях.
Исследование
нормативов в коммуникативных ситуациях.
Исследование логической последовательности коммуникативных действий
Слайд 10
Исследование норм аргументации
Область логики, которая разрабатывает неформальные стандарты, критерии и процедуры
для интерпретации, оценки и построения аргументации на естественном языке
Слайд 11Альтернативные названия
Практическая логика
Философия аргументации
Теория аргументации
Прикладная эпистемология
Теория рассуждения
Теория критического мышления
Слайд 12Отношение неформальной и формальной логики
Слайд 13Проблема
Может ли логика быть неформальной?
Слайд 14Решения
Логика может быть только формальной (Я.Хинтикка)
Неформальная логика возможна, поскольку у нее
есть свои инструменты для исследования понятий, суждений и умозаключений (Дж. Фриман).
Неформальная логика может рассматриваться как область теории аргументации (Р.Джонсон)
Слайд 15Проблемы формальной логики
Антипсихологизм
Формализованные теории, не ориентированные на анализ обыденного языка
Логика становится
в большей степени частью математики
Ориентирована на работу с определенными группами проблем, наиболее актуальными для программирования
Слайд 16Совместимость подходов
В неформальной логике может быть использована определённая формализация.
Анализируются суждения в
том виде, в котором они существуют в естественном языке, нет стремления подогнать их под логически правильные структуры.
Слайд 17Неформальная логика и эпистемология
Слайд 18Проблема
Является ли неформальная логика частью эпистемологии?
Слайд 20Единица речевой коммуникации
Минимальная единица речевой коммуникации – речевой акт (а не
слово или предложение).
Речевые акты: констатация, вопрос, приказание, описание, объяснение, извинение, благодарность, поздравление и т. д.
Слайд 21Речевой акт
Элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, произнесенная одним говорящим, приемлемая
и понятная по меньшей мере одному из множества остальных носителей языка, и являющаяся определённым действием.
Слайд 22Пример
Готовьтесь к экзамену по логике!
Я обещаю, что подготовлюсь к экзамену по
логике.
Мне сложно подготовиться к экзамену по логике.
Слайд 23Структура речевого акта
субъект
цель
способ
инструмент
средство
результат
условия
успешность
Слайд 24Язык
Язык определяется не совокупностью норм, правил и формальных предписаний
Язык представляет собой
совокупность выборов из различных вариантов в контексте определенных ситуаций.
Слайд 25Основные положения
Предложение не только описывает какое-либо положение вещей так, чтобы ему
можно было приписать значение истинности либо ложности.
Предложение является еще и определенным действием.
Предложения-действиям нельзя приписать значение истинности либо ложности.
Основное назначение языка не в описании объектов действительности, а в осуществлении целенаправленных действий, поэтому истоки описания лежат в действиях.
Слайд 26Значение
"Что имел в виду говорящий, употребляя данное высказывание?"
"значение": сказать, что
А что-то имел в виду под х — значит сказать, что "употребив выражение х, А намеревался оказать этим определенное воздействие на слушающих, которые опознают это намерение"
Слайд 27Теория речевых актов
Теория речевых актов направлена на прагматический анализ языка.
Теория речевых
актов исследует то, как формируются языковые целостности, связные тексты.
Предполагается, что определённые «строгие» дискурсивные системы базируются на повседневном использовании языка.
Слайд 28Специфика речевых актов
РА связывает между собой невербальное и вербальное поведение
РА может
быть как крупнее предложения (высказывания), так и меньше его.
РА, рассматриваемый как поверхностная структура предложения, не является производным от «скрытых» структур
Слайд 29Типы речевых актов
Локутивный
Иллокутивный
Перлокутивный
Слайд 30Локутивный акт
Произнесение или написание речи, то есть лингвистическое действие, осуществляемое с
помощью лингвистических средств.
Представляет собой сложную структуру: произнесение звуков (акт фонации), употребление слов, связывание слов по правилам грамматики, обозначение с помощью слов тех или иных объектов (акт референции), приписывание этим объектам тех или иных свойств и отношений (акт предикации).
Слайд 31Иллокутивный акт
Смысл высказывания, выражающий коммуникативную цель говорящего.
Прагматический аспект коммуникации.
Слайд 32Структура иллокутивного акта
Иллокутивная функция
Пропозиция
F(P)
Слайд 33Пример
Готовься к экзамену по логике!
Функция – побуждение к действию.
Пропозиция – подготовка
к экзамену.
Слайд 34Типы иллокутивного акта
Репрезентативы
Директивы
Комиссивы
Экспрессивы
Декларативы (Перформативы)
Слайд 35Репрезентативы
Ориентированны от действительности к высказыванию, имеют целью отразить положение дел в
мире, предполагают наличие у говорящего соответствующего мнения, и их пропозициональное содержание ничем не ограничено.
Слайд 36Директивы
Ориентация от высказывания к действительности, имеют целью побудить адресата делать / не
делать что-либо, предполагают наличие у говорящего соответствующего желания, а их пропозициональное содержание всегда состоит в том, что адресат совершит / не совершит некоторое действие в будущем.
К этому классу относятся просьбы, запреты, советы, инструкции, призывы и другие виды побудительных речевых актов.
Слайд 37Комиссивы
Ориентированны, как и директивы, от высказывания к действительности, используются говорящим с
целью связать себя обязательством делать / не делать что-либо, предполагают наличие у него соответствующего намерения, и их пропозиция всегда имеет своим субъектом именно говорящего.
Виды комиссивов: обещание, клятва, гарантирование.
Слайд 38Экспрессивы
Имеют своей целью выразить определенное психологическое состояние говорящего (чувство благодарности, сожаления,
радости и т.п.) в качестве реакции на положение дел, определяемое в рамках пропозиции.
Направление соответствия между выказыванием и действительностью для них не существенно, поскольку положение дел, служащее поводом для экспрессива (то, с чем мы поздравляем, за что благодарим или извиняемся и т.п.), составляет не основное содержание, а предпосылку такого речевого акта – его пресуппозицию.
Слайд 39Декларативы (перформативы)
Объявляя (декларируя) некоторое положение дел существующим, речевой акт декларации тем
самым и делает его существующим в реальном мире.
Слайд 40Перлокутивный акт
Результат воздействия определенного речевого акта.
Может быть представлен как некоторый вывод
из описанной ситуации.
Слайд 42Иллокутивная логика
Анализирует иллокутивные уровни речевых актов
Слайд 43Отличие от формальной
Речевой акт не строится на основе логической эффективности, следовательно,
не может использоваться набор аксиом и правил вывода
Используется определенный формальный аппарат
Слайд 44Общая структура
Существует множество пропозиций, каждая из которых обладает большей или меньшей
степенью вероятности в данном контексте.
Всякое высказывание рассматривается вместе с прагматической оценкой положения вещей, которое в нем описывается.
Слайд 45Пример
«Сегодня хорошая погода»
«Я утверждаю, что сегодня хорошая погода»
Слайд 46Пример
— Доброе утро!
— Что вы хотите этим сказать? Просто желаете мне
доброго утра? Или утверждаете, что утро сегодня доброе — неважно, что я о нём думаю? Или имеете в виду, что нынешним утром все должны быть добрыми?
— Доброго утра вам! Мы тут в приключениях не нуждаемся, благодарствуйте! Поищите компаньонов За Холмом или По Ту Сторону Реки.
— Для чего только не служит вам «доброе утро». Вот теперь оно означает, что мне пора убираться.
Слайд 47Интенсивность иллокуции
Существует множество различных иллокутивных норм.
Каждая норма характеризуется некоторым числом к,
которое принадлежит к интервалу (0,1)
Значения 0 или 1 никогда не достигаются.
Слайд 48Пример
Я советую тебе выйти из комнаты!
Я приказываю тебе выйти из комнаты!
Идет
дождь
Я клянусь, что идет дождь.
Слайд 49Пропозициональная установка
Высказывание, содержащее интенсиональное состояние с определенной иллокутивной интенсивностью.
Верование, желание, убежденность,
знание.
Слайд 50Контекст произнесения
Говорящий и его психологическое состояние
Слушающий и его психологическое состояние
Время произнесения
Место
произнесения
Физическое событие, которое может иметь место