Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЯ
Тема: «Психология групповой динамики»
Составитель:
Н.С.
Тхорик,
магистр педагогических наук
преподаватель кафедры психологии
2017 г.
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Теория социального воздействия (Б. Латанэ)
Влияние зрителей на
продуктивность деятельности. Эффекты аудитории (Ф. Оллпорт)
Теория конфликта внимания (Р. Бэрон)
Феномены групповой деятельности: социальная леность, эффект Рингельмана, деиндивидуализация, огруппление мышления
Слайд 3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. :
Аспект Пресс, 2004. — 366 с.
Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. ― СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. ― 70 с.
Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М. : Аспект Пресс, 2001. ― 301 с.
Бэрон, Р. Социальная психология / Р. Бэрон, Д. Бирен. ― СПб. : Питер, 2001. ― 352 с.
Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Изд-во Эксмо, 2006. — 1008 с.
Семечкин, Н. И. Социальная психология / Н. И. Семечкин. ― СПб. : Питер, 2004. ― 376 с.
Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. ― Ростов н/Д. : Феникс, 2003. ― 544 с.
Чеховских, М. И. Психология / М. И. Чеховских. ― М. : Новое знание, 2006. ― 380 с.
Слайд 4
ВОПРОС 1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Б. Латанэ
Биб Латанэ (Latane В., 1981)
утверждает, что сила влияния других людей на наше поведение объясняется действием нескольких факторов:
числом людей
их пространственной близостью
их авторитетом и статусом
Для иллюстрации совокупного воздействия этих факторов Латанэ использует аналогию с электролампочками.
Так же как количество света, падающего на поверхность, зависит от числа ламп, их близости к поверхности и мощности, социальное воздействие зависит от числа людей, их близости и степени влиятельности.
По мере того как число людей увеличивается, возрастает и степень их влияния. Однако этот эффект имеет предел. Увеличение количества людей от 1 до 5 будет более действенным, чем, скажем, с 20 до 25. Если говорить о трех- или четырехзначных числах, то эффект возрастания количества людей, скорее всего, вообще угаснет.
Территориальная близость других людей — менее сильный, но, тем не менее, также действенный фактор. Одно дело, когда люди находятся в отдалении от вас, другое — когда они совсем рядом.
Степень влиятельности других людей определяется статусом, властью, авторитетом и т. д. Одинаково ли вы будете себя чувствовать, выступая с докладом перед студенческой группой и перед собранием ученых?
Все эти факторы и по отдельности, и в совокупности оказывают на нас влияние. Причем в различных ситуациях это влияние будет неодинаковым. Ведь люди, присутствие которых воздействует на нас, могут выступать в разных ролях. Они могут быть просто зрителями, могут выступать как соперники, конкуренты и могут являться членами нашей группы, с которыми мы вместе делаем общее дело. Каждая из названных ситуаций будет по-своему сказываться на наших чувствах и поведении
Слайд 5
ВОПРОС 2. ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭФФЕКТЫ АУДИТОРИИ
Ф. Оллпорт
Влияние зрителей
Люди
по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одних оно беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, заикаться, путаться в словах и действиях, даже испытывать состояние удушья из-за того, что от волнения у них перехватывает горло. Другие наоборот радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес
Если человек в присутствии зрителей и слушателей действительно ощущает прилив воодушевления и бодрости, то его деятельность улучшается, становится отточенной, вдохновенной, иногда просто блестящей
Совсем другой эффект возникает, когда за напускным спокойствием скрываются растерянность и неуверенность в себе. Следствием этого становится ухудшение деятельности, порой очень существенное, как бы при этом человек ни бодрился
Слайд 6
ВОПРОС 2. ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭФФЕКТЫ АУДИТОРИИ
Ф. Оллпорт
Одним из
показателей неуверенности в себе является выступление
«по бумажке»
Флойд Оллпорт, анализируя эти явления в 1920 г., назвал их
«эффектами аудитории»
Им же были предложены термины для обозначения этих двух противоположных эффектов:
улучшение деятельности в присутствии других людей получило название социальной фасилитации (социального способствования)
ухудшение деятельности, было названо социальным торможением (социальным сдерживанием)
Слайд 7
ВОПРОС 4. ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Традиционно считается, особенно в нашем обществе, что
коллективная, групповая деятельность гораздо эффективнее индивидуальных усилий
Во многих случаях, тем более если речь о физическом труде, это действительно так. Тем не менее, здесь не все однозначно. Деятельность группы не всегда более продуктивна, чем деятельность индивида или разрозненно работающих людей
Когда люди работают группой, а тем более большой группой, возрастает вероятность того, что снизятся индивидуальные усилия и люди станут работать не в полную силу. Это явление получило в социальной психологии название
СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕНОСТИ
Это явление стало известно благодаря исследованиям французского ученого-агрария
Макса Рингельмана (1913)
Слайд 8ВОПРОС 4. ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучая производительность труда в сельском хозяйстве, Рингельман
сравнивал относительную эффективность животной, человеческой и машинной тяги при перемещении грузов.
При этом выяснилось, что, действуя поодиночке, люди тянули груз со средней силой в 63 кг. Французского ученого удивило, что двое людей не тянули с силой в 126 кг, трое — в 189 кг и т. д. Группа из двух человек имела среднюю тягу только 118 кг (потеря — 8 кг), группа из трех человек тянула со средней силой 160 кг (потеря — 29 кг), а группа из восьми человек прикладывала усилия на 256 кгниже своих потенциальных возможностей.
Таким образом, по мере увеличения группы по нарастающей шло снижение производительности. Ничего подобного не происходило, когда работали лошади, крупный рогатый скот и, разумеется, машины. Это обратное соотношение между числом людей в группе и снижением их индивидуальных усилий получило название
«эффект Рингельмана»
Ученый объяснил это явление тем, что при совместной работе нескольких индивидов отсутствует надлежащая координация их действий. Другими словами, люди, когда их много, начинают действовать как лебедь, рак и щука из известной басни И. А. Крылова, в результате чего снижается эффективность их совместного труда
Слайд 9ВОПРОС 4. ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные исследователи, изучавшие фасилитацию и торможение, пришли
к выводу, что эффект Рингельмана объясняется не столько отсутствием координации, сколько отсутствием желания работать в полную силу в условиях группы
Поэтому и появилось современное понятие «социальная леность»
Киплинг Уильямс, Стивен Харкинс и Биб Латанэ (1981) в качестве одной из причин лености указывают на то, что индивиды «растворяются» в большой группе. Если человек уверен, что его деятельность не фиксируется и не оценивается, то можно работать «спустя рукава». Будучи анонимным, человек может просто хитрить и отлынивать от работы
Даже в том случае, если только один человек из группы будет уклоняться от участия в совместной деятельности, то у остальных членов группы возникнет вполне резонное сомнение — зачем мы работаем на совесть?
Достаточно даже не знания, а подозрения, что другие работают недобросовестно, чтобы эффект социальной лености в группе приобрел впечатляющие масштабы
Слайд 10На основании сказанного выше может сложиться впечатление, что группой хорошо отдыхать
и развлекаться, а не трудиться, и что работать лучше поодиночке. Однако это не совсем так. Современная производственная деятельность немыслима без кооперации, сотрудничества и коллективных форм труда. Многие виды производства требуют организованных, групповых усилий Групповая деятельность может содержать изъяны, но и без нее не обойтись. Главное, чтобы издержки не превышали выгоды и не перечеркивали тем самым преимущества коллективного труда
Издержки групповой деятельности, вызванные леностью и недостаточной координацией, могут быть сведены к минимуму или вообще отсутствовать при следующих УСЛОВИЯХ:
неординарно сложные проблемы, которые могут сплотить группу и побудить каждого ее члена трудиться с полной отдачей
заинтересованность всех членов группы в конечном результате совместных усилий
наличие в группе хороших деловых отношений
учет и оценка вклада каждого члена группы в совместный труд
наличие специальной договоренности в группе работать в полную силу
наличие общегруппового эталона деятельности и продуктивности, которому все члены группы стремятся соответствовать
наличие не только трудной, но и интересной для всех задачи
Слайд 11
ВОПРОС 4. ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
утрата самосознания и боязни оценки; возникает в
группрвых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде
ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
режим мышление, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия
СИМПТОМЫ ОГРУППЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
иллюзия неуязвимости
никем не оспариваемая вера в нравственность действий группы: члены группы верят в неотъемлемо присущую им добродетель и отвергают любые попытки обсуждения, насколько этичны и нравственны их поступки
рационализация: при принятии решений группа ограничивает свой выбор коллективными оправданиями принятого ими варианта
Слайд 12
ВОПРОС 4. ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИМПТОМЫ ОГРУППЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
стереотипный взгляд на
противника: члены группы рассматривают своих противников либо как неисправимых злодеев, с которыми невозможно вести переговоры, либо как слишком слабых и неразумных, чтобы защитить себя от планируемых действий
давление конформизма: тем, кто выказывает сомнения относительно идей и планов группы, ее члены дают отпор, иногда даже прибегая не к аргументам, а просто к насмешкам, задевающим личность
самоцензура: так как разногласия зачастую дискомфортны, в группе поддерживается видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения
иллюзия единомыслия: самоцензура и конформизм не дают нарушить консенсус, создающий иллюзию единомыслия; кажущееся всеобщее согласие подтверждает правильность группового решения
умохранители: некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений
Слайд 13
ВОПРОС 4. ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
для предотвращения группомыслия Джанис
(1982) рекомендует многие из эффективных групповых методов, применявшихся в обоих вышеупомянутых случаях:
*будьте беспристрастны - не занимайте предвзятую позицию
*поощряйте критические оценки; назначайте «адвоката дьявола»
*время от времени разбивайте группу на части, а затем вновь собирайте ее вместе, чтобы выявить разногласия
*приглашайте партнеров и экспертов со стороны
*перед реализацией решения соберите «совещание второго уровня», для того чтобы люди могли поделиться оставшимися у них сомнениями
Слайд 14
ВОПРОС 3. ТЕОРИИ КОНФЛИКТА ВНИМАНИЯ
Роберт Бэрон (Baron R., 1986)
Он утверждает, что особи своего вида выступают раздражающим и отвлекающим фактором по многим причинам. Присутствие других служит источником возбуждения. Но прежде чем возбуждение возникнет, присутствие других, будучи отвлекающим фактором, вызовет:
конфликт внимания у занятого своим делом индивида. И уже этот конфликт внимания приведет к интенсивному возбуждению. Возбуждение, в свою очередь, будет реакцией организма на возросшую потребность в энергии для того, чтобы справиться с возникшим конфликтом внимания.
в зависимости от того, как индивиду удастся с ним справиться, возбуждение будет либо способствовать, либо препятствовать исполнению его деятельности
если индивид уделяет слишком много внимания присутствующим зрителям, то в результате социального торможения его деятельность вообще может прекратиться.
если же он вместо этого основное внимание сосредоточит на своей деятельности, то усиление возбуждения будет либо способствовать хорошо освоенной (доминирующей) реакции, либо сдерживать реализацию плохо освоенной (недоминирующей) реакции
Слайд 15
ВОПРОС 3. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА ВНИМАНИЯ
Теория Бэрона более сложная, зато
она дает возможность понять действие эффекта зрителей как у людей, так и у животных, которые тоже могут испытывать конфликт внимания.
Разница лишь в том, что у людей ожидание оценки со стороны зрителей приводит к дополнительному усилению конфликта внимания. Ведь большинство людей хотят выглядеть в глазах других как можно лучше. И если человек делает относительно простое дело, которое к тому же он хорошо освоил, и выполняет его мастерски, то возбуждение в присутствии зрителей, вызванное конфликтом внимания, может способствовать улучшению его деятельности
Не только другие люди могут вызывать конфликт внимания, но и
сам индивид — исполнитель может выступать в качестве зрителя — оценщика собственной деятельности и таким образом усиливать конфликт, а следовательно, и возбуждение
Данное дополнение в развитие теории Р. Борона предложили Кэт Шимански и Стивен Харкинс