Слайд 1Лекция 2
Социальная психология личности
Галяпина Виктория Николаевна
кандидат психологических наук, доцент
Слайд 2
Рассматриваемые вопросы
1.Социально-психологические аспекты личности и их исследование
2. Социализация личности
3. Я-концепция личности
Слайд 3Социально-психологические аспекты личности
В социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие
вопросы:
Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?
Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности — малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие?
Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?
Что представляет собой социальное поведение человека как личности?
Какова мотивация социального поведения личности?
Слайд 4
Социальные психологи в процессе изучения личности ориентированы на
выявление закономерностей, которым
подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах
Слайд 5Социально-психологическая типология личностей
«Авторитарная личность» характеризует человека, который желает и активно стремится
к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам (Адорно и др., 2001).
«Базовая личность» представляет собой этнопсихологическую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Базовая личность в этом ее понимании — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры (научной школы «Культура и личность А. Кардинер, Р.Линтон, К.Дюбуа ).
«Модальная личность» - это совокупность личностных черт, наиболее типичных для определенной общности (культуры), можно сказать, что это наиболее распространенный тип личности в определенной культуре».
Маргинальной личностью называют человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится как бы между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур (американские социологи, 1920-е годы).
Слайд 6Социально-психологическая типология личностей
(сомато-психологическое направление в зарубежной медицине,
М. Фридман и Р.
Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975))
Личностью типа А (поведение типа А) называют такую личность, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения,
Личность типа Б (поведение типа Б) обозначается как личность, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.
Слайд 7Феномены, исследуемые социальными психологами в личности
Я-концепция личности (самоэффективность, чувство собственного достоинства,
самоуважение, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление, самомониторинг и др)
Социальные установки
Ценности
Нормы
Формы социального поведения
Мотивы и мотивация социального поведения
Локус контроля (исследования Ю. Роттера: экстернальный интернальный локус контроля)
Слайд 8
Социализация личности
Социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта
Социализация
- процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений, т.е. превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему.
Социализация имеет свою специфику по сравнению с формированием, воспитанием и общим развитием личности
Слайд 9
Социализация личности
Три сферы, в которых реализуется процесс социализации: деятельность, общение
и самопознание
В сфере «Деятельность» - включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. (теория деятельности А. Н. Леонтьева).
В сфере «Общение» - формирование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Важная сторона этой области социализации — включение человека в различные социальные труппы.
В сфере «Самопознание» - становление образа "Я" человека, или его Я-концепции.
Слайд 10
Социализация личности
Стадии социализации:
Главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека,
являются детство, отрочество и юность (периодизация Д. И. Фельдштейна)
По вопросам периодизации социализации взрослого человека у ученых нет единого взгляда.
Одно из делений: сначала разделить на сферы жизнедеятельность (например, трудовая, семейно-бытовая и пр.), а потом в каждой сфере выделять стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудования
Слайд 11
Социализация личности
Агенты социализации
Семья
Друзья, знакомые
Институты образования
СМИ
Армия, спортивные секции и пр.
Факторы
социализации
Микрофакторы (семья, школа, друзья)
Мезофакторы (тип поселения)
Макрофакторы (страна, мир)
Теории социализации
социально-когнитивная теория А. Бандуры
теории модификации поведения Б. Скиннера
Слайд 12Я-концепция
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже Х1Х-ХХ веков (американский
психолог и философ У. Джейсмс, в книге «Принципы психологии» (1890)) в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта.
Я-концепция - что сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
«Я концепция» формируется на основе познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также на основе мнений других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция рассматривается в трех функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.
2 . Я-концепция как интерпретация опыта.
3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. .
Слайд 13Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
роли, которые мы играем;
социальные идентификации, которые мы
формируем;
сравнения себя с окружающими, которые мы делаем;
наши успехи и неудачи;
мнения о нас, высказываемые окружающими;
культура, к которой мы принадлежим
Слайд 14Я-концепция
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий.
До
сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.
Идеи У. Джеймса, относительно Я-концепции
Глобальное, личностное Я ( Self ) содержит в себе два аспекта, рассматривается как двойственное образование,
«Я» - как объект ( Me ) – эмпирический объект
Я-сознающее ( I ) познающий и субъективно оценивающий сознанием (I).
«Я» как объект состоит из четырех аспектов:
духовное Я,
материальное Я,
социальное Я
телесное Я,
У. Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний.
Успехи
самооценка = ----------------
притязания
Слайд 15Я-концепция
Теория «Я-концепции» (1950-е годы в русле гуманистической психологии А. Маслоу, К.
Роджерса) Представители этого направления стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности
В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках данного подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение является продуктом восприятия индивида: психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой является «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.
3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».
.
Слайд 16Я-концепция
Теория «Я-концепции» по Роберту Бернсу)
Я-концепции - совокупности или структуры установок индивида
к самому себе.
Я-концепция имеет три элемента установки (убеждение, их эмоциональная оценка и соответствующая реакция).
1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть, те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Эти установки группируются в три категории:
реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент);
социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)
идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).
Образ Я носит структурно-динамический характер:
Структурный компонент (структура представлений о себе самом, Я-образ) – складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. характеристики человека). Все они входят в образ Я с разными весами, т е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Динамический, процессуальный компонент (Я-оценивание – эмоциональное оценивание себя). Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются: а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения, б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация); в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки: а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я», б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».
Слайд 18Я-концепция
(минусы)
Акцент на межличностную детерминированность «Я-концепции» (игнорирование стабилизационных и объединяющих качеств
Я-концепции):
теория символического интеракционизма
Ч. Кули (1902) концепция «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивдом и его различными первичными группами.
Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида.
Недостаток – может привести к экстремальному ситуационизму (есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне, например, при психотерапии, но нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности «Я-концепции» здоровой личности.
Слайд 19Мотивационная функция
Я-концепции
1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии
с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т. д.).
2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Слайд 20Источники формирования
«Я-концепции»
1. Представление о своем теле (телесное Я).
2. Язык -
как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).
5. Практика воспитания детей в семье.
Иерархия этих источников изменяется
Слайд 21Литература
Основная литература
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы
поведения человека в социуме. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, с. 216-224, 224-231 (убеждающая коммуникация), 231-241.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 136-210.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 153-195
Дополнительная литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2014.
Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Прогресс, М., 1986.
Гулевич О.А. Сариева И.Р. Социальная психология. Учебник и практикум . М.6 Юрайт, 2015 С. 63-83
Психология личности и образ жизни /Отв. ред. Е В. Шорохова. М . Наука, 1987
Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000.
Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия СПб. Питер, 2000
Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008, с. 354-371. с. 416-432.
Создание хорошего впечатления / Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. C. 169 – 182
Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с
Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.
Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.