Слайд 1Тема 3.
Социальная психология личности
Я - концепция
Слайд 2индивид - человек как единственный представитель биологического рода, воплощающий характерные общие
признаки этого рода.
индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека: своеобразие его психофизиологической структуры, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта и т. д.
личность –важнейший социальный признак человека. Это совокупность присущих индивиду социально значимых, образовавшихся в процессе социального взаимодействия индивида с другими людьми черт, делающих его, в свою очередь, субъектом общественных отношений.
Слайд 3Основные понятия социальной психологии личности:
«социальный статус»
(«престиж» и «авторитет»),
«социальная роль»,
«ролевое поведение»,
«ценностные ориентации»
Слайд 4Социально-психологические механизмы и факторы
социализации личности.
Понятие социализации
Слайд 5Процессы в составе социализации:
целенаправленное воздействие среды на личность;
естественно-стихийный процесс формирования личности;
активное
и избирательное отношение человека к внешнему миру.
Слайд 6Социализация – это процесс физического, психического и социального становления и развития
личности.
Слайд 7Компоненты социализации:
• овладение предметами материальной культуры (сюда же относится
и овладение навыками практической
деятельности);
• овладение продуктами духовной культуры (определенным уровнем образования, нормами морали, познаниями в других сферах духовной
жизни);
• овладение опытом социальной жизни – усвоение всей совокупности социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей, вхождение в мир человеческих отношений;
• развитие и обогащение индивидуальности.
Слайд 8Основные сферы, в которых осуществляется социализация:
деятельность,
общение,
самосознание.
Слайд 9Выводы по разделу:
1. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает
традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
2. Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни человека, оно обусловлено множеством внешних и внутренних детерминант.
3. Социализация – это процесс, включающий в себя
усвоение индивидом социального опыта путем вхождения
в социальную среду, активного воспроизводства индивидом системы социальных связей.
Слайд 10Я – концепция и ее состаляющие
1. Когнитивная составляющая установки – образ
Я – представление индивида о самом себе.
2. Эмоционально – оценочная составляющая – самооценка
3. Потенциальная поведенческая реакция - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Слайд 11Самооценка может быть:
адекватной;
неадекватной (заниженная или завышенная)
Слайд 12Подсистемы Я - концепции:
личностная идентичность;
социальная идентичность.
Слайд 13Функции Я – концепции:
регуляция поведения;
Эго-защитная функция
Слайд 14«Социальный интеракционизм»
Ч. Кули и Дж. Мид
Концепция «Зеркального Я»: общество определяет как
развитие, так и содержание «Я-концепции».
Слайд 15«Индивидуальный подход»
Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь
противоположный акцент – в основе
теории лежат внутренние факторы становления «Я-концепции»
Слайд 16«Эго-идентичность»
Психоаналитический подход: Э. Эриксон
восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями
эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития.
механизм формирования «Я-концепции» - бессознательный процесс.
Слайд 17Клиент-центрированная психотерапия
К. Роджерс
различает понятия «Я» и «Я-концепция».
конфликт между установками личностного
«Я», возникшими под воздействием окружающих, и непосредственным опытом индивида.
Слайд 18Отечественная психология
В.В. Столин, Т. Шибутани, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и др.
«Я-концепция»
рассматривается в основном в русле изучения самосознания.
Слайд 19Выводы по разделу:
1) Я – концепция – это совокупность всех представлений
индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
2) Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид.
3) Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт.
4) Самооценка как один из ведущих компонентов я-концепции может быть двух видов: адекватная или неадекватная. Последняя, в свою очередь, может быть завышенной или заниженной.
Слайд 20Закончите предложение:
«Я - …»
* 20 утверждений*
Слайд 21Инструкция
Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями.
Поставьте напротив соответствующую цифру.
4 - полностью согласен
3 - согласен
2 - не согласен
1 - абсолютно не согласен
Слайд 22
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не
менее чем другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6. Я к себе хорошо отношусь.
7. В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Слайд 23
За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом:
прямые вопросы:
1,3,4,6;
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 (баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4).
Слайд 24Интерпретация.
10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень
мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.
18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.
23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.
35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.