Слайд 1
Казахский агротехнический университет
имени Сакена Сейфуллина
Кафедра философии (ауд. 2708)
ФИЛОСОФИЯ
курс
лекций для студентов энергетического факультета
Лектор: Абдина А.К. – доктор философских наук,
и.о.профессора
Астана 2017
Слайд 2
Тема 14. Социальная философия
Цель лекции: историко-философский анализ
проблем общества
Слайд 3Основные понятия
Социальные системы
Социальные институты
Социальные ценности
Слайд 4
План:
Социальная философия сквозь призму истории философии
Два подхода к изучению общества
Слайд 5Социальная философия
Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом
развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие.
Слайд 6Античность
Сократ и Платон, впервые в западной традиции философствования, ставят задачу философского
осмысления общества и отдельных его сфер. Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» осуществляет логико-понятийный анализ древнегреческого общества, Аристотель в «Политике» – эмпирико-научные исследования социальных проблем современного ему мира.
Слайд 7Средневековье
Средневековая мысль выдвигает модель общества, в котором порядок и моральные устои
регулируются волей Бога и традициями. Как на востоке (ислам), так и на западе (христианство) церковь начинает выступать в роли государства.
Слайд 8Возрождение
Поиск оптимальных путей совершенствования общества приводит к появлению утопических произведений, таких
как «Утопия» Томаса Мора, или «Город солнца» Томмазо Кампанеллы. Утопия как форма отражения действительности занимает свою нишу в сфере социального знания именно в эпоху Возрождения.
Слайд 9Просвещение
Эпоха Просвещения представлена в социальной мысли такими известными именами как
Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций и другие. В их произведениях содержится теоретическая база социальной философии.
Слайд 10
Клод Анри де Сен-Симон (1768-1825 гг.) и Огюст Конт (1798-1857 гг.)
в 1822 году составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась бы в соответствии с методами естественных наук, в частности физики.
Слайд 11Макс Вебер
Одной из центральных фигур социальной философии конца XIX – начала
XX веков является немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). Главная проблема в теории познания Макса Вебера: как обеспечить наукам о культуре такую же строгость и общезначимость, какой обладают естественные науки.
Слайд 12Два подхода
к изучению общества
Внешний подход - социальные явления рассматриваются так же,
как исследуются звезды, химические вещества и другие объекты естественных наук. При внешнем подходе сохраняется надежда на открытие универсальных законов социального изменения, подобных законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии.
Слайд 13
Внутренний подход учитывает, что общество слагается из индивидов, обладающих сознанием и действующих
на основе имеющихся у них идей. Сознательное действие оказывается изначальным объектом социального исследования. Внутренний подход внушает веру в то, что человек, создавший общество и цивилизацию, в состоянии менять их по собственному усмотрению, чтобы они полнее соответствовали его устремлениям.
Слайд 14
И внешний, и внутренний подходы к изучению социальной реальности не учитывают
своеобразия человеческой деятельности. Реалистическая социальная философия должна избегать крайностей и внешнего, и внутреннего подходов к обществу.
Слайд 15
Социальная философия говорит не только о том, что имеет место в
жизни общества, но и о том, что должно быть.
Слайд 16
В науках о природе ученый занят в основном объяснением исследуемых явлений
на основе имеющихся в его распоряжении знаний о регулярностях, или законах, природы. В науках о культуре необходимо учитывать, что человек – существо, обладающее разумом и ставящее перед собой определенные цели.
Слайд 17
Понимание деятельности человека, всегда преследующей некоторые цели и реализующей определенные ценности,
является одной из важных проблем методологии социальных и гуманитарных наук. Проблема понимания – одна из ключевых в социальной философии.