Слайд 1ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Лекция 2
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2 РАЗБЕРЕМСЯ В ПОНЯТИИ
  личность
ЗВАНИЕ
Внутренняя жизнь
Человек с особенностями
СУБЪЕКТ
                                                            
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3 
Индивид - это человек, как представитель вида homo sapiens, в
                                                            
                                    основе генотипические особенности
 
Личность — это качественно новое образование.  Личность формируется благодаря жизни человека в обществе. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4 
 Индивид «отправляет» свой характер через естественные для него способы
                                                            
                                    поведения человека (как?)
 Личность отражает мотивы и направленность поведения человека (зачем?)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТИ
Способность к преодолению собственных непосредственных побуждений, ради чего то другого
                                                            
                                    (опосредованное поведение)
Способность к сознательному руководству собственным поведением на основе сознательного соподчинения мотивов 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 8ТЕМПЕРАМЕНТ ПО ШЕЛДОНУ - КРЕЧМЕРУ
  АСТЕНИК    
                                                            
                                                АТЛЕТИК                  ПИКНИК
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ТЕМПЕРАМЕНТ 
Темперамент определяется соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и
                                                            
                                    подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ТЕСТ «ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА»
Подсчитываем сумму баллов по пунктам:
№1 +№ 5 соответствует холерику
                                                            
                                     
№2+№6 соответствует сангвинику
№3+№7 соответствует флегматику
№4+№8 соответствует меланхолику  
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 15ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или
                                                            
                                    возрастные этапы.
Критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Возрастной кризис (от греч. кrisis – переломный момент, исход) –
                                                            
                                    условное наименование перехода от одного возрастного этапа к другому.
Психическое развитие – это смена стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, в кризисном они актуализируются 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКСОНУ
 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Ведущая деятельность – поиск референтной группы (формирование «МЫ»):
Реальной или
                                                            
                                    условной социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Ведущая деятельность – поиск ИДЕНТИЧНОСТИ (формирование «Я»):
Идентичность обеспечивает
                                                            
                                    непрерывность прошлого, настоящего и будущего человека.
Образует единую систему координат поведения человека в различных сферах жизни.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Кризис идентичности – это период принятия решений в
                                                            
                                    отношении вопросов:
Кто Я? 
Какой Я? 
Каковы мои убеждения, взгляды, позиции?
Куда я иду?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Я - КОНЦЕПЦИЯ
это динамическая система мировосприятия человека о самом себе и
                                                            
                                    о мире
«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания (прежде всего с семьей). 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
Убеждения и решения
Я о'кей (я в порядке,
                                                            
                                    я хороший)
Я не о'кей (я не в порядке, я плохой)
Ты о'кей (ты в порядке, ты хороший)
Ты не о'кей (ты не в порядке, ты плохой )
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
 двухсторонние позиции местоимений: 
Я+ Ты+.  позиция
                                                            
                                    подлинных Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. 
Я+ Ты–. Я Принц, а ты Лягушка. Это позиция типа "нужно от него избавиться". 
Я–Ты+. депрессивная позиция, позиция самоунижения
 
Я– Ты–.  позиция безнадежности или "почему бы и нет?" Почему бы не убить себя? Почему бы не сойти с ума? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
трехсторонние позиции местоимений: 
1а. Я"+" Ты"+" Они"+".
                                                            
                                    Позиция "Мы открыты и любим  всех ".
1б. Я"+" Ты"+" Они"-". Позиция сноба или демагога, девиз: «Да кому они нужны?!«
2а. Я"+" Ты"-" Они"+". Позиция агитатора и недовольного, а также миссионеров различных типов. "Вы, ребята, гораздо хуже нас". Я знаю, как сделать вас лучше.
2б. Я"+" Ты"-" Они"-". Позиция одинокого праведного критика, позиция высокомерия в чистом виде. "Все должны склоняться передо мной и подражать мне. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
трехсторонние позиции местоимений: 
3а. Я"-" Ты"+" Они"+".
                                                            
                                    Позиция кающегося святого или мазохиста, позиция меланхолика в чистом виде. "Я самый недостойный человек в мире".
3б. Я"-" Ты"+" Они"-". Подобострастная позиция человека, который выслуживается не по необходимости, а из снобизма. "Я унижаюсь, а ты наградишь меня, а не тех ничтожных людишек".
4а. Я"-" Ты"-" Они"+". Позиция холопской зависти и иногда политического действия. "Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они".
4б. Я"-" Ты"-" Они"-". Позиция циника или человека, который верит в то, что в жизни нет ничего хорошего, а значит не стоит жить.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
неопределенные трехсторонние позиции местоимений: 
 Я"+" Ты"+"
                                                            
                                    Они"?" 
Позиция настороженного человека: "Я и Ты в порядке, но о Них мы ничего не знаем. Они должны показать, каковы они, или перейти на нашу сторону".
Я"+" Ты"?" Они " - "
 Аристократическая классовая позиция: "Другие люди в большинстве своем дурны. Что же касается тебя лично, то в этом еще надо разобраться".
Я"+" Ты"?" Они"?"
Я"-" Ты"?" Они"?" 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный
                                                            
                                    в детстве под воздействием родителей. 
Сценарий   предполагает:  
1)  родительские  указания; 
2)  подходящее личностное  развитие;  
3)  решение, принятое в детстве;  
4)  реальную заинтересованность в каком-то особенном методе успеха или  неудачи;  
5) убеждающую  установку 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28ПЕРВОЕ  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ
Проанализировать свое детство:
 с позиции местоимений (Я,
                                                            
                                    ТЫ, ОНИ)
 с позиции собственного сценария
Объем – от 1 листа до бесконечности
Д/З прислать по почте с указанием ФИО, 
№ группы ЭТО на адрес   rodinaev@tpu.ru
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29ПЕРВОЕ  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ
Можно прочитать дополнительно
Э. Берн Люди которые играют
                                                            
                                    в Игры.
http://psylib.org.ua/books/berne03/index.htm
Глава Пятая
РАЗВИТИЕ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30FIRST HOME ASSIGNMENT
Analyze your childhood:
from the pronoun perspective (I, YOU, THEY)
from
                                                            
                                    the perspective of own childhood scenario
Volume: 1 page or more
Send your completed assignments containing your name and EEE group number to solodom@tpu.ru 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31FIRST HOME ASSIGNMENT
Further reading:
Eric Berne 
What Do You Say After You Say
                                                            
                                    Hello, 
Paperback – 30 Apr 1975
CHAPTER FIVE: EARLY DEVELOPMENTS