Слайд 1Тема лекции: Социальная философия
1. Специфика предмета социальной философии.
Общество как объект социально-философского анализа.
Специфика социального познания.
2. Основные социокультурные парадигмы социального
познания.
3. Общество как развивающая система. Основные сферы
общества.
4. Структура общества и основные типы социальных
структур (современные концепции социальной
стратификации).
5. Линейные и нелинейные интерпретации исторического
процесса.
6. Проблема факторов, субъекта и источников социальной
динамики.
Слайд 2Социальная философия и социология
Социальная философия – это философия общества,
выявляющая природу общества, его специфику,
структуру, механизмы функционирования и развития.
Как теоретически обоснованная система философских
знаний о функционировании и развитии общества социальная
философия формируется в период становления дисциплинарно
организованной науки, начиная с кон. XVIII – пер. пол. XIX вв.,
когда возникают попытки построения систематического
обществоведения.
Задача философского исследования общества – построение
различных моделей социальной онтологии, выявление
специфики социальной реальности, взаимодействие различных
феноменов общественного сознания и социальных явлений
друг с другом, поиск приоритетов и предельных
мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к
миру.
Слайд 3Понятие «общество» многосложно:
1) Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной
жизни и деятельности («феодальное общество»).
2) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»).
3) Совместное пребывание с кем-то («чуждаться чьего-то общества»).
4) Та или иная среда людей, компания («попасть в дурное общество»).
5) В дворянской среде – узкий круг избранных людей («высшее общество»).
6) Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-то цели («общество филателистов»).
Слайд 4 В социальной философии термин «общество»
употребляется в широком смысле и узком.
В широком – общество выступает как социальное
вообще, как социум или как особый род бытия в мире.
В этом смысле любое социальное образование (сельская
община или культ филателистов) рассматривается как
модель общества, содержащее основные характеристики
социального бытия.
Существует и другой смысл понятия «общество»,
в котором оно не является синонимом социального,
а характеризует особые строго определенные формы
существования социальных явлений.
Тезис: «Всякое общество социально, но далеко не
всё, что обладает свойствами социального, можно
рассматривать как общество (Робинзон с Пятницей,
семья Ивановых… ─ не общества в полном смысле
слова).
Слайд 5 Общество в узком смысле слова позволит
говорить
о нем как об организованной форме
совместной деятельности людей.
Общество – это системная форма бытия
социального. Это сложноорганизованная система.
Общество – сложноорганизованная
саморазвивающаяся открытая система,
включающая в себя отдельных индивидов
и социальные общности, объединенные
кооперативными, согласованными связями
и процессами саморегуляции, самоконтроля
и самовоспроизведения.
Слайд 6Основные социокультурные парадигмы
социального познания
1) Натуралистическая – XVIII
в. (редукционизм (механизм,
географизм), концепция этногенеза Л.Н. Гумилева,
органицистская школа (Г. Спенсер, Т. Парсонс)).
Общество рассматривается как некая биологическая
целостность, функционирующая по законам классической
механики, биологии, уже сложившейся к тому времени.
Человек сводится до уровня сугубо природного существа,
принижая тем самым духовную активность, человеческую
свободу.
История носит закономерный характер и представляется в
виде сменяющих друг друга социальных состояний по линии
восхождения к совершенному типу общества.
2) Этико-субъективистская (неокантианство, русское
народничество, некоторые версии русской религиозной
философии).
Данная программа отстаивает чисто субъективистское
видение исторического процесса, обосновывает творческую,
свободную активность субъекта в познании.
Общество определяется как результат проявления
некого творящего начала, перводвигателя (мировой разум
либо волевая активность субъекта) и лишается всякой
закономерности.
3) Диалектико-материалистическая парадигма (марксизм
и другие версии).
Основной принцип данной программы состоит в
признании определяющей роли общественного бытия по
отношению к общественному сознанию, которое в свою
очередь оказывает обратное активное воздействие на все
процессы жизни общества.
Основу общественной жизни составляет материальное
производство, определяющее все формы человеческой
деятельности. Вводится линейная интерпретация
социального развития, согласно которой исторический
процесс есть смена общественно-экономических формаций
(первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая, коммунистическая).
Слайд 8 4) Культурно-цивилизационная парадигма (П. Сорокин,
П. А. Тойнби,
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс,
метатеоретическая концепция развития цивилизации)
оформляется как интеллектуальная оппозиция
формационной модели исторического процесса. В ее основе
лежит идея уникальности социокультурных явлений,
и нелинейная интерпретация исторического процесса.
5) Антропологическая (экзистенциализм, С. Франк,
Н. Бердяев, психоаналитическая антропология).
Это программа постулирует мысль о том, что человеческую
реальность следует объяснить из нее самой. Познание
общества есть самопознание человека.
Выдвигается абсолютная уникальность человеческого
бытия, которая не может быть выражена на языке понятий.
Наиболее адекватным средством постижения человеческой
жизни являются неинтеллектуальные пути – чувствование,
вживание, интуитивное проникновение, сопереживание.
Слайд 9 6) Концепция социального действия М. Вебера (1864–1920)
К основным категориям понимающей социологии
относятся: поведение, действие и социальное действие.
Поведение – всеобщая категория деятельности.
Оно считается действием тогда, когда действующий
связывает с ним субъективный смысл. Вебер выделяет 4 типа
социального действия: целерациональное; ценностно-
рациональное; аффективное; традиционное.
7) Программа структурного функционализма (Т. Парсонс и
Р.К. Мертон).
Социальная система, с точки зрения Парсонса,
предполагает наличие трех подсистем: личностной; системы
культуры; физического окружения.
Данная концепция известна под названием A G I L: адаптация –
цель – интеграция – латентность. Все подсистемы связаны
между собой средствами обмена, которые представляют собой:
деньги (А), власть (G), влияние (I), латентность (L). Равновесие
социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена
между разными подсистемами.
Слайд 10 8) Синергетическая парадигма (И. Р. Пригожин, Г. Хакен,
В. И. Арнольд, Р. Толь, А.А. Самарский, С. П. Курдюмов).
В её основе лежат три основные идеи – самоорганизация,
открытые системы, нелинейность.
Социальная система рассматривается как открытая и
сложноорганизованная, развивающая по нелинейным
законам. Синергетическое видение мира основано на идеи
многовариантности, альтернативности, необратимости путей
эволюции, исследует общие механизмы самоорганизации
природных и социальных процессов, переход от хаоса к
порядку и обратно. И. Пригожин вводит принцип «порядок
через флуктуации», указывающий на творческую
конструктивную роль случайности в процессах
самоорганизации.
Слайд 11Основные сферы общественной жизни
Общество – обособившаяся от природы часть материального
мира, представляющая
собой исторически развивающуюся
форму жизнедеятельности людей
Экономическая
сфера
Социальная
сфера
Политико-
управленческая
сфера
Духовная
сфера
Демографическая
сфера
Демографическая
сфера
Слайд 12Экономическая сфера общества
Экономика – это такая сфера деятельности, в которой создаются
различные материальные блага и услуги для удовлетворения
многообразных потреблений людей.
Экономика включает объекты (фабрики, фирмы) и средства
производства, процессы, используемые для создания жизненных
благ и услуг.
Общественное богатство совершает движение по классическому
кругу: производство – распределение – обмен – потребление.
Основой целостности общества является общественное
производство. Различают:
1) Материальное (промышленность, сельское хозяйство, коммунальное и бытовое обслуживание).
2) Нематериальное (здравоохранение, образование, культура).
Выделяют факторы и ресурсы производства.
Ресурсы – совокупность природных, социальных и духовных
сил, которые могут быть использованы при создании товаров и
услуг.
Факторы – вовлеченные в хозяйственный оборот ресурсы
(земля, труд, капитал). Современные факторы:
предпринимательский, научный, информационный,
технологический.
Слайд 14 Производительные силы – это те силы, при помощи
которых общество воздействует на природу и изменяет её.
В структуру производительных сил входят и вещественные
три компонента:
1) человек;
2) средства труда;
3) предмет труда.
Производственные отношения – это общественные
отношения людей и их общностей в процессах экономической
деятельности. Их содержание составляет собственность на
средства производства и результаты, продукты труда как
объективное владение (присвоение, распоряжение,
пользование) ими, а не как их юридическая форма, правовое
закрепление.
Выделяют производственные отношения в процессе:
1) непосредственного производства;
2) распределения;
3) обмена;
4) потребления.
Слайд 15Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера общества есть
целостная совокупность
всех функционирующих в нем общностей, взятых в их
взаимодействии.
Структура социальной сферы жизни общества:
1) социально-классовая структура общества, классы, классовые отношения;
2) социальные слои, сословия, касты;
3) социальные группы, социально-групповые отношения;
4) трудовые, учебные и др. коллективы;
5) нации, национальные отношения, этносы, народы, народности, племена, союзы племен, роды;
6) семья, быт, семейно-бытовые отношения;
7) демографическая структура общества, демографические процессы, миграция населения;
7) профессиональная структура общества;
8) отношения города и деревни;
9) люди умственного и физического руда;
10) маргинальные слои. Бомжи. Беженцы. Мигранты. Эмигранты.
Слайд 16Признаки исторических форм общности людей
Народ – часть
нации, способствующая общественному прогрессу.
Слайд 17Политическая сфера жизни
Политика есть сфера отношений между классами, нациями
и
другими большими социальными группами по поводу
государственной власти и государственного, в т. ч.
национально-государственного устройства внутри данного
общества, а также отношений между государствами на
международной арене.
Политическая система – сложное структурное образование,
состоящее из политической организации общества
(государства, партии), политических отношений, политических
и правовых норм (конституции, законы и подзаконные акты,
уставы), политического сознания и политической культуры.
Республика Беларусь – унитарное, демократическое,
социальное, правовое государство.
Слайд 18Формы правления государством
Государство различают по формам правления,
государственного устройство,
политического режима.
Форма правления характеризует организацию верховной
государственной власти, порядок образования ее органов и
их взаимоотношения с населением.
По формам правления государства подразделяются на
монархии, республики и диктатуру.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно.
Различают монархии неограниченные (абсолютные
монархии эпохи феодализма, современные Саудовская
Аравия, Бруней) и ограниченные (Великобритания, Испания,
Швеция, Норвегия, Япония и др.).
Слайд 19 Признаки республики:
1) выборность власти;
2) выборность на определенный срок.
Республики подразделяются на:
1) президентские (США, Аргентина, Сирия и др.);
2) парламентские (Германия, Италия, Индия,
Турция, Израиль и др.);
3) смешанные (Франция, Финляндия, Польша,
Австрия, Россия и др.).
Диктатура отличается тем, что возникает путём
насильственного захвата власти ограниченной
группой лиц, которая действует, не считаясь с волей
широких масс населения и установив жесткий, даже
кровавый режим насилия с целью бессрочного
удержания власти.
Слайд 20Формы государственного устройства
Форма государственного устройства характеризует способ
его политического
и территориального деления, который
обуславливает отношения центральных органов государства
с его составными частями.
В современном мире наиболее распространенными
являются следующие формы:
1) унитарная (Италия, Польша, Венгрия, Финляндия):
- централизованная (Швеция, Дания);
- децентрализованная (Испания, Франция);
2) федеративная (Германия, Индия, Мексика, Канада):
- территориальная (США);
- национально-территориальная (Россия);
3) конфедеративная (Сенегал и Гамбия).
В истории встречаются и некоторые другие:
4) империя (Римская, Британская, Российская);
5) протекторат (Египет, оккупированный Великобританией).
Слайд 21Формы политического режима
Политический режим – это система методов
и средств
осуществления государственной власти, отражающая
экономические, политико-правовые и идеологические
основы взаимоотношения государства и общества,
государства и личности.
Политический режим характеризует степень
государственного регулирования различных сфер жизни
общества. Он выражается в том, какими методами
осуществляется власть, как действуют государственные
институты.
Выделяют несколько разновидностей политических
режимов:
1) тоталитарный;
2) авторитарный;
3) либеральный;
4) демократический.
Слайд 22Основные характеристики политических режимов
Тоталитарный:
1) законы, ограничивающие власть, отсутствуют
или лишь формально провозглашаются;
2) административно-командные методы
управления;
3) жестокое ограничение всех прав и свобод.
Авторитарный:
1) законы таковы, что дают возможность
подавлять критику органов власти;
2) охрана власти всеми способами, в т. ч.
насильственными;
3) ограничение политических прав и свобод.
Слайд 23Либеральный:
1) в соответствии с законами допускается любая
критика
власти, но сохраняется независимость её
от народа;
2) диалог власти с обществом; отсутствие правовых
норм, обязывающих власть учитывать
общественное мнение;
3) предоставление всех прав и свобод, кроме прав
контроля над властью.
Демократический:
1) законы обеспечивают зависимость власти от
народа и возможность её смены по требованию
большинства;
2) диалог власти с обществом; правовые нормы и
процедуры, с помощью которых общество
контролирует действия власти;
3) обеспечение всех политических и гражданских
прав и свобод.
Слайд 24Духовная сфера общества
Формы духовной деятельности:
1) духовное производство;
2) духовное потребление;
3) духовные интересы;
4)
общественное сознание;
5) духовное общение.
Виды духовного освоения действительности:
1) научное;
2) художественно-эстетическое;
3) политическое;
4) правовое;
5) моральное;
6) религиозное.
Слайд 25Социальная структура общества
Социальная система – упорядоченная,
самоуправляемая
целостность множества разнообразных отношений,
носителем которых являются индивид и те социальные
группы, в которые он включен.
Социальная структура – целостная совокупность всех
существующих в нем элементов и общностей, взятых в их
взаимодействии.
Социальная стратификация – это распределение людей
по группам на основе иерархического принципа. Социальные
позиции индивидов в этой иерархии оцениваются по рангу
«выше» или «ниже в соответствии со значимостью
выполняемой ими деятельности.
Термин «стратификация» происходит от лат. “stratum” –
слой, пласт. Страта включает в себя множество людей с
каким-то общим статусным признаком своего положения,
чувствующих себя связанными друг с другом этой
общностью. Общим признаком могут выступать различия
производственные, экономические, политические,
политические, социально-демографические, культурные.
Слайд 26 Люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться
в
одной страте по признаку образования или должностным
характером. Если класс формирует вертикальное деление
общества, то страту выделяют по горизонтальному признаку.
Основанием для выделения страты выступает не любой
признак, а лишь статусный, т. е. тот, который объективно
приобретает в данном обществе ранговый характер
«выше – ниже», «лучше – хуже», «престижно – непрестижно».
Понятие социального статуса характеризует:
1) место человека в обществе;
2) его оценку со стороны других людей, что выражается в различных показателях – авторитете, престиже, привилегии.
Статус может быть:
1) Предписанный– это такой статус, который человек занимает независимо от своих усилий, воли (демографический, этнокультурный).
2) Достигаемый – статус, полученный человеком благодаря собственным усилиям.
Слайд 27 Каждый из статусов имеет в обществе
оценку
авторитетности и престижности.
Авторитет (от лат. autoritas – власть) включает:
1) влияние индивида, основанное на занимаемом
им положении, должности, статусе;
2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения.
Престиж – социально- санкционированная форма
признания значимости тех или иных статусов и
социальных ролей.
Социальная роль – это социальная функция
индивида, связанная с набором норм, в
соответствии с которыми исполнитель должен
нести себя в определенных ситуациях.
Каждый статус «обслуживается» веером ролей.
Слайд 28Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Линейный заключается во взгляде на всемирную
историю как единый процесс поступательного
восходящего развития человечества, в соответствии
с чем выделяют определенные стадии в истории
человечества.
Линейные интерпретации истории представлены
в двух основных моделях, получивших название
«регрессизм» и «прогрессизм».
Прогресс – последовательное совершенствование
общественной жизни и ее переход к более высокому
качественному состоянию («восходящее» развитие).
Регресс – последовательное ухудшение
состояния и деструкция форм организации общества
(«нисходящее» развитие).
Слайд 29 Данный подход нашел свое проявление в:
а) вычленении основных стадий истории человечества –
дикость, варварство и цивилизация;
б) подразделении человеческой истории на охотничье-
собирательный (пастушеский), землевладельческий и
торгово-промышленные периоды (А. Тюрго, А. Смит);
в) выделении в истории человечества пять всемирно-
исторических эпох: древневосточная (IV-II тыс. до н. э.),
античная (VIII в. до н.э.–V в. н.э.), средневековая (V-XV вв. н.э.)
новая (кон. XV в. – 1917 г.) и новейшая история (1917 г. – до
наших дней);
г) марксисткой концепции периодизации исторического
процесса дается через смену ОЭФ: первобытнообщинный,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический и
коммунистический – формационный подход к истории.
д) современную концепцию социальной периодизации
истории пришлось назвать концепцией постиндустриального
общества (Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бжезинский).
Слайд 30 Выделяют 3 типа развития цивилизации:
1) доиндустриальный;
2) индустриальный;
3) постиндустриальный.
Доиндустриальное общество называют аграрным,
традиционным, ему присуща ориентация на аграрный
сектор экономики и хозяйства. В данном обществе
господствует:
натуральное хозяйство;
сословная иерархия;
нединамичность социальных изменений;
традиционность, регламентирующая жизнь социумы;
инновационные технологии выглядят скорее как исключение из правил.
Слайд 31 Возникновение индустриальной цивилизации связано
с переходом к промышленно
развитому обществу, где
господствует массовое рыночное производство. Оно
предполагает:
создание крупной машинной промышленности;
переход к фабричной организации труда;
рост его производительности;
«размывается» аграрный сектор;
начинает доминировать промышленное производство;
активизируются процессы урбанизации;
наука становится системообразующим фактором общества;
научно-технический прогресс определяет возможность и перспективы социального прогресса;
изменение места и роли человека в обществе;
формирование буржуазно-демократического строя;
провозглашение равных гражданских прав;
нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.
Слайд 32Постиндустриальная цивилизация:
доминирует «третий сектор» – сектор сферы услуг;
ведущую роль приобретают наука,
образование, информация;
на первый план выходят наукоёмкие информационные технологии, оттесняя тяжелую промышленность;
формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев;
децентрализация экономики;
эффективное антимонопольное законодательство;
компьютерные технологии широко представлены в основных сферах жизнедеятельности.
Слайд 33 Нелинейные интерпретации истории:
1) отстаивание множественности равноправных и
самоценных форм общественной жизни;
2) акцентирование внимания на плюралистичности и
вариативности исторического процесса;
3) подчеркивании роли социально-культурных альтернатив
в истории;
4) противоречивости развития общества.
Классические философско-исторические концепции
1) Концепция культурно-исторических типов русского
историка Н. Данилевского, которые «нарождаются, достигают
различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают»,
совершая тем самым замкнутый цикл развития. Выделяют в
развитии человечества 10 культурно-исторических типов.
2) Концепция «морфологии культуры» немецкого
философа и культуролога начала ХХ в. О. Шпенглера.
Слайд 34 3) Концепция локальных цивилизаций английского историка
А. Тойнби.
Основными этапами социодинамики являются:
возникновение;
рост;
надлом;
распад.
Выделяет в истории человечества 37 цивилизаций, иссле-
дует 21 и отмечает среди оставшихся в современном мире 5.
А. Тойнби ставит вопрос о причинах их возникновения,
развития и гибели.
4) Современные концепции:
«пределов роста» (Дж. Форресте, Д. Медоуз);
«конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон);
«золотого миллиарда»;
«конца истории» (Ф. Фукуяма).
Слайд 35Проблема факторов, субъектов
и источников социального развития
Источником общественного развития выступает социальное
противоречие, борьба между субъектами исторического процесса
за реализацию своих интересов и достижение поставленных
целей посредством предпринимаемых социальных действий.
В современной западной социологии источником развития
общества называют конфликты. Выделяют различные формы
социального конфликта:
прямое насилие,
принуждение,
обман,
ориентация на использование ненасильственных методов
устранения социальных конфликтов,
достижение согласия.
Факторы общественного развития:
экономический;
политический;
экологический;
демографический;
технико-технологический.
Слайд 36Проблема субъекта и движущих сил истории
Кто является творцом
истории?
В философии истории используются два понятия –
субъекта истории и движущих сил истории.
Воздействие субъекта истории на исторический
процесс осмысленно и осуществляется на основе
осознания определенных интересов, постановки целей
и задач.
Движущие силы истории, хотя и способны к
кардинальному изменению ситуации в обществе,
ведомы либо бессознательными внутренними
импульсами, либо становятся объектом манипуляций и
средством для достижения целей, поставленных
историческими субъектами.
Слайд 37 Существует три подхода к решению данной проблемы.
Первый подход связан с постановкой вопроса о роли масс
и великой личности в истории и имеет два принципиальных
решения:
1) в качестве субъекта (творца истории) рассматривает
великую личность – вождей, правителей, герое, лидеров,
т. к. именно их деяния и решения меняют ход истории и
запечатлеваются в исторической памяти человечества
(французское Просвещение XVIII в.);
2) признание народных масс в качестве субъекта и
решающей силы общественного развития.
К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали закон возрастания
роли народных масс в истории: «вместе с основательностью
исторического действия будет, следовательно, расти и объём
массы, делом которой оно является».
Народ есть социальная целостность, характеризующаяся
общей исторической судьбой и отражающей её исторической
памятью, общей верой и единой идеей, общей исторической
перспективой.
Слайд 38 Второй подход отражен в концепции элитаризма (элитизма),
оформившейся в
конце XIX – начале ХХ вв. и получившей
широкое распространение в современном обществознании
(В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс). Общество подразделяется на
две неравные части, меньшую из которых составляет элита,
главный признак которой – способность к сознательному и
реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она
выступает в роли субъекта исторического развития общества.
Виды элит: политическая, экономическая, военная,
культурная, церковная и т. д.
В. Парето выделяет два главных типа элит, последовательно
сменяющих друг друга: «львов» и «лис».
Для элиты «львов» характерен консерватизм и
использование силовых методов управления, «лисы» –
мастера политических комбинаций и интриг, цель которых –
достижение соглашения, консенсуса между
противоборствующими силами.
Слайд 39 Третий подход связан с анализом феномена толпы
(массы),
негативное воздействие которой на
общественные события просматривается на всём
протяжении всемирной истории (работы Г. Тарда,
Г. Лебона, Ф. Ницше, З. Фрейда, Х. Ортега-и-Гассета,
Э. Канетти и др.).
Особенности толпы:
восприимчивость к внушению;
неустойчивость и мобильность;
легкая возбудимость;
возникновение стадного инстинкта;
бездумное следование за лидером;
трудная предсказуемость действий.
Слайд 40Философия культуры
В Древнем Риме этим термином обозначали возделывание»,
«обработку» почвы, «разведение» сельскохозяйственных
растений. Содержание понятия «культура» вбирало в себя все
«искусственное», созданное трудом человека и в этом смысле
отличное от «естественного», природного. Оно означало
процесс освоения, гуманизации, облагораживания человеком
не только природы, но и всего того, что он находит естественно
данным, стихийно возникшим в себе самом.
Термин «культура» отражает совокупность отношений и
объектов (материальных и идеальных), форм человеческого
поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение
к природным, знаний и способов описания окружающего мира,
выработанных в ходе социальной практики.
Слайд 41 Смысловые проекции понятия «культура»:
специфический способ организации деятельности, а
также совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики;
определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом, - качества ума, характера, воображения, памяти, полученные в процессе воспитания и образования;
совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений;
мир языков культуры.
Слайд 42Основные функции:
1) информационная – культура в целом и каждый её фрагмент
является носителем определенного объема социально значимой информации;
2) коммуникативная – средство восприятия, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры;
3) аксиологическая – выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, как основополагающих регуляторов человеческой деятельности;
4) социализаторская – происходит включение индивида в набор социальных отношений или социализация – подключение к многообразному набору культурных образцов.
Слайд 43 Основные философско-методологические подходы
к исследованию культуры:
1) Аксиологический подход (60 – 70-е гг. ХХ в.) (Г. Г. Карпов,
А. А. Зворыкин, Г. П. Францев, А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер,
Н. С. Злобин, В. М. Межуев и др.). Культура определяется как
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных
человечеством.
2) Системно-деятельностная концепция (70-е гг. ХХ в.)
(М. С. Каган, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян,
В. С. Стёпин). Культура определяется как специфический
способ человеческой деятельности, акцентирует внимание на
технологическом аспекте общественной жизни.
3) Структурно-семиотический подход (Ф. Де Соссюр,
Р. О. Якобсон, Р. Барт, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).
Культура – это универсальная знаковая система, основная
функция которой заключается в накоплении, хранении,
преобразовании и передаче социально-исторического опыта
человечества.
Слайд 44 4) Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд,
К. Юнг, Э.
Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно). Культура предстаёт
как внутренне противоречивый феномен, сфера символической
объективации извечного конфликта Эроса и Танатоса,
инстинктов жизни и смерти.
5) Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры
(М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, П. Рикер).
Культура рассматривается как уникальный способ
человеческого существования. Основными характеристиками
культуры являются: историчность, целостность,
неповторимость, духовность, трансцендентность,
укоренённость в языке, межличностное общение.
6) Игровая концепция культуры ( Й. Хейзинга, Г.-Х. Гадамер,
Г. Маркузе, Р. Барт и др.). Игра рассматривается как основание
и механизм развития культуры. Все основные феномены
культуры: язык, религия, мораль, право, искусство, философия,
наука – обнаруживают свои корни в игре.
Слайд 45Структура культуры
культура
материальная включает в себя все созданные человеком материальные объекты (орудия
и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума
духовная представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества (знания, навыки, умение, ценности и нормы, регулирующие различные виды человеческих отношений)
Слайд 46Формы культуры
Элитарная – формируется благодаря появлению
письменности и
развитию «книжной» формы передачи
культурного наследия. Она предполагает стройную иерархию
ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных
текстов, а также детально разработанных и жёстко
регламентированных культурных практик, церемоний,
обрядов, ритуалов, норм светского этикета.
Народная (или популярная) вырастает на основе этнической
культуры, фольклора, традиционных мифологических
верований, языческих культов, крестьянского быта.
Массовая представляет собой тиражируемую и
распространяемую СМИ и другими институтами «культурной
индустрии» социальную информацию, обращённую к
многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей
усреднённой и стандартизированной культурной продукции.
Слайд 47 Субкультура – культура специфической социальной группы,
система ценностей
и образ жизни которой существенно
отличаются от общепринятых стандартов и норм.
Совокупность локальных культур (субкультур), базисные
принципы которых оцениваются с точки зрения
господствующего культурного канона как чуждые или
враждебные, составляют пространство маргинальной
культуры.
Общими условиями формирования маргинальной культуры
являются процессы трансформации общества (модернизация,
«перестройка»), изменение социальной структуры, появление
новых социальных групп.
Контркультура – такая субкультура, которая не просто
отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте
с доминирующей культурой. Отвергает или опровергает
характерные для неё систему ценностей, образ жизни, нормы
и правила поведения.