Слайд 1Психология семьи
Лекция № 6
«ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И КРИЗИСЫ СЕМЬИ»
Слайд 2ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:
Определение проблемного поля современной семьи как
предмета деятельности практического психолога.
Слайд 3ПЛАН:
Социально-психологические факторы потенциальных проблем в семье.
Основные проблемы, трудности
семьи на разных этапах её жизнедеятельности.
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА:
1. Жукова М.В. (Марина Владимирована), Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология
семьи и семейного воспита-ния: конспекты лекций. М.: АСТ, 2016.
ISBN 878-5-91283-572-8. (социологический аспект)
2. Ковалев С.В. (Сергей Викторович) Психология совре-менной семьи. М.: АСТ, 2015.
3. Шнейдер Л.Б. (Лидия Бернгардовна) Семейная психоло-гия: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2011.
4. Эйдемиллер Э. Г. (Эдмонд Георгиевич), Юстицкис В.В. (Виктор Викторович) Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009.
Слайд 51. Социально-психологические факторы потенциальных проблем в семье
1.1. Особенности современной семьи.
1.2. Психологические
особенности российских семей.
1.3. Тенденции в развитии семьи последнего десятилетия.
1.4. Проблемное поле деятельности психолога с семьей, в ракурсе рассмотрения её как малой группы.
5
Слайд 6
Особенности современной семьи
* Особая роль родительства, как
института первичной социализации человека;
Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка;
Семейная система является достаточно открытой. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму.
Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети), которая становится наиболее типичным вариантом семейной системы.
Сергей Исаевич Голод
6
Слайд 7Психологические особенности российских семей:
Высокая степень материальной, психологической, эмоциональной
зависимости членов семьи друг от друга;
Спутанность семейных ролей, их недостаточная диффе-ренцированность и согласованность;
Дистанцированность и низкая эмоциональная вклю-ченность мужа в жизнь семьи;
Борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.
Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер,
Виктор Викторович Юстицкис
7
Слайд 8Тенденции в развитии семьи
Ольга Александровна Карабанова
1) снижение рождаемости;
2) диспропорция
в продолжительности жизни мужчин и женщин;
3) увеличение числа разводов;
4) возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми;
5) демократизация и эголитаризация отношений в семье (прежде всего в супружеских отношениях);
8
Слайд 96) переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяе-мости супругов, партнерству, помощи
и взаимной под-держке;
7) возрастание числа несовершеннолетних родителей – подростковое родительство:
8) рост числа преступлений на семейно-бытовой почве;
9) увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» – сознательный выбор супругов;
10) появление «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации.
9
Слайд 10
Альтернативные формы брачно-семейных
и полоролевых отношений:
− одиночество;
− незарегистрированное сожительство;
− сознательно
бездетный брак;
− открытый брак;
− внебрачный секс (как норма бытия);
− свингерство;
− интимная дружба;
− групповой брак, жилые сообщества, коллективные семьи;
− гомосексуальность.
10 Райнхард Зидер
Слайд 11Проблемное поле деятельности психолога с семьей, в ракурсе рассмотрения её как
малой группы
Группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». Дэвид Майерс
Семья малая группа с присущими ей свой-ствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар.
Анатолий Иванович Антонов
11
Слайд 12Первичные признаки семьи как малой группы
(они же являются условиями существования
группы):
− общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
− личный контакт между членами группы;
− определенный эмоциональный климат;
− особые групповые нормы и ценности;
− физический и моральный образец члена группы;
− ролевая иерархия между членами группы;
− относительная независимость от других;
− принципы приема в группу;
− сплоченность группы;
− социально-психологический контроль поведения членов группы;
− особые формы и способы управления групповой деятель-ностью со стороны членов группы.
Артур Викторович Петровский,
12 Галина Михайловна Андреевна
Слайд 13Вторичные признаки семьи как группы
− конформность членов группы (степень уступ-чивости
в пользу группового решения);
− интимность отношений;
− стабильность группы (семьи);
− добровольность объединения индивидов в группу.
Людмила Григорьевна Жедунова
13
Слайд 14
Основные проблемы, трудности семьи
на разных этапах её жизнедеятельности
Стадии жизненного цикла
семьи
1. Возникновение семьи до рождения первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей (до начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка).
3. Окончание воспитательной функции от начала трудо-вой деятельности хотя бы о дного ребенка до момента, пока на попечении родителей не останется ни одного из детей.
4. Взрослые дети проживают вместе с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собст-венные семьи.
14 Эвелина Карловна Васильева
Слайд 15Стадии жизненного цикла семьи
- семья без детей;
- семья с
детьми раннего возраста;
- семья с детьми, посещающими детский сад;
- семья с детьми школьного возраста;
- семья, в которой дети приобрели частич-ную самостоятельность;
- семья, которую оставили дети.
Вильгельм Баркаи
15
Слайд 16
Стадии жизненного цикла семьи
- периоды ухаживания,
- брачного поведения,
- рождения
ребенка,
- взаимодействия с ребенком,
- зрелого брака,
- отлучения детей от родителей,
- период пенсии,
- старости. Милтон Эриксон
16
Слайд 17Стадии жизненного цикла семьи
выделяет этапы жизни:
- вдвоем;
- после рождения детей, их
воспитания;
- воспитания детей старшего школьного возраста;
- отделения детей от родителей и воспитания внуков.
Рудольф Нойберт
17
Слайд 18В основе периодизации жизненного цикла следующие характеристики семьи:
1) жизненные цели;
2) задачи, реализуемые для достижения этих целей;
3) состав семьи;
4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными уста-новками семейной системы.
Брюс Картер и Мэй Макголдрик
18
Слайд 19Жизненный цикл семьи включает шесть стадий:
- добрачный период,
- заключение
брака и образование новой семейной пары,
- семья с маленькими детьми,
- семья с детьми подросткового возраста,
- период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»),
- период жизни после отделения детей.
19 Сергей Викторович Ковалев
Слайд 21Семейные кризисы
Кризис 3-7 лет продолжается около года.
Проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопо-нимания, росте конфликтов, эмоциональ-ной напряженности, чувстве неудовлетво-ренности браком, супружеских изменах.
20
Слайд 22Семейные кризисы
Кризис 17-25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен
(до нескольких лет).
Симптомы – нарастание эмоциональной неустойчивости, чувство одиночества, связанное с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.
22
Слайд 23Основные причины супружеских конфликтов:
− психосексуальная несовместимость супругов;
− неудовлетворение потребности в
значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;
− неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
− пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);
− неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;
− различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.
Виктор Алексеевич Сысенко 23