Слайд 1СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
Автор: студент-дипломник
Кара
кафедры ПиМНО Ольга
группы ППО-13 (3,5) ускор. Степановна
Научный руководитель: Иванова Виктория
к.п.н., доцент кафедры ПиМНО Алексеевна
Нерюнгри 2016 г.
Слайд 2Гипотеза исследования: психолого-педагогическая работа по снижению уровня тревожности у детей старшего
дошкольного возраста, будет эффективной при использовании следующих методов арт-терапии: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия.
Слайд 3Объект исследования - тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы
и приемы снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.
Цель исследования – составить и апробировать программу снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.
Слайд 4Задачи исследования:
изучить особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить особенности использования
методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
3) обобщить психолого-педагогический опыт работы специалистов в РФ и РС (Я) с тревожными детьми старшего дошкольного возраста;
4)изучить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
5)составить и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.
Слайд 5Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика тревожных детей старшего дошкольного возраста
Тревожность - состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Тревожный ребенок - это ребенок, который имеет заниженную самооценку, он болезненно воспринимает критику в свой адрес, склонен обвинять себя во всех неудачах, боится браться за новое сложное задание.
Слайд 6Критерии определения тревожности у ребенка по П. Бейкеру и М. Аворду:
1)
постоянное беспокойство;
2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
3) мышечное напряжение;
4) раздражительность;
5) нарушение сна.
Слайд 8Работа педагога с тревожными детьми:
Слайд 91.2. Методы арт-терапии в коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
Арт-терапия -
метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем
Слайд 111.3. Обобщение психолого-педагогического опыта специалистов РФ и РС (Я) по снижению
уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии
Слайд 12Выводы по первой главе:
1. Организация эмоционально-положительного отношения к тревожным детям, создание
спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятие, вовлечение детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нем участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога и родителей – все это заметно снижает уровень тревожности у детей и обеспечивает их благоприятную жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у тревожных детей гармонизирует их личностное развитие и снижает риск проявления тревожности, как в детском саду, так и за его пределами.
2. Проведя анализ психолого-педагогической литературы по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что использование методов арт-терапии помогают дошкольнику снизить уровень тревоги, эмоционально и личностно познавать себя и других людей; способствуют познанию окружающего мира; помогают реализовать свои способности, умение активизироваться, расслабляться; выражать свои эмоции и чувства.
3. Проведенный нами анализ психолого-педагогического опыта педагогов РФ и РС (Я) позволил нам рассмотреть методы арт-терапии, применяемые в коррекции тревожности у детей разного возраста. Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, фототерапия, драмтерапия и вокалотерапия позволяют снижать психо-мышечное напряжение, развивать умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка.
Слайд 132.1. Изучение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
1. Методика «Паровозик» (С.
В. Велиева).
Цель: направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
3. Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл,М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр».
Цель: изучение степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей.
2. Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем цветам.
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
Слайд 14Экспериментальная база
МДОУ ЦРР детский сад №3 «Снежинка» гор. Нерюнгри.
Экспериментальная группа –
20 детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 15Результаты первичной диагностики (1.09.2014 – 31.10.2014 г.)
Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)
2.1.
Изучение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
Слайд 16Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и
методики «Кинотеатр»
Слайд 17Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева)
Слайд 18Цель программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и
телесного напряжения.
Задачи программы:
1) снижение психо-мышечного напряжения;
2) способствовать развитию умений решать проблемные ситуации;
3) повышение самооценки
2.2. Психолого-педагогическая программа снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии
Методы арт-терапии: драмтерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, вокалотерапия, фототерапия, телесная терапия
Слайд 19Календарно-тематическое планирование
Слайд 20Календарно-тематическое планирование
Слайд 21Календарно-тематическое планирование
Слайд 22Календарно-тематическое планирование
Слайд 23Календарно-тематическое планирование
Слайд 24Календарно-тематическое планирование
Слайд 25Итоговая диагностика (21.05.2015 – 28.05.2015 г.)
Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)
Хи-квадрат р>0,001
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии
Слайд 26Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и
методики «Кинотеатр»
Хи-квадрат р>0,001
Слайд 27Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева)
Хи-квадрат
р>0,001
Слайд 28Метод изотерапии
Упражнение «Автопортрет»
Упражнение «Угадай, что спрятано в крупе»
Упражнение «Рисование себя любимого»
Слайд 29Метод вокалотерапии
Упражнение «Доброе утро»
Упражнение «До свидание»
Слайд 30Метод драмтерапии
Упражнение «Добрый – Злой, Веселый - Грустный»
Упражнение «Комплименты»
Слайд 31Метод сказкотерапии
Упражнение «Сказка по кругу»
Упражнение «Прими решение»
Слайд 32Метод игротерапии
Упражнение «Клубочек»
Упражнение «Клеевой дождик»
Слайд 33Метод телесной терапии
Упражнение «Ласковый карандаш»
Упражнение «Я тебе доверяю»
Упражнение «Разрывание бумаги» (релаксация)
Слайд 34Выводы по второй главе:
1. Для изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста,
нами был составлен психо-диагностический комплекс. Результаты проведенного нами исследования изучения уровня тревожности детей старших дошкольного возраста выявили, что более 50% детей с высоким уровнем тревожности.
2. Составленная нами коррекционно-развивающая программа направленна на снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, фототерапия, драмтерапия, песочная терапия, вокалотерапия), позволит снизить тревожные состояния детей. Программа способствует формированию адекватной самооценки у дошкольников, пониманию чувств различных психоэмоциональных состояний, а так же снижению эмоционального и телесного напряжения.
3. Анализ полученных данных свидетельствуют о положительной динамике уровня тревожности детей экспериментальной группы.
Так по методике «Паровозик» (С. В. Велиева), снижение высокого уровня тревожности с 50% до 10%; средний уровень тревожности с 30% до 15%; повышение низкого уровня тревожности с 20% до 75% (p>0,001).
По модификации теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амэн) и методике «Кинотеатр», снижение высокого уровня тревожности с 60% до 15%; повышение среднего уровня тревожности с 25% до 35%; низкий уровень тревожности с 15% до 50% (p>0,001).
По методике эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева), снижение отрицательного эмоционального состояния с 40% до 25%, нейтральное эмоциональное состояние с 20% до 10%; повышение положительного эмоционального состояния с 40% до 65% (p>0,001).
Слайд 35Апробация результатов исследования:
1) Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований № 12,
2015 г.;
2) Всероссийская открытая олимпиада научных работ, 2015г.;
3) V Международная научная конференция «Достижения и проблемы современной науки», 2016 г.;
4) I Международная научная конференция «Психологическая наука и образование», 2016 г.
Слайд 36Практическая значимость: составленная программа, может быть рекомендована психологам, специалистам дошкольных образовательных
учреждений, для решения задач профилактики и коррекции тревожности детей дошкольного возраста, а так же при прохождении психолого-педагогической практики.
Научная новизна исследования:
1) обобщение методов, приемов и форм, используемых педагогами и психологами РФ и РС (Я), направленных на снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста;
2)составление психолого-педагогической программы, направленной на снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.