Межличностные отношения презентация

Содержание

План: Межличностное восприятие и социальное познание; Межличностная коммуникация; Межличностное взаимодействие.

Слайд 1 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н., доцент,

член-корреспондент Балтийской Педагогической академии

Слайд 2План:

Межличностное восприятие и социальное познание;

Межличностная коммуникация;

Межличностное взаимодействие.




Слайд 31. Межличностное восприятие и социальное познание
В окружающем социальном мире мы часто

видим то,
что хотим, а не то, что есть на самом деле?
эмоциональная основа – это важнейшая специфическая черта межличностных отноше-ний, означает, что они (отношения) возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Механизмы формирования межличностного восприятия:


Слайд 41. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного восприятия:
Существует убеждение, что

первое впечатление са-мое сильное. Одно из объяснений этому дает открытый Г. Эббингаузом, изучавшим механизмы памяти, «закон края». Согласно этому закону, лучше запоминается та информация, которая поступает первой и последней. Следовательно, первое впечатление оказывается не са-мым точным, а самым ярким и запоминающимся.

Первая, наиболее очевидная информация, кото-рую мы получаем при встрече с другим человеком – это его внешний облик. При этом наиболее заметными признаками являются пол и раса, затем мы фиксируем рост, телосложение, выражение лица, при этом быст-рее всего выделяем что-то необычное во внешнем об-лике. Делаем мы это бессознательно, автоматически.
Те чувства, которые вызывает у нас восприятие внешнего облика человека, обусловлены в свою оче-редь нашей бессознательной или осознанной уверен-ностью в том, что черты внешности выражают сущест-венные характеристики человека. Вот почему человек с первого взгляда вызывает у нас приязнь или неприязнь, доверие, страх и пр.

Слайд 51. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного восприятия:
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ:
Красивая

внешность: это ассоциация: красивое – значит хорошее, потому привлекательным людям при-писывают все реальные/нереальные положительные ка-чества. Именно поэтому красивых людей более охотно принимают на работу, их деятельность описывают как положительную. Исключение составляют те случаи, когда красивый человек воспринимается как соперник, тогда чувство зависти нейтрализует обаяние красоты.
Эффект ореола (галоэффект): суть – одна привлека-тельная и яркая черта человека словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие черты. Эффект наиболее явно проявляется когда воспринимающий име-ет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. (Му-жчина с непривлекательной внешностью рядом с краси-вой женщиной характеризуется как человек, добившийся значительных успехов – богатый, умный, хороший про-фессионал; некрасивая же женщина в паре с красивым мужчиной воспринимается, как правило, просто некра-сивой) Стереотипное восприятие физической красоты действует и в обратном направлении: хороший – значит красивый.





Слайд 61. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного восприятия:
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ:
Эффекты

«первичности» и «новизны»: касаются знач-имости определенного порядка предъявления информа-ции о человеке для составления представления о нем. Эксперимент: четырем группам студентов был представ-лен некий незнакомец, о котором было сказано: 1й груп-пе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, потом, что инт-роверт; в 4-й группе — то же, в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3 и 4 группах впечатления о незнакомце точ-но соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект полу-чил название «эффекта первичности» и был зарегистри-рован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заклю-чается в том, что последняя, т.е. более новая, информа-ция оказывается наиболее значимой.
Стереотипизация: стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в резуль-






Слайд 71. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного восприятия:
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ:
тате

стремления строить выводы на базе ограниченн-ой информации. Стереотипизация может привести к след-ствиям: а)определенное упрощение процесса познания другого человека (в этом случае стереотип не обязатель-но несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии дру-гого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмо-ционального принятия или непринятия); б) возникнове-ние предубеждения (если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негатив-ным, всякое новое восприятие представителя той же са-мой группы окрашивается неприязнью. Особенно распро-страненными являются этнические стереотипы).
Пространственная близость: при прочих равных усло-виях нам больше нравятся те, кто проживает неподалеку, в одной с нами местности. Об этом свидетельствует такое явление, как землячество. Здесь же срабатывает и эффект узнавания: повторяющаяся демонстрация одного и то-го же стимула приводит к его узнаванию, увеличивает привлекательность (если мы положительно реагируем на чье-то поведение, а вероятность такой реакции увели-чивается по мере возрастания количества встреч, то это делает человека более привлекательным в наших глазах.








Слайд 81. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного восприятия:
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ:
Сходство:

если человек похож на нас личностными хара-ктеристиками, стилем, образом жизни, привычками, оде-ждой, то он становится для нас социально привлекатель-ным. Мы любим тех, кто похож на нас, и не любим тех, кто не похож. З. Фрейд: «человек изначально эгоистичен по своей природе. Социальные качества: способность к любви, дружбе, симпатии человек обретает благодаря то-му, что в детстве ему приходиться идентифицироваться с другими детьми, т.е. признавать их равными себе. Научи-вшись идентификации, индивид научается проецировать, т.е. переносить на других свою любовь к самому себе. Да- лее в других, чем-то похожих на нас людях мы обнаружи-ваем, как бы частицу самих себя, ее-то мы и любим. Лю-бовь к другим кладет предел себялюбию и эгоизму, сле-довательно, в других людях мы любим самих себя».
Взаимосимпатия: как правило, нам нравятся люди, ко-торые выказывают нам симпатию, расположение, т.е. те, кому мы сами нравимся. Здесь трудно провести разделе-ние между лестью и выражаемой симпатией, но делать это необходимо, т.к. симпатия человека к человеку возни-кает бескорыстно и безотчетно, в отличие от лести, кото-рая чаще всего обусловлена соображениями выгоды.







Слайд 91. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного восприятия:

В силу того что личность биосоциальна, говоря о межличностном восприятии, нельзя не брать во внима-ние социальное восприятие. Согласно одним теориям на-ше восприятие социального мира пассивно, другие, нап-ротив, подчеркивают нашу активность и избирательность в процессе социального познания.

Имплицитные теории личности:
позволяют сформировать целостное впечатление об определенных социальных событиях на основе выявле-ния причинно-следственных связей. Во всех этих теориях отсутствуют точные, четкие формулировки. Они основаны на случайных наблюдениях и считаются истинными без всякой проверки.
«Наивная концепция личности»– сравнительно устой-чивое и, как правило, неосознаваемое представление че-ловека о том, каким образом взаимосвязаны у людей их отдельные психологические черты. Данная теория позво-ляет сформировать целостное впечатление о другом че-ловеке на основании частичной информации о его лично-стных особенностях (Соломон Аш, Харольд Келли).







Слайд 101. Межличностное восприятие и социальное познание
Механизмы формирования межличностного
восприятия:
Когнитивные схемы –

особым образом организованная система прошлого опыта, с помощью которой объясняе-тся текущий опыт. Наиболее типичные и распространен-ные когнитивные схемы:
Прототип – когнитивная схема, в которую включены раз-личные признаки, черты, особенности, ассоциирующиеся с людьми определенного типа, с предметами, вещами, ситуациями и обстоятельствами. Особенность прототи-па как схемы: он формируется на основе нашего собствен-ного опыта. Н-р, первое взаимодействие с врачем приво-дит к тому, что складывается представление о том, как вы-глядит «типичный врач». Сложившись, представление слу-жит своеобразным стандартом, с которым затем сравнива-ются все врачи. Однако прототипы не являются раз и навсе-гда застывшими, они изменяются по мере того, как изменя-ются те, кто послужил моделью для прототипа.
Социальный стереотип – когнитивные схемы, создающиеся в отношении членов каких-либо социальных групп: генде-рных, этнических, возрастных и т.п. стереотип отличается от прототипа как способом своего формирования, так и ме-тодом функционирования. Сложившийся социальный сте-реотип в отношении какой-либо социальной группы затем распространяется на каждого ее члена.








Слайд 111. Межличностное восприятие и социальное познание

Механизмы формирования межличностного восприятия:








СТАДИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (С. ФИСКЕ И С. НИБЕРГА):
Первичная категоризация: Человека, оказавшегося в сфере нашего восприятия, мы сразу же стремимся «классифицировать», подвести под определенную категорию, т.е. определить его принадлежность к тому или иному типу людей.
Подтверждение: Информация о человеке воспринимается сквозь призму уже сложи-вшегося впечатления и связанных с ним ожиданий. Приемы подтверждения: избирате-льный подход к информации, игнорирование «неприятной» информации, самоподтвер-ждаемые ожидания. Люди, как правило, заинтересованы в том, чтобы увериться в собс-твенной правоте, так как собственная правота воспринимается как гарантия своей соци-альной опытности.
Эффект самоосуществляемых пророчеств. Изначально ложное определение ситуац-ии, порождает новое поведение, которое приводит к тому, что первоначально ложное представление становится истинным. Т.е., наше первое впечатление о человеке «каков он на самом деле» будет определять наше поведение по отношению к нему, оно в свою очередь вызывает ответную реакцию человека т.е., наши ожидания сбудутся.


Слайд 122. Межличностная коммуникация





КОММУНИКАЦИЯ – СООБЩЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА, ОБЩЕНИЕ (от латинского communication).
СТРУКТУРА

ОБЩЕНИЯ:



Слайд 132. Межличностная коммуникация


















Слайд 142. Межличностная коммуникация
СПЕЦИФИКА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ:
общение не рассматривается лишь

как отправление информации какой-то передающей систе-мой или как прием ее другой системой т.к. в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь имеется отношение двух индивидов, каждый из которых является актив-ным субъектом. Индивиды являются и передающей системой информации и принимаю-щей, т.е. в общении каждый из индивидов – активный субъект.
характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен такой информацией обяза-тельно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса.
коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь ког-да человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается так: «все должны говорить на одном языке» (по Дж. Миллеру: Муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку).
в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфичес-кие коммуникативные барьеры. Эти барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует пони-мание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, но различиями более глубоко-го плана: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порож-дают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. С другой стороны, барьеры мо-гут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (напри-мер, чрезмерная застенчивость одного из них; неприязнь по отношению друг к другу и т.п.)
















Слайд 152. Межличностная коммуникация

















Слайд 162. Межличностная коммуникация
ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ:
Р. Блакар: «мы выбираем слова и выражения,

которые создают или порождают тот контекст, в котором мы хотели бы видеть свои высказывания. Для этого говорящий использует средства:
Выбор слов и предложений: от того, какие выбраны слова, чаще глаголы, зависит ка-узальная атрибуция (процесс приписывания причин событиям, действиям и поступкам. Глаголы, говорящие об активности побуждают к диспозиционной атрибуции в отношении действу-ющего лица («Давид победил Голиафа» Давид – герой, несмотря на то, что Голиаф был больным и не смог противостоять Давиду, но активный глагол не оставляет сомнений). Глаголы же, описываю-щие переживания, пассивное восприятие, заставляют приписывать причину стимулу, внешним фак-торам («Т. Ларина влюбилась в Е. Онегина». Онегин – стимул, «перед ним раскинулись осенние кар-тины из цветов, трав…» цветы, травы – факторы).
Создание новых слов и выражений: прием широко используется в рекламе и идеоло-гии. Н-р, НЛП: у людей далеких от психологии, эта абривиатура порождает представление о чем-то технически надежном и безотказном, что НЛП начинает восприниматься как психотерапевтическая панацея, на самом же деле НЛП это изменение установок у людей.
Выбор грамматических форм: выбор активной или пассивной форм оказывает влия-ние и на восприятие причинных отношений, и приводит к переосмыслению ситуации в отношении того, кто является «главным действующим лицом». Н-р, «преподаватель А. пос-тавил студенту Б. двойку» и «студент Б. получил 2 у преподавателя двойку».
Выбор последовательности слов: здесь сробатывает «закон края» Г. Эббингауза.
Расстановка ударений, интонация, тон голоса, высота звука, скорость речи, вокализа-ция: паралингвистические средства коммуникации сообщают не о том, что говорится, а как это делается. Н-р, предложение «он меня ударил» может иметь три смысловых значения: кто? кого? и что сделал?
















Слайд 172. Межличностная коммуникация
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ:
ФУНКЦИИ: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных

состояний партнеров по коммуникативному процессу.

















Слайд 183. Межличностное взаимодействие
















Кооперация (координация единичных сил участ-ников: упорядочивание, комбинирование, суммирова-ние

этих сил) анализируются такие проявления, кото-рые способствуют организации совместной деятель-ности, являются «позитивными» с этой точки зрения.
Конкуренция: взаимодействия, так или иначе «ра-сшатывающие» совместную деятельность, представ-ляющие собой определенного рода препятствия для нее. Здесь чаще всего анализ сконцентрирован на на-иболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Ос-новные характеристики конфликта: структура, ди-намика, функция и типология.
Разновидности конфликтов: деструктивные (нап-ример, несовместимость личностей) и продуктивные (например, различие точек зрения на какую-либо про-блему, на способы ее решения).



Слайд 193. Межличностное взаимодействие
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Содержание различных форм совместной деятельности – это определенное соотно-шение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками.

Возможные формы, или модели взаимодействия (по Умайскому Л.И.):














Слайд 203. Межличностное взаимодействие
Механизмы взаимопонимания в процессе общения:
Впечатления играют важную регулятивную роль

в процессе общения, т.к. познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Кроме того, от меры точности «проч-тения» другого человека зависит успех организации согласованных действий.
Эмпатия (способность постижений эмоциональных состояний другого человека че-рез сопереживание) в определенных чертах сходна с механизмом идентификации: при-сутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Точность межличностной перцепции. В экспериментах устанавливаются четыре груп-пы факторов: а) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает само-го себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприя-тия, г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной пер-цепции. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению (Соловьева, 1992).
Межличностная аттракция. Аттракция — это и процесс формирования привлекате-льности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. неко-торое качество отношения. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.














Слайд 21ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Дайте характеристику социальным факторам привлекательности.
2. Раскройте основное

содержание имплицитной теории личности (Теория центральн-ых черт личности Соломона Аша).
3. Раскройте основное содержание имплицитной теории личности (Феноменогическая позиция Д. Келли).
4. Дайте характеристику функций общения по Б.Ф. Ломову: информационно – комму-никативная, регуляционно – коммуникативная, аффективно – коммуникативная.
5. Дайте характеристику типам разговора: 1) формализованный; полуформализован-ный; неформализованный.
6. Дайте характеристику каждой фазе разговора: инициирование разговора, сам разговор и его окончание.
7. Раскройте содержание основных знаковых систем невербального средства общения.
8. Раскройте содержание основных характеристик конфликта.
9. Заполните таблицу «Структура конфликта»








Слайд 22ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Подготовьте слайдовую презентацию по теме:
Особенности человеческой коммуникации:

создание общего информационного поля
Механизм обратной связи
Коммуникационные барьеры
Целенаправленное коммуникативное воздействие
2. Взаимодействие в процессе общения:
Виды межличностных транзакций (Э. Берн)
Мотивы социального поведения человека
Характеристика социально-психологического конфликта
3. Социальное влияние:
Стратегии межличностного влияния
Конформизм
Подчинение авторитету
Психология власти
Сопротивление влиянию
Социальная установка и поведение
Теории планируемого / непланируемого поведения
Влияние установок на поведение
Источники и принципы формирования установок
Модель параллельного переноса: убеждение и внушение

Требования к оформлению слайдов:
1слайд: тема проекта и Ф.И.О. авторов презентации;
7 – 10 слайдов: содержание темы;
1-3 слайда: глоссарий по теме
1 слайд: литература и интернет-ресурсы.
Время для защиты – 7 - 10 минут.
Микрогруппы – 4 - 5 человека.







Слайд 23ЦИТАТА ДНЯ:

«Даже если нам не нравятся те, кому нравимся

мы, мы высоко ценим их прони-цательность»
NN

АНЕКДОТ ДНЯ:
- Милая, а диалог еще возможен? Или ты уже окон-чательно права?






Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика