Слайд 2
Русская философия развивалась в значительной степени автономно. Она практически не испытала
влияния многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, позитивизма и др.
Слайд 3Характерные черты русской философии
Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию;
Специфическая форма
выражения философских мыслей – художественное творчество, литература, искусство, «эзопов язык» (часто объясняется политической несвободной и цензурой);
Целостность, стремление занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Слайд 4Главные вопросы русской философии:
Проблема человека;
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути
развития России – между Востоком и Западом;
Проблема власти и государства;
Проблема будущего
Слайд 5Основные этапы русской философии:
Период зарождения (IX – XII вв. );
Философия
периода татаро-монгольского ига, зарождения и становления и централизованного русского государства (Московской Руси и России) (XII-XVII вв);
Философия XVIII в.;
Философия XIX в.;
Русская и советская философия XХ в.
Слайд 6Период зарождения древнерусской философии
Относится к IX – XIII вв. (от возникновения
Киевской Руси до монголо-татарского завоевания).
С 11 в. идейным центром православия на Руси становится Киево-Печерский монастырь (Феодосий Печерский, Нестор Летописец).
Слайд 7Русская философия XII – XVII вв.
(Период борьбы за освобождение от
монголо-татарского ига)
Серьезное влияние на русскую религиозную мысль 15–17 вв. оказал исихазм.
Исиха́зм (от др.-греч. «спокойствие, тишина, уединение») — мистическая практика православных монахов, в которой применяется безмолвная молитва с целью созерцания Божественного (фаворского) света. В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, «Иисусовой молитвы».
Слайд 8
В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Из Византии исихазм
распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.). Повлиял на духовный подъём Руси XIV-XV веков.
Слайд 9Среди видных философов данного периода:
Философий (XVI в.) – также занимался вопросами
христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;
Нил Сорский – выступал за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение Церкви к народу. Был идеологом так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев и владений);
Слайд 10Основные направления русской философии XIX в.
Декабристская философия;
Философия западников и славянофилов;
Философия
Чаадаева;
Консервативная религиозная и монархическая философия;
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
Революционно-демократическая философия
Слайд 11Философия западников и славянофилов
Занимались проблемами истории, выбора исторического пути для России.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России – освоить западные ценности и стать «нормальной» цивилизованной страной.
Слайд 12
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский,
Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции всегда оканчивались для России трагически.
Слайд 13Ортодоксально-монархическая философия
Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать
оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».
Его видным представителем был К.Н. Леонтьев.
Слайд 14К.Н. Леонтьев (1831 – 1891).
По мнению Леонтьева, капитализм – царство
«хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии).