Русская философия презентация

Содержание

1. Особенности русской культуры Исихазм (покой, безмолвие) Ориентация на будущее и неприятие настоящего (к отсутствию бытовой культуры) Особое понимание святости – все должно быть сакрализовано и вырвано из-под власти злого начала

Слайд 1Русская философия
Учебные вопросы:
Особенности русской культуры
Этапы становления русской философии
Проблематика русской философии и

ее основные представители

Слайд 21. Особенности русской культуры
Исихазм (покой, безмолвие)
Ориентация на будущее и неприятие настоящего

(к отсутствию бытовой культуры)
Особое понимание святости – все должно быть сакрализовано и вырвано из-под власти злого начала
Святое состояние может быть приближено в пространстве и во времени (идеи коммунизма)
Универсальное понимание христианства (сначала христиане, потом русские), в этом русская идея. Преобразование мира на православных началах любви, соборности и свободы для его спасения от индивидуализма и культа материального благополучия


Слайд 3Особенности русской культуры
Отсутствие развитого национального самосознания, актуальность почвенничества. Это приводило к

нигилизму и анархизму. Анархизм был создан высшим слоем русского дворянства (М. Бакунин, П. Кропоткин)
Мессианство (Россия – богоизбранная страна), особая роль России в мировой цивилизации
Особые формы мировоззрения – западничество и славянофильство
Роль интеллигенции – народопоклонство, жертвенность, русский интеллигент – «монах в миру», создать царство Божье на земле
В русской культуре преобладала морально-этическая природа (справедливость, честность, правда, нет термина «закон»; в западной культуре –lex, jus, the truth, honesty (кто не ворует), присутствует юридическая терминология


Слайд 4П.Я. Чаадаев


Слайд 5Западники. Либерально-демократическое направление: К.Д. Кавелин, 1818-1885; Т.Н. Грановский, 1813-1865 социалистическое: В.Г. Белинский, 1811-1848;

Н.Г. Чернышевский,1828-1889; А.И. Герцен, 1812-1870; Н.П. Огарев, 1813-1877

Как форма мировоззрения западничество сложилось в 1830-1850 гг.
Социальные преобразования в России связывали с историческими достижениями Западной Европы
Россия должна повторить исторический путь западной цивилизации
Философской основой западничества – материализм (Герцен, Чернышевский, Белинский)
Особое место в их философствовании занимали вопросы социальной теории и революционной практики


Слайд 6К.Кавелин


Слайд 7Т.Грановский


Слайд 8В. Белинский


Слайд 9Н.Чернышевский


Слайд 10А.Герцен


Слайд 11Колокол


Слайд 12Н.Огарев


Слайд 13Славянофилы: А.С. Хомяков (1860-1894), И.В. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876)
В русской

жизни главное семья и община. Индивидуалисту нужно рассуждающее сознание, а общине – соборное сознание
Соборное сознание есть единство общего дела и понимания. Коллективный субъект ближе к правде, чем одиночка
Православие не рационализировано, оно включает осознание в себе Бога
Соборная личность приносит себя в жертву во имя целого



Слайд 14Славянофилы
Русский народ единственно христианский, поэтому Бог дал ему 1/6 части суши.

Национальное сознание заморожено, т.к. мы прежде всего христиане, а потом уже русские
Европа идет по пути внешней правды (право), а Россия – внутренней (совести)
Критика демократии, частной собственности, индивидуализма и правового государства
У России свой путь развития
Идеология - православие, самодержавие, народность
Продолжение славянофильства - почвенничество

Слайд 15А. Хомяков


Слайд 16И. Киреевский


Слайд 17Ю. Самарин


Слайд 182. Этапы становления русской философии
Х1-Х1У вв. Русская философия существовала в рамках

теологии. Первое философское произведение митрополита Иллариона (Х1в.) «Слово о законе и Благодати». В нем содержится идея равенства всех народов перед Благодатью
Х1У-ХУ1 вв. – натурфилософские учения. Влияние исихазма. Мир, пронизанный божественной энергией, открывается человеку через созерцание с помощью молитв
ХУ1-ХУ11 вв. историософская проблематика. Монах Филофей (1465-1542) – учение о Москве как «третьем Риме»

Слайд 19Этапы становления русской философии
ХУ11-ХУ111 вв. – эпоха Просвещения (Н.И.Новиков, 1744-1818; М.В.

Ломоносов, 1711-1765).
Конец Х1Х – начало ХХ в. – серебряный век русской философии: Н. Бердяев (1874-1948), Вл. Соловьев (1853-1900), Л. Карсавин (1882-1952), И. Ильин (1883-1954), Г. Шпет (1879-1937) и др.
Советский период – 20 гг. ХХ века до нач. 90-х годов ХХ века: А. Лосев (1893-1988), Э. Ильенков (1924-1979), А. Зиновьев (1922-2006)


Слайд 20М.Ломоносов


Слайд 21Н.Новиков


Слайд 22Н.Бердяев


Слайд 23Вл. Соловьев


Слайд 24И.Ильин


Слайд 25Г.Шпет


Слайд 26Э. Ильенков


Слайд 27А.Зиновьев


Слайд 283. Проблематика русской философии и ее основные представители
Этикоцентризм и проповедь абсолютного

нравственного подхода к жизни
Идея космизма, признание гармонии человека и космоса, вселенского братства (Н. Федоров)
Экзистенциальность (вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии – Л. Толстой, Ф. Достоевский)


Слайд 29Вл. Соловьев (1853-1900)
Идея «цельного знания», всеединство религии, философии и науки
Единство веры,

разума и опыта необходимо для ответа на вопрос о цели человеческого существования
В социальной жизни необходимо единение церкви и государства. Любовь – нравственный принцип церкви, а справедливость – государства. Любовь посредством справедливости должна быть реализована в пользе
Понятие Богочеловечества (возврат мира, человека к Богу)
Идея Софии (идеальное бытие, стремящееся к реальному)
Человек обладает творческой природой. Творчество, слившееся с религией и нравственностью, - теургия


Слайд 30Работа Вл. Соловьева «Оправдание добра»
Первый уровень нравственности – добро от человека

(жалость, сострадание)
Второй уровень нравственности – добро от Бога (идея всеединства и Богочеловечества)
Третий уровень нравственности – добро через историю человечества

Слайд 31Н.Федоров


Слайд 32Н. Федоров (1828-1903)
Управление космическими процессами включает воссоздание телесного и душевного здоровья

и регуляцию погоды: предотвращение катастроф, поиски новых видов энергии
Выход в космос с целью обустроить там жизнь. Геокосмическая цивилизация утверждает абсолютную ценность личности: глобальность сочетается с персонализмом. Человек в центре в смысле его ответственности за природу
Нравственные идеи братства и родственности. Мы – дети Галактики
Родовая характеристика человека – смертный и сын. Быть, значит быть сыном, а не бытие в мысли, как у Декарта

Слайд 33Н.Федоров
Отношение к смерти разделяет геокосмическую и антропоцентристскую цивилизацию. Человечество, объединенное заботой

о регулировании космоса, оказывается по ту сторону смерти и зла, т.е. в космическом бессмертии
Воскрешение предков. Воскресшие души должны пройти через чистилище, осуществить победу над временем и покорить пространство – радикальный вариант Богочеловеческого проекта. Необходимо сохранять кладбищенские храмы и кладбища. Память о мертвых указывает на неполноту жизни, память о стихийных бедствиях о неполноте разума и отсутствии общего дела


Слайд 34Н. Федоров
Человек должен стремиться к богочеловеческой идентичности, совершенствуя свое духовное и

телесное начало
Русский космизм – одно из проявлений русской идеи «всечеловеческой и всемирной», т.к. вырастает из духа общинности и жажды всеобщего счастья, ответственности, творчества и любви

Слайд 35Русский марксизм: Г.В. Плеханов (1856-1918)
Сторонник ортодоксального марксизма
Материальные условия создают идеологию
Тезис

о переходе России к социализму, минуя капитализм, ошибочен. Ускорить историческое созревание невозможно
Работа «К вопросу о роли личности в истории»

Слайд 36Г.В Плеханов (1857-1918)


Слайд 37В.И. Ленин (1870-1924)
Совершил ревизию марксизма:
Учение об империализме и последней его ступени

– государственно-монополистическом капитализме
Теория многоукладной экономики (нэп)
Пролетариат не в состоянии выработать революционную идеологию. Идеология вносится извне – интеллигенцией
Учение о диктатуре пролетариата

Слайд 38В.И. Ленин (1870-1924)


Слайд 39Русский анархизм (П.А. Кропоткин, 1847-1921)
Порядок есть анархия т.е., осознание личностью своих

интересов и их согласование с остальными членами сообщества, «предполагая в человечестве вообще, наибольшую сумму счастья» (Кропоткин).
Анархия - гармония личных и общественных интересов предполагает этику солидарности и принцип ассоциации.

Слайд 40П.А. Кропоткин


Слайд 41М.А. Бакунин (1814-1876)
Признание свободы «как единственно образующего принципа политической и экономической

организации общества»
Необходимо тройное братства людей в разуме, труде и свободе как основе демократии будущего (М.Бакунин).


Слайд 42М.А. Бакунин


Слайд 43Выводы
Русская философия отличается оригинальностью:
Актуализация экзистенциальных мотивов (Л.Толстой)
Н. Федоров открыл космические перспективы

человечества, определены его родовые интересы, создал этику соборности «жить со всеми и для всех»
Изучение природы должно строиться на принципе антропокосмизма
Творческое развитие западного марксизма (В. Ленин)

Слайд 44Глоссарий
Соборность, всеединство, антропокосмизм, Богочеловечество, исихазм, софия, теургия, нигилизм, анархизм, мессианство, западничество,

славянофильство, империализм, идеология

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика