Общество как объект философского анализа презентация

Содержание

1.Теоретические модели общества

Слайд 1Общество как объект философского анализа
Учебные вопросы:
Теоретические модели общества
Общество как система
Типы обществ
Сферы

общественной жизни

Слайд 21.Теоретические модели общества


Слайд 3 Теоретические модели общества
Механистическая – общество есть совокупность индивидов (Дж. Локк,

Т. Гоббс, Ж.-Ж.Руссо –ХУ11-ХУ111 вв.)
Натуралистическая – общество есть система, аналогичная биологической (Г. Спенсер)
Диалектико-материалистическая – общество есть самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, обладающий универсальными законами (К.Маркс)

Слайд 4Дж.Локк (1632-1704)


Слайд 5Т. Гоббс (1588-1679)


Слайд 6Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)


Слайд 7К.Маркс (1818-1883)


Слайд 8Г.Спенсер (1820-1905)


Слайд 9Теоретические модели общества в современной философии
Общество есть социокультурная система (П.Сорокин, ХХ

в.)
Современное общество есть общество риска (Э.Гидденс, ХХ1 в.)

Слайд 10П.Сорокин (1889-1968)


Слайд 11Э.Гидденс (1938-


Слайд 122. Общество как система
Признаки системы:
Система есть качественная определенность, способность быть автономным

и самотождественным явлением, отличным от других
Система гетерономна, т.е. состоит из множества автономных частей
Взаимосвязанное и опосредующее друг друга и свое целое части (часть-часть, часть-целое)
Интегральное свойство системы: система как целое больше суммы образующих его частей (вода)


Слайд 13Определение системы
Система – любое явление, выделенное относительно других, состоящее из взаимосвязанных

частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых отдельно.
Всем этим признакам отвечает человеческое общество

Слайд 14подсистемы (сферы) общества
экономическая,
социальная,
политическая,
духовная


Слайд 153. Типы обществ
Традиционное/нетрадиционное


Слайд 16М.Вебер (1864-1920)


Слайд 17Ф.Теннис (1855-1936)


Слайд 18Традиционное общество- первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное (Gemeinschaft, община)
Основной вид деятельности – с/х
Социальная регуляция

осуществляется через традиции и обычаи
Традиционное общество– репрессивное, закрытое (слабая восходящая социальная мобильность)
Социальная структура отличается сословно-классовым делением
Духовная жизнь характеризуется моноидеологией (религия – господствующая форма идеологии)
Большую роль в социальной жизни играл институт родства

Слайд 19Нетрадиционное общество (Gesellsсhaft), капиталистическое, ХУ11-ХХ1 вв.
Этот тип общества привел к разрушению феодально-сословной

зависимости, формированию нового типа личности. На смену личной зависимости традиционного общества пришла вещная зависимость, выступающая основой автономного существования индивида

Слайд 20Развитие нетрадиционного общества
Классический капитализм (сер. Х1Х в.)
Индустриальный капитализм (20-50 гг. ХХ

в.)
Постиндустриальный капитализм (60-е годы ХХ в.)

Слайд 21Индустриальный капитализм (Дж. Гэлбрейт)
Увеличение роли государства в управлении экономикой
Революция управляющих
Создание современных транснациональных

корпораций
Конвейерная технология в производстве
Рост среднего класса
Формирование общества массового потребления
Социальная регуляция осуществляется через нормы, требующие свободы выбора
Замена института родства формальными отношениями
Открытое общество

Слайд 22Дж.Гэлбрейт (1908-2006)


Слайд 23Постиндустриальное общество, информационное, постмодернистское, глобализирующееся (Д. Белл, Э. Гидденс)
Развитие науки,

значимость образования
Возникновение новых отраслей экономики (наукоемкое производство, освоение космоса)
Увеличивается количество занятых в сфере информации и услуг
Глобализация информационной сферы через Интернет (киберпространство)
Складывается единое мировое хозяйство
Риск – характерная черта информационного общества (техногенные катастрофы). Современный человек нуждается в онтологической безопасности




Слайд 24Постиндустриальное общество
Современное глобализирующееся социальное пространство требует транснациональных форм экономической и

политической жизни (Евросоюз, Таможенный союз)
Духовная жизнь отличается ценностным политеизмом
Детрадиционализация социальной жизни
Разложение национальной, культурной и гендерной идентичности, развитие космополитической солидарности
Сохраняющееся социальное неравенство сочетается с восходящей социальной мобильностью

Слайд 25Д.Белл (1919-2011)


Слайд 264. Экономическая (материальная) сфера
Является базисом любого типа общества
Включает отношение людей к

природе и отношение людей друг к другу
ПС (производительные силы) – те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее

Слайд 27Экономическая сфера
ПО (производственные отношения) возникают в процессе производства и включают отношение

к собственности, обмен, распределение и потребление продуктов
Техника – средства воздействия на природу, совокупность умений и навыков, искусство и мастерство человека

Слайд 28Социальная сфера
Социальная сфера = социальная структура, совокупность социальных групп: классов, социально-территориальных

и социально-этнических общностей

Слайд 29социальная структура


Слайд 30Социально-этнические общности
Род, совокупность родов – племя, объединение по кровнородственным связям
Народность

– неустойчивая общность, формирующаяся на основе культуры, языка и территории
Нация – устойчивая форма объединения людей, имеющая общность территории, экономики, языка, культуры и психологического склада (менталитет)


Слайд 31Классовое измерение социальной структуры (каста, сословие, класс, страта)
Касты и сословия -

традиционный тип общества
Классы (страты – уровень дохода, образовательный ценз и социальный статус) - нетрадиционный тип общества

Слайд 32Определение класса
Классы- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (В.И. Ленин)

Слайд 33В. Ленин (1870-1924)


Слайд 34Политическая сфера
Совокупность государственных и политических организаций, институтов, учреждений, регулирующих политические отношения

в обществе
Государство, партии, СМИ, общественные организации

Слайд 35Духовная сфера
Основа духовной сферы ценности (положительная/отрицательная значимость объектов). Различаются по:
содержанию –

экономические, политические, социальные, духовные
субъекту – личностные, групповые, общечеловеческие

Слайд 36Определение понятия «духовная сфера»
Духовная сфера есть мир моральных, эстетических и религиозных

ценностей, выражается через общественное сознание, представляющее собой совокупность идей, взглядов, традиций, иллюзий, представлений данной эпохи

Слайд 37Структура общественного сознания
Уровни: теоретический (идеология), эмпирический – общественная психология
Формы общественного сознания


Слайд 38Уровни общественного сознания
Общественная психология – слухи, сплетни, мода, психология отдельных социальных

групп. Массовое измерение общественной психологии дает возможность манипулировать общественным сознанием
Идеология – политические программы, ценностно-смысловое знание о социальном мире, потребностях, интересах и способах реализации общих социальных целей

Слайд 39Формы общественного сознания
Политическое сознание
Правосознание
Моральное сознание
Эстетическое сознание
Религиозное сознание


Слайд 40выводы
Современное общество – сложный социальный организм, развивающийся в глобальном социальном пространстве


Слайд 41глоссарий
Общество, глобализация, культурная и гендерная идентичность, ценностный политеизм, род, племя, народность,

нация, класс, страта, идеология

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика