Слайд 1Роль Л.С. Выготского, Ж. Пиаже,
К.М. Гуревича и др. в объяснении
механизмов развития и формирования интеллекта.
Выполнила студентка
3 курса специальность
«Дошкольная дефектология»
Городилова М.В.
Предмет «Клиника интеллектуальных нарушений»
Слайд 2Л.С. Выготский
Культурно-историческая теория
формирования высших психических функций
проблема интеллекта решается как
проблема умственного развития ребенка, а термин «интеллект» отождествляется с понятийным мышлением.
главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры внешней, социально-символической деятельности (совместно со взрослым, опосредованной знаками)
основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей.
Слайд 3Ж. Пиаже
Операциональная концепция интеллекта
интеллект – это наиболее совершенная форма адаптации субъекта
с внешним миром.
Внутренним регулятором развития интеллекта выступает фактор равновесия субъекта с реальностью.
Адаптация – достигнутое равновесие, состояние скомпенсированных субъектно-объектных взаимодействий.
Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов:
– ассимиляции,
– аккомодации.
Слайд 4Интеллектуальное развитие Пиаже
Характеризуется движением:
от общей эгоцентричности (объективна та реальность, которая
выявляется в непосредственном восприятии и непосредственном действии)
к интеллектуальной децентрации (объективной группировке объектов и их отношений).
последовательность стадий в трансформации совершаемых ребенком действий.
Слайд 6К. М. Гуревич, Н. С. Лейтес и др.
Интеллект как предпосылка
обучения - природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний.
Показатели обучаемости:
уровень обобщенности знаний,
широта их применения,
быстрота усвоения,
темп продвижения в учебе.
Слайд 7К. М. Гуревич, Н. С. Лейтес и др.
Подчеркивается необходимость разведения
понятий «интеллект», «обучаемость» и «уровень умственного развития».
Умственное развитие – это характеристика способов, форм и содержания мышления.
Слайд 8К. М. Гуревич, Н. С. Лейтес и др.
Уровень умственного развития:
отражает наиболее типичные, общие, характерные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий;
характеризует подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива;
является основой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий.
Слайд 9Психологическая природа интеллекта
Интеллект - общая способность, определяющая успешность выполнения любых задач.
Под
способностями понимаются:
когнитивные способности, различающиеся разной степенью специфичности для конкретной деятельности;
способность к системной организации целого, с мгновенным выявлением основного проблемного противоречия исходной ситуации;
способность к самостоятельному приобретению новых знаний;
адаптационная способность.
Слайд 10Психологическая природа интеллекта
2. В структуре интеллекта различают врожденные способности, независимые
от степени приобщенности к культуре, и приобретенные в ходе социализации знания и умственные навыки.
Врожденные способности сводятся к психофизиологическим свойствам центральной нервной системы.
Приобретенные знания и умственные навыки являются мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.
Слайд 11Психологическая природа интеллекта
3. Трудность в разведении врожденных способностей и приобретенных знаний
и умственных навыков может привести к их отождествлению. В этом случае интеллект отождествляется с умственным развитием.
4. Основная тенденция социокультурных влияний на познавательные возможности человека заключается в появлении способности к категориальному мышлению. В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением.
Слайд 12Психологическая природа интеллекта
5. Под интеллектом понимается система познавательных процессов. Трактовка природы
познавательных процессов различается:
процессы, отвечающие за переработку информации (методологический солипсизм);
формы активного познавательного отражения действительности (теория деятельности).
6. Включение в структуру интеллекта регуляторных и мотивационных компонентов.
Слайд 13Психологическая природа интеллекта
Операционально-процессуальный подход в анализе интеллектуальной деятельности позволяет развести понятия
мышления и умственных способностей.
Мышление - непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения условий и требований решаемых задач и способов их решения.
Умственные способности – сформировавшаяся в процессе мышления совокупность умственных операций, которые мышление порождает, но к которым не сводится.