Кафедра Государственного управления
и национальной безопасности
1
Кафедра Государственного управления
и национальной безопасности
1
ВОПРОСЫ
Роли, функции, характеристики, качества и авторитет
руководителя.
2. Лидерство, стили руководства, влияние и власть.
3. Контролирующее поведение руководителя.
2
3
5
РОЛЬ АДМИНИСТРАТОРА
РОЛЬ ПЛАНИРОВЩИКА
РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
Главные задачи этой роли — оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений, как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них, концентрация ресурсов.
Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному риску, при этом всячески минимизируя его.
6
Более близкая к российским условиям классификация ролей руководителя
6-1
координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
информирование сотрудников;
интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
7
формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности.
формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
8
9
9-1
10
Разделение руководителей по гендерному признаку
11
Разделение руководителей по гендерному признаку
Здоровье
13
14
15
Интеллект
17
Авторитет руководителя
18
Лидерство
20
Поведенческий подход. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а, скорее, его манерой поведения по отношению к подчиненным.
21
Исследователями было отмечено, что в различных ситуациях эффективные руководители обнаруживали различные личные качества, то есть эффективность руководства имеет ситуационный характер.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
22
Демократический стиль имеет превосходство в трудовой мотивации, удовлетворенности трудом, качестве работы.
Попустительский стиль коррелирует с наиболее низкой производительностью и групповой идентификацией, часто сопровождается ростом фрустраций и агрессивности среди членов коллектива, ведет к его распаду. В группах обычно наблюдается низкая трудовая дисциплина, нередко появляются неформальные лидеры с негативным характером деятельности по отношению руководителю и организации.
Модификации авторитарного стиля руководства
26
Формализованные управленческие позиции
Строгое подчинение организационному порядку, установленному нормативно-правовыми актами, и стремление к их неукоснительному исполнению. Бюрократизм возникает постепенно и проявляется в «разбухании» управленческого аппарата, усложнении принятия управленческого решения, увеличении количества совещаний, откладывании окончательных решений «на потом», стремлении избежать ответственности и др.
Бюрократическая
26-2
Гуманистическая
Демократическая
Равноправие в отношениях, принятие решений на основе предложений, выражающих интересы и мнения большинства подчиненных;
26-3
Персонализованные управленческие позиции
Предоставление свободы в выборе форм и методов творческой деятельности подчиненных, внедрение и поощрение их инициативы и самореализации.
Инновационная
26-4
Власть подчиненных. Подчиненные могут иметь власть над руководителем, так как последний зависит от них в отдельных вопросах. Это необходимость поиска и обработки для принятия решений сложной информации; неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя; влияние, которое может оказывать подчиненный на своих коллег; способности подчиненных выполнять задания с наилучшим результатом. Кроме того, власть подчиненных может заключаться в доступе к информации, специалистам и инструментарию.
Итак, для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять – необходимо иметь основу власти.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, выгодные рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п.
33
Необходимость контроля обуславливается неопределенностью в изменениях внешней и внутренней среды организации и связанной с ней изменением условий, которые, в свою очередь, влияют как на способы достижения поставленных целей, так и на актуальность самих целей организации.
Неопределенность, нельзя полностью устранить, она определяется рядом факторов, основными из которых являются:
неопределенность внешней среды;
неопределенность, связанная с действием конкурентов, взаимодействующих и обеспечивающих организаций;
неопределенность поведения людей.
Правила контроля
35
Возможные состояния контроля
бесконтрольность
формальный контроль
реальный контроль
полный (тотальный) контроль
Состояние бесконтрольности
Антиподом состояния бесконтрольности является полный (тотальный) контроль, при котором даже мельчайшее изменение состояние организации, поведения ее членов находится под неусыпным вниманием субъекта контроля (руководителя). На это затрачивается такое количество энергии руководителя, такой потенциал организации, которые многократно превышают объективно необходимый уровень затрат для достижения поставленных целей. Со стороны персонала организации такой контроль вызывает раздражение.
Полный (тотальный) контроль
37
Формальный контроль
Контроль, исходящий из учета подлинных условий действительности, основанный на фактах и соответствующий им, оказывающий нужное действие, имеющий силу воздействия. Такой контроль воспринимается как положительная, позитивная, конструктивная деятельность, способствует достижению запланированных целей, помогает делу. Персонал организации получает объективную оценку результатам своей деятельности, вырабатываются и реализуются корректирующие воздействия на поведение персонала, оценивается эффективность этих воздействий.
Реальный или действенный контроль
38
своевременно обнаружить неизбежные в деятельности любой организации нарушения, изъяны, ошибки, промахи в работе с персоналом и оперативно принять необходимые меры для их устранения.
результаты контроля служат основой оценки работы персонала организации за определенный период, эффективности и надежности системы управления ею.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть