Риторика вчера и сегодня презентация

Содержание

Риторика: вчера и сегодня

Слайд 2Риторика: вчера и сегодня


Слайд 3Взгляд в прошлое. Риторика античности
Изначально - Риторика софистов (V век до

н.э.) практические приемы по доказательству своего мнения относительно предмета.

Основные представители: Коракс, Эмпедокл, Тисий, Протагор, Горгий, Демосфен, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.
Открытие первых школ обучения ораторскому искусству (Тисий, Горгий – первая школа в Афинах).

Написание учебных и научных трудов:
Марк Туллий Цицерон - «О нахождении», «Топика», «Оратор», «Брут» и «Об ораторе»
Квинтилиан - полный античный учебник по красноречию «Риторические наставления» в 12 книгах



Слайд 4Античные философы осмысляли:
Типы красноречия : политическое, судебное, торжественное (эпидейктическое)
Фигуры речи и

тропы
Структуру публичного выступления

Элементы речи:
1) нахождение (inventio), т. е. систематизация материала,
2) расположение матери­а­ла (dispositio), его композиция,
3) словесное выражение (elocutio),
4) запомина­ние (memoria), учение о профессиональной ораторской памяти
5) произнесение (pronunciatio, actio), учение об интонации, мимике, жестах, способствующих успеху речи.




Слайд 5Риторика Аристотеля
Основы научной дисциплины «Риторики» в работах «Риторика», «Топика» и «О

софистических опровержениях»
Основная цель риторики - развивать способность убеждения.


Аристотель представил:
место риторики в системе наук
виды аргументов,
разряды слушателей,
роды риторических речей и их коммуникативные цели. Элементы речи: этос, логос и пафос,
требования к стилю,
композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.


Слайд 6Риторика в России
Приход риторики из Европы через Польшу и Украину.
Михаил Ломоносов

– «Риторика» 1748 год.

Начало 20 века – распад риторики на лингвистические дисциплины (стилистика, теория литературы и др.)

60-70 годы 20 века – возрождение интереса к риторике («неориторика»). Приоритет прагматического прикладного компонента в изучении риторических проблем. Изучение риторики как искусства эффективного общения (начиная со школы).

Слайд 7Риторика сегодня. Наука об эффективном общении


Слайд 8Речевая ситуация
«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета,

о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» Аристотель

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ:
КТО - КОМУ - ГДЕ - КОГДА - ПОЧЕМУ - ЗАЧЕМ

А какова специфика
учебной речевой ситуации (УРС)?


Слайд 9Работаем :)
В группе из 4 человек составьте описание УРС по схеме.

Обменяйтесь

данными.

Представьте речь от лица главного героя описанной ситуации.


Слайд 10Эффективное общение
Эффективность коммуникации в речевом воздействии – достижение говорящим своих целей

посредством общения.

ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
информационная — донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;
предметная — что-либо получить, узнать, изменить в пове­дении собеседника;
коммуникативная — сформировать определенные отноше­ния с собеседником.




Слайд 11Речевое воздействие
Эффективное
(достигнуты все 3 цели*)
Результативное
(не достигнута
коммуникативная цель)


Слайд 12— Передайте, пожалуйста, соль!
— Пожалуйста!

— Передайте, пожалуйста, соль!
— Простите, здесь соли

нет.

— Дайте соль!
— А почему так грубо?

— Передайте, пожалуйста, соль!
— Что?

— Передайте, пожалуйста, соль!
— На!


Слайд 13Работаем :)
В парах составьте примеры эффективных, результативных и неэффективных диалогов.
(2 примера)

– 3 минуты.

Слайд 14Эффективное речевое воздействие = достижение целей + сохранение баланса отношений (коммуникативного

равновесия).

Коммуникативное равновесие — отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и его представлением о собственном достоинстве.

коммуникативная аксиома — со всеми людьми надо поддерживать ком­муникативное равновесие.


Слайд 15Коммуникативное равновесие
Горизонтальное – общение на равных с учетом норм этикета, вежливости

и уважения.
Вертикальное – соблюдение норм общения «по вертикали» (начальник — подчиненный; старший — младший, и др.).

Слайд 16Правила эффективного речевого воздействия (И.А. Стернин)
Фактор соблюдения коммуникативной нормы
Фактор установления контакта

с собеседником
Фактор содержания речи
Фактор языкового оформления
Фактор стиля общения
Фактор объема сообщения
Фактор расположения информации
Фактор адресата


Слайд 17НОРМЫ ОБЩЕНИЯ
ЭТИЧЕСКИЕ (отсутствие грубости, жаргонизмов, шаблонности, достоверность информации)
КОММУНИКАТИВНЫЕ (уместность, информативность, убедительность,

эффективность речи)
РЕЧЕВЫЕ (точность, логичность, выразительность, богатство речи)
ЯЗЫКОВЫЕ (правильность ударений, словообразования, построения фраз, точность использования слов и др.)


Слайд 18СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ☺


Слайд 19Демонстрация античного красноречия


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика