Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой развития презентация

Содержание

Цель исследования Объект исследования Предмет исследования определить содержание психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития процесс психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной готовности к школьному обучению старших

Слайд 1«Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой

психического развития»

Выполнила:
студентка группы ЗФ-306/132-2-1
Лящук Анастасия Николаевна

Научный руководитель:
Васильева Виктория Сергеевна
к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ


Слайд 2Цель исследования
Объект исследования
Предмет исследования
определить содержание психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной готовности к

школьному обучению детей с задержкой психического развития

процесс психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития

особенности психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития


Слайд 4Методы исследования:


Слайд 5Анализ литературы

теория готовности к школьному обучению (Л.И.Божович,
Л.А.Венгер,
Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,

Е.Е.Кравцова,
Г.Г.Кравцов, Н.В. Нижегородцева, Д.Б.Эльконин и другие);

теория общения и коммуникации (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев,
Б.Ф.Ломов,
М.И.Лисина,
М.С.Каган,
Б.Ф.Парыгин, Г.М.Андреева, Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская и другие);



Слайд 6Анализ литературы


концепция психолого-педагогической поддержки
(О.С.Газман, Т.В.Анохина, В.Зарецкий, А.Асмолов, Е.А.Александрова, М.В.Алешина, К.Ванстром,

П.Заавал, П.Понте, Д.Романо, Н.П.Крылов, Н.Н.Коваленко, Т.В.Фролова, С.М.Юсфина, И.Ю.Шустова и другие);

теория развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов,
В.С.Мухина,
О.С.Солодилова и другие).


Слайд 7Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной готовности
к школьному обучению детей с ЗПР
Целенаправленное

развитие коммуникативной деятельности

Организация и реализация объективной психолого-педагогической поддерживающей деятельности

Осуществление мягкого психолого-педагогического коррекционного воздействия для устранения отклоняющегося развития

Принципы содержательно-функциональной организации структуры психолого-педагогической системы

Последовательной оптимизации деятельности

Преемственности в усложнении требований

Вариативности содержания развивающего материала

Учета возрастных и индивидуальных особенностей

Концептуальности

Диалогичности

Развития

Условия содержательно-функциональной организации структуры психолого-педагогической системы

Реализация в строго определенном временном отрезке

Использование адекватного материала

Равномерность распределения
определяющих направлений

Целенаправленность, последовательность, систематичность взаимодействия

Учет текущего состояния субъектов взаимодействия

Наличие высококвалифицированных, специалистов

Направления психолого-педагогического сопровождения как

Развивающее

Поддерживающее

Коррекционно-развивающее

Обучение
грамоте

Развитие
речи

Риторика

Информационная поддержка

Психоэмоциональная поддержка,

Психодвига тельная поддержка

Эмоциональная коррекция

Функциональная коррекция

Рефлексивности

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной готовности
к школьному обучению детей с ЗПР


Слайд 8Практическая значимость исследования


Слайд 9База исследования
ГККП «Ясли-сад №9»
Г.Костаная

База исследования
ГККП «Ясли-сад 16»
Г.Костаная

теоретический анализ литературы (2013

- 2014 г.г.)
разработка программы исследования (2014 – 2015 г.г.)
проведение исследования, получение и анализ результатов, разработка методических рекомендаций (2014 - 2016г.г.).

Сроки проведения исследования: с 2013 по 2016г.

Этапы:


Слайд 11Уровень развития коммуникативных способностей ребенка с ЗПР можно оценить по следующим

критериальным показателям:

Слайд 13 Качественно-количественная методики речевой диагностики О.Б.Иншаковой и В.В.Коновалснко, С.В.Коноваленко:


Слайд 14Таблица 1. Расчет первичных показателей речевой диагностики на начало психолого –

педагогического эксперимента

Слайд 15Таблица №3 Сравнительные показатели динамики абсолютных показателей диагностики в процессе эксперимента
Для

детей экспериментальной группы характерным является):
Относительно свободное, без особых затруднений, владение собственными артикуляционными возможностями, сопровождающееся легкостью переключения с предыдущих артикуляций на последующие без относительно к уровню сложности последующей артикуляционной позиции. Исключение составляют случаи наличия органически обусловленных трудностей, которые в свою очередь под воздействием системы приобретают эффект «частичного затирания» и облегчают артикуляцию.
Звукопроизносительные навыки в большинстве своем отличаются полной завершенностью и открывают ребенку широкое поле возможностей, а, следовательно, увеличивают пропускную способность к оперированию информацией, имеющей различную структурно-семантическую организацию.
Качественно высокие характеристики отмечаются по блокам фонематического восприятия, анализа и синтеза. Тем самым, определяя высокий уровень трансформационных навыков, значительно увеличивающих активную позицию ребенка как социального субъекта действительности, предоставляя ему возможности социальной гибкости крайне необходимой в рамках учебной деятельности.
Высокие показатели по блоку слоговой структуры позволяют отметить расширение спектра навыков приема и передачи информации разного уровня сложности и ее адекватного содержательного оценивания.
Качественный прирост уровня сформированности навыков седьмого блока - словаря - «высвобождает» ребенка из «тисков» узких семантических привязок, предлагая огромный спектр свободы оперирования навыками передачи и восприятия оттенков и нюансов информационного потока.
По блоку словоизменения подобное развитие (качественное) указывает на расширение у дошкольников функциональных возможностей к трансформации информации в соответствии с учетом ее организации.
Приращение по блоку словообразования позволяет ребенку максимально актуализировать навыки сочувствия, сопереживания и реализовать эмпатические навыки.
Десятый блок, характеризующий интегральные коммуникативные навыки показывает, прежде всего, общий коммуникативный уровень ребенка. Качественный прирост развития данных навыков свидетельствует о комплексном овладении коммуникативными механизмами характерными для данной деятельностной среды.

Слайд 16Диаграмма 1. Уровень развития коммуникативных навыков в контрольной и экспериментальной группах

на начало эксперимента

Нами была принята критическая величина данного показателя равная 0,01. При проверке полученных значений t-критерия с таблицей критических значений можно легко заметить, что в процессе эксперимента по всем блокам наблюдается расхождение показателей контрольной и экспериментальной групп, позволяющая заключить, что предложенная нами система работает. Данный вывод подкрепляется тем, что на начало эксперимента различия между группами наблюдались лишь по двум блокам из десяти, а на заключительной стадии - уже по всем выделяемым коммуникативным навыкам.


Слайд 17Подобная ситуация не в последнюю очередь вызвана тем, что на начало

эксперимента данная группа навыков была крайне низко развита - как в контрольной, так и в экспериментальной группах дети не смогли успешно выполнить в рамках первичной диагностики ни одной задачи ни самостоятельно, ни при помощи взрослых.

Слайд 18Таблица 4. Динамика показателей коммуникативной активности по методу экспертных оценок


Слайд 19Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что на основании результатов итогового

этапа эксперимента, целью которого явилась оценка уровня сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития: навыка передачи информацию; навыка восприятия и адекватной оценки тематической информации; навыка активного слушания; навыка взаимодействия с членами коллектива; навыков сопереживания, сочувствования, проявления эмпатии; навыка адекватной оценки себя и других; навыка принятия и понимания мнения другого и сравнение ее с динамикой показателей коммуникативной активности, можно утверждать следующее:
Во-первых, динамика абсолютных балльных показателей, показывающих успешность выполнения ребенком отдельных заданий в рамках блоков речевой диагностики в сравнении контрольной и экспериментальной групп показывает, что в процессе функционирования системы психолого-педагогического сопровождения коммуникативные навыки развиваются более динамично. Данный вывод подтверждается превышением соотношения развития навыков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 30,46%.
Во-вторых, анализ результатов первичной статистической обработки наглядно иллюстрирует преобладающее развитие коммуникативных навыков в среднем по экспериментальной группе по сравнению с аналогичными показателями контрольной на 20,5%. При этом преобладание среднего уровня развития в экспериментальной группе также наблюдается в девяти из десяти блоков выде­ленных коммуникативных навыков. Наибольшее изменение в процессе эксперимента наблюдается по пятому блоку заданий, диагностирующему навыки взаимодействия с членами коллектива.
В-третьих, проверка на статистическую достоверность с помощью расчета t-критерия Стьюдента, при принятии критической величины данного показателя равной 0,01 показала, что в процессе эксперимента по всем блокам наблюдается расхождение показателей контрольной и экспериментальной групп, позволяющая заключить, что предложенная нами системы психолого-педагогического сопровождения работает. Таким образом, можно констатировать, что изменения в уровне коммуникативных навыков произошли в результате функционирования системы психолого-педагогического сопровождения.
В-четвертых, коммуникативная активность детей за время эксперимента значительно увеличилась, что выражается в увеличении инициативы направленной на поиск новой деятельностной среды у контрольной группы более чем два раза, у экспериментальной - в 3,25 раза; снижении фиксации на игровой деятельности у контрольной группы на 22,52%, а у экспериментальной - на 43% (т.е. практически в два раза); увеличении легкости переключения детей с игровой деятельности в чистом виде на деятельность, содержащую элементы учебной: в контрольной группе — более чем в два раза, в экспериментальной - 3,2 раза. Подобный рост активности можно объяснить естественным процессом взросления детей и действиями педагогов, направленных на формирование коммуникативных компонентов готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В-пятых, преобладание коммуникативной инициативы на 44,58%, более низкий на 26,43% уровень фиксации на игровой деятельности и оценка легкости переключения с игровой на учебную деятельность у детей экспериментальной группы превышающая аналогичную у контрольной на 46,6% говорит о более эффективном воздействии психолого-педагогической системы на уровень коммуникативной активности по сравнению с традиционной программой дошкольного образовательного учреждения.
В-шестых, расчет коэффициента корреляции Пирсона между показате­лями коммуникативной активности и динамикой развития коммуникативных навыков, равного 0,22, показывает на существование прямой зависимости между уровнем коммуникативной активности и развитием коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.)


Слайд 20Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика