Коломиец Ольга Михайловна –
автор компетентностно-деятельностного подхода в высшем обр-и,
представитель системно-деятельностного подхода в образовании, почетный работник системы образования,
участник группы по разработке ФГОС общего обр-я,
педагог-психолог, преподаватель вуза, учитель, преподаватель
- Первый МГМУ имени И.М. Сеченова,
доцент кафедры ТиТОВШ, канд. пед. наук, доцент
- Федеральный центр аккредитации специалистов в области
здравоохранения, главный специалист
- Институт профессионального развития педагога,
директор, профессор
- МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра психологии образования и педагогики,
Учебный центр по переподготовке работников сферы
образования
- Всероссийский школьно-вузовский кластер,
научный руководитель e-mail: kolom-olga@mail.ru
моб.тел. 8-910-45-45-604
Слайд 2 И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
Слайд 3 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него личностный смысл,
Слайд 4 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него личностный смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
Слайд 5 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него личностный смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
Слайд 6 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
Слайд 7 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
Слайд 8 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
ему велели учить наизусть.
Слайд 9 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
ему велели учить наизусть.
= Он хотел бы сам искать знания,
Слайд 10 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
ему велели учить наизусть.
= Он хотел бы сам искать знания,
ему они даются в готовом виде.
Слайд 11 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
ему велели учить наизусть.
= Он хотел бы сам искать знания,
ему они даются в готовом виде.
И тогда ученик научился тому,
чему он никогда бы не научился в других условиях.
Слайд 12 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
ему велели учить наизусть.
= Он хотел бы сам искать знания,
ему они даются в готовом виде.
И тогда ученик научился тому,
чему он никогда бы не научился в других условиях.
Он научился лгать и притворяться».
Слайд 13 «И сотворили люди Образование так, как велел им дьявол.
=
Ученику нравится сознавать,
что его учение имеет для него смысл,
поэтому все устроено так, чтобы он
не видел истинного смысла учения для себя.
= Ученик любит говорить,
ему приказали молчать.
= Ученик стремится понять,
ему велели учить наизусть.
= Он хотел бы сам искать знания,
ему они даются в готовом виде.
И тогда ученик научился тому,
чему он никогда бы не научился в других условиях.
Он научился лгать и притворяться».
Адольф Ферьер
Слайд 14Тема 1
Психолого-педагогические условия
овладения учащимся образовательными результатами
на основе
психологического процесса
«усвоения»/«присвоения»
учебного материала
Слайд 17Рассматриваемые вопросы:
1.Функция образовательного
процесса.
2. Образовательные результаты.
3. Психологический процесс «усвоения»/«присвоения» учебного материала.
4. Психолого-педагогические условия овладения учащимся образовательными результатами.
.
Слайд 19
Образовательные результаты - ?
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
(Чему учить?)
Слайд 20
Компетенция – это способность и готовность специалиста выполнить «нормативную» деятельность в
социально-профессиональной ситуации в соответствии с его морально-нравственными и личностно-профессиональными характеристиками.
Слайд 21
Компетенция – это
1) способность и готовность специалиста
2) выполнить «нормативную» деятельность
3) в социально-профессиональной ситуации
4) в соответствии с его
морально-нравственными и
личностно-профессиональными характеристиками.
Слайд 23
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЕТЕНЦИИ
1. Компетенция выступает системообразующим элементом образовательного процесса в высшей школе.
Слайд 24Компетенция – это
1) способность и готовность специалиста (субъекта)
2) выполнить «нормативную»
деятельность
3) в социально-профессиональной
ситуации
4) в соответствии с его
морально-нравственными и
личностно-профессиональными характеристиками.
Слайд 25
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЕТЕНЦИИ
2. Компетенция является
психологической категорией.
Слайд 26 Предметные области знания
преподавателя
для формирования компетенций
у учащегося
ПЕДАГОГИКА
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 27 Предметные области знания
преподавателя
для формирования компетенций
у учащегося
3 ПЕДАГОГИКА
1 ПСИХОЛОГИЯ
2 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 28
«Идеальное есть не что иное как материальное,
пересаженное в
голову и преобразованное в ней.»
К. Маркс
Слайд 32 Петр Яковлевич Гальперин
Теория
поэтапного
формирования
умственных
действий и
понятий
(формирование
умственной мыслительной деятельности)
ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА РЕШЕТОВА
Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат премии Президента РФ,
участник Великой Отечественной войны
Слайд 34СЕМИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИДЕЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
Слайд 35Талызина Нина Федоровна –
доктор психологических наук, профессор МГУ
им. М.В.
Ломоносова,
академик РАО,
Заслуженный деятель науки РФ,
Лауреат премии Президента РФ
«УСВОЕНИЯ» / «ПРИСВОЕНИЯ»
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Самоконтроль
(эталон, ключ)
самооценка
(норматив.
критерии)
самокоррекция
(ОТ,ОК,схемы,др.)
Рефлексия: цель – продукт/
результат
Слайд 391. Определите, на что ориентируется человек в процессе выполнения деятельности.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Слайд 411. Определите, на что ориентируется человек в процессе выполнения деятельности.
Психика /психический
образ выступает в своей
ориентировочной функции по отношению к
выполняемой человеком практической
деятельности. (А.Н. Леонтьев)
Слайд 421. Определите, на что ориентируется человек в процессе выполнения деятельности.
Психика /психический
образ выступает в своей
ориентировочной функции по отношению к
выполняемой человеком практической
деятельности. (А.Н. Леонтьев)
Психический образ
Слайд 431. Определите, на что ориентируется человек в процессе выполнения деятельности.
Психика /психический образ выступает в своей
ориентировочной функции по отношению к
выполняемой человеком практической
деятельности. (А.Н. Леонтьев)
Психический образ
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Слайд 452. Определите, психический образ у человека:
- передается по
наследству,
- формируется в познавательной деятельности.
Слайд 462. Определите, психический образ у человека:
- передается по
наследству,
- формируется в познавательной деятельности.
Психический образ (окружающего нас мира) не
передается наследственным путем, а задается извне
- из внешней деятельности человека.
(Решетова З.А.)
Слайд 472. Определите, психический образ у человека:
- передается по
наследству,
- формируется в познавательной деятельности.
Психический образ (окружающего нас мира) не
передается наследственным путем, а задается извне
- из внешней деятельности человека.
(Решетова З.А.)
В учебном процессе это ..?
Слайд 482. Определите, психический образ у человека:
- передается по
наследству,
- формируется в познавательной деятельности.
Психический образ (окружающего нас мира) не
передается наследственным путем, а задается извне
- из внешней деятельности человека.
(Решетова З.А.)
В учебном процессе это ..?
Учебно-исследовательская деятельность.
Слайд 492. Определите, психический образ у человека:
- передается по
наследству,
- формируется в познавательной деятельности.
Психический образ (окружающего нас мира) не
передается наследственным путем, а задается извне
- из внешней деятельности человека.
(Решетова З.А.)
В учебном процессе это ..?
Учебно-исследовательская деятельность.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Слайд 51
3. Определите, что собой являет схема ООД?
В познавательной деятельности формируется
схема ООД.
Она представляет систему условий,
которая не только обеспечивает,
но и «вынуждает» учащегося
«поступать правильно и только правильно».
(П.Я. Гальперин)
Слайд 52
3. Определите, что собой являет схема ООД?
В познавательной деятельности формируется
схема ООД.
Она представляет систему условий,
которая не только обеспечивает,
но и «вынуждает» учащегося
«поступать правильно и только правильно».
(П.Я. Гальперин)
Систему условий действовать правильно.
Слайд 53
3. Определите, что собой являет схема ООД?
В познавательной деятельности формируется
схема ООД.
Она представляет систему условий,
которая не только обеспечивает,
но и «вынуждает» учащегося
«поступать правильно и только правильно».
(П.Я. Гальперин)
Систему условий действовать правильно.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Слайд 55
4. Определите, какой должна быть схема ООД, чтобы
деятельность учащегося была правильной.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
Слайд 64 5. Определите, каким образом можно организовать «пересаживание» материальной схемы
ООД в «умственный план» учащегося.
Слайд 65 5. Определите, каким образом можно организовать «пересаживание» материальной схемы ООД
в «умственный план» учащегося.
«Переход» схемы ООД из материальной формы в умственную осуществляется на основе решения практических задач посредством разных форм речи (громкой речи, речи про себя, умственной речи) и разных форм деятельности (совместной, распределенной; полураспределенной; индивидуальной).
(Гальперин П.Я.)
Слайд 66 5. Определите, каким образом можно организовать «пересаживание» материальной схемы ООД
в «умственный план» учащегося.
«Переход» схемы ООД из материальной формы в умственную осуществляется на основе решения практических задач посредством разных форм речи (громкой речи, речи про себя, умственной речи) и разных форм деятельности (совместной, распределенной; полураспределенной; индивидуальной).
(Гальперин П.Я.)
1) на основе решения задач;
Слайд 67 5. Определите, каким образом можно организовать «пересаживание» материальной схемы ООД
в «умственный план» учащегося.
«Переход» схемы ООД из материальной формы в умственную осуществляется на основе решения практических задач посредством разных форм речи (громкой речи, речи про себя, умственной речи) и разных форм деятельности (совместной, распределенной; полураспределенной; индивидуальной).
(Гальперин П.Я.)
1) на основе решения задач;
2) используя разные формы речи (-громкая речь,
-речь про себя,
-умственная речь);
Слайд 68 5. Определите, каким образом можно организовать «пересаживание» материальной схемы ООД
в «умственный план» учащегося.
«Переход» схемы ООД из материальной формы в умственную осуществляется на основе решения практических задач посредством разных форм речи (громкой речи, речи про себя, умственной речи) и разных форм деятельности (совместной, распределенной; полураспределенной; индивидуальной).
(Гальперин П.Я.)
1) на основе решения задач;
2) используя разные формы речи (-громкая речь,
-речь про себя,
-умственная речь);
3) в разных формах деятельности
(-совместной, распределенной;
-полураспределенной;
-индивидуальной).
Слайд 69 5. Определите, каким образом можно организовать «пересаживание» материальной схемы ООД
в «умственный план».
«Переход» схемы ООД из материальной формы в умственную осуществляется на основе решения практических задач посредством разных форм речи (громкой речи, речи про себя, умственной речи) и разных форм деятельности (совместной, распределенной; полураспределенной; индивидуальной).
(Гальперин П.Я.)
1) на основе решения задач;
2) используя разные формы речи (-громкая речь,
-речь про себя,
-умственная речь);
3) в разных формах деятельности
(-совместной, распределенной;
-полураспределенной;
-индивидуальной).
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полурас., индивид.)
Слайд 716.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Слайд 726.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Любая деятельность начинается с психологического
включения
в нее, что предполагает наличие у
человека мотивации и постановки цели.
(Педагогическая психология)
Слайд 736.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Любая деятельность начинается с психологического
включения
в нее, что предполагает наличие у
человека мотивации и постановки цели.
(Педагогическая психология)
С этапа психологического включения.
Слайд 746.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Любая деятельность начинается с психологического
включения
в нее, что предполагает наличие у
человека мотивации и постановки цели.
(Педагогическая психология)
С этапа психологического включения.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Психол.
включ-е:
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полурас., индивид.)
Слайд 766.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Любая деятельность начинается с психологического
включения
в нее, что предполагает наличие у
человека мотивации и постановки цели.
(Педагогическая психология)
С этапа психологического включения.
Определите составляющие этого этапа.
Слайд 776.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Любая деятельность начинается с психологического
включения
в нее, что предполагает наличие у
человека мотивации и постановки цели.
(Педагогическая психология)
С этапа психологического включения.
Определите составляющие этого этапа.
Мотивационный, целеполагание.
Слайд 786.Определите, с какого этапа начинается деятельность.
Любая деятельность начинается с психологического
включения
в нее, что предполагает наличие у
человека мотивации и постановки цели.
(Педагогическая психология)
С этапа психологического включения.
Определите составляющие этого этапа.
Мотивационный, целеполагание.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полурас., индивид.)
-целе-
пола-
гание
Слайд 807.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Слайд 81
7.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Мотивация возникает на этапе
осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
(В.В. Давыдов)
Слайд 82
7.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Мотивация возникает на этапе
осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
(В.В. Давыдов)
Мотивация возникает:
Слайд 837.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Мотивация
возникает на этапе осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
(В.В. Давыдов)
Мотивация возникает:
-- границы собственного знания и незнания,
умения и неумения;
Слайд 847.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Мотивация возникает на этапе
осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
(В.В. Давыдов)
Мотивация возникает:
-- границы собственного знания и незнания,
умения и неумения;
Мотивация к выполнению деятельности возникает
у человека, если содержание этой деятельности
имеет для него личностный смысл. (З.А. Решетова)
Слайд 857.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Мотивация возникает на этапе
осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
(В.В. Давыдов)
Мотивация возникает:
-- границы собственного знания и незнания,
умения и неумения;
Мотивация к выполнению деятельности возникает
у человека, если содержание этой деятельности
имеет для него личностный смысл. (З.А. Решетова)
-- содержание деятельности имеет
личностный смысл.
Слайд 867.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Положение 7
Мотивация возникает на этапе осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
Мотивация возникает:
-- границы собственного знания и незнания,
умения и неумения;
Мотивация к выполнению деятельности возникает
у человека, если содержание этой деятельности
имеет для него личностный смысл. (З.А. Решетова)
-- содержание деятельности имеет
личностный смысл.
Слайд 877.Определите, когда у человека возникает мотивация к
деятельности.
Положение 7
Мотивация возникает на этапе осознания
человеком границ собственного знания и незнания,
умения и неумения.
Мотивация возникает:
-- границы собственного знания и незнания,
умения и неумения;
Мотивация к выполнению деятельности возникает
у человека, если содержание этой деятельности
имеет для него личностный смысл. (З.А. Решетова)
-- содержание деятельности имеет
личностный смысл.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
Слайд 89
8.Определите, как можно формировать внимание у
учащегося.
Слайд 90
8.Определите, как можно формировать внимание у
учащегося.
Внимание – это
деятельность внутреннего
самоконтроля. (Н.Ф. Талызина)
Слайд 91
8.Определите, как можно формировать внимание у
учащегося.
Внимание – это
деятельность внутреннего
самоконтроля. (Н.Ф. Талызина)
Организовать деятельность самоконтроля
учащегося.
Слайд 92
8.Определите, как можно формировать внимание у
учащегося.
Внимание – это
деятельность внутреннего
самоконтроля. (Н.Ф. Талызина)
Организовать деятельность самоконтроля
учащегося.
Определите, что можно предложить учащемуся для
самоконтроля.
Слайд 93
8.Определите, как можно формировать внимание у
учащегося.
Внимание – это
деятельность внутреннего
самоконтроля. (Н.Ф. Талызина)
Организовать деятельность самоконтроля
учащегося.
Определите, что можно предложить учащемуся для
самоконтроля.
Эталон, «ключ».
Слайд 94
8.Определите, как можно формировать внимание у
учащегося.
Внимание – это
деятельность внутреннего
самоконтроля. (Н.Ф. Талызина)
Организовать деятельность самоконтроля
учащегося.
Определите, что можно предложить учащемуся для
самоконтроля.
Эталон, «ключ».
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Самоконтроль
(эталон, ключ)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
Слайд 96
9.Определите, в какой момент учебного занятия необходимо организовать самоконтроль учащимся своей
деятельности и почему.
Слайд 97
9.Определите, в какой момент учебного занятия необходимо организовать самоконтроль учащимся
своей деятельности и почему.
Момент времени после выполнения тестовой
работы или задания, решения задачи является
самым сензитивным (чувствительным)
для учащегося. (Н.Ф. Талызина)
Слайд 98
9.Определите, в какой момент учебного занятия необходимо организовать самоконтроль учащимся
своей деятельности и почему.
Момент времени после выполнения тестовой
работы или задания, решения задачи является
самым сензитивным (чувствительным)
для учащегося. (Н.Ф. Талызина)
После выполнения тестовой работы
или задания, решения задачи.
Слайд 99
10.Определите, почему необходимо формировать у учащегося на занятии адекватную
самооценку.
Слайд 100
10.Определите, почему необходимо формировать у учащегося на занятии адекватную самооценку.
Адекватная самооценка является одной из важных
характеристик личности.
(Психология личности)
Слайд 101
10.Определите, почему необходимо формировать у учащегося на занятии адекватную
самооценку.
Адекватная самооценка является одной из важных
характеристик личности.
(Психология личности)
Определите, как преподаватель может организовать на занятии деятельность самооценки учащегося.
Слайд 102
10.Определите, почему необходимо формировать у учащегося на занятии адекватную самооценку.
Адекватная самооценка
является одной из важных
характеристик личности.
(Психология личности)
Определите, как преподаватель может организовать на занятии деятельность самооценки учащегося.
Научить учащихся оценивать свою деятельность
по нормативным критериям оценивания.
Слайд 103
10.Определите, почему необходимо формировать у учащегося на занятии адекватную самооценку.
Адекватная самооценка
является одной из важных
характеристик личности.
(Психология личности)
Определите, как преподаватель может организовать на занятии деятельность самооценки учащегося.
Научить учащихся оценивать свою деятельность
по нормативным критериям оценивания.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Самоконтроль
(эталон, ключ)
самооценка
(норматив.
критерии)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
Слайд 105 11. Определите, какая форма деятельности учащегося должна быть организована
на занятии:
- контроль или самоконтроль,
- оценка или самооценка,
- коррекция или самокоррекция.
Слайд 106 11.Определите, какая форма деятельности учащегося должна быть организована на занятии:
- контроль или самоконтроль,
- оценка или самооценка,
- коррекция или самокоррекция.
Самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Слайд 107 11.Определите, какая форма деятельности учащегося должна быть организована на занятии:
- контроль или самоконтроль,
- оценка или самооценка,
- коррекция или самокоррекция.
Самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Самоконтроль
(эталон, ключ)
самооценка
(норматив.
критерии)
самокоррекция
(ОТ,ОК,схемы,др.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
Слайд 10911.Определите, какая форма деятельности учащегося должна быть организована на занятии:
- контроль или самоконтроль,
- оценка или самооценка,
- коррекция или самокоррекция.
Самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Почему?
Слайд 11011.Определите, какая форма деятельности учащегося должна быть организована на занятии:
- контроль или самоконтроль,
- оценка или самооценка,
- коррекция или самокоррекция.
Самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Почему?
Положение
Выполняемая человеком деятельность тогда имеет
для него личностный смысл (развивающий мотива-
цию), если по окончании деятельности он может
осуществить самоконтроль, самооценку и самокор-
рекцию продукта его деятельности.
Слайд 11111.Определите, какая форма деятельности учащегося должна быть организована на занятии:
- контроль или самоконтроль,
- оценка или самооценка,
- коррекция или самокоррекция.
Самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Почему?
Положение
Выполняемая человеком деятельность тогда имеет
для него личностный смысл (развивающий мотива-
цию), если по окончании деятельности он может
осуществить самоконтроль, самооценку и самокор-
рекцию продукта его деятельности.
Имеет личностный смысл для учащегося и
способствует развитию его мотивации.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Самоконтроль
(эталон, ключ)
самооценка
(норматив.
критерии)
самокоррекция
(ОТ,ОК,схемы,др.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
Слайд 113 12.Определите, что (главное) должен рефлексировать учащийся в конце выполненной
деятельности.
Слайд 114 12.Определите, что (главное) должен рефлексировать учащийся в конце выполненной
деятельности.
Положение
Организация рефлексии деятельности с помощью
категорий «цель-продукт» может быть
осуществлена с помощью понятийного аппарата
деятельностного подхода, системного подхода,
логики, конкретно-предметной области и др.
Слайд 115 12.Определите, что (главное) должен рефлексировать учащийся в конце выполненной
деятельности.
Положение
Организация рефлексии деятельности с помощью
категорий «цель-продукт» может быть
осуществлена с помощью понятийного аппарата
деятельностного подхода, системного подхода,
логики, конкретно-предметной области и др.
Какая была цель
и какой продукт достигнут.
Слайд 116 12.Определите, что (главное) должен рефлексировать учащийся в конце выполненной
деятельности.
Положение
Организация рефлексии деятельности с помощью
категорий «цель-продукт» может быть
осуществлена с помощью понятийного аппарата
деятельностного подхода, системного подхода,
логики, конкретно-предметной области и др.
Какая была цель
и какой продукт достигнут?
Новое знание занесите в ОТ-1.
УСВОЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ»
Психич.
образ
(ориен-
тиров-
ка)
Прак-
тичес-
кая
дея-
тель-
ность
Учебно-
исслед. деят-ть
Схема ООД
(система
условий
действовать
правильно)
Характеристики:
-полная
-обобщенная
-сист.-структ.
-построена учащимся
-понимаема, осознаваема
-легко применима
-предупреж-т ошибки
«переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Психол.
включ-е:
-моти-
вация
(-границы
знания/
незнания,
умения/
неумения
-личност.
смысл)
-целе-
пола-
гание
«Переход» схООД
в умств. план:
-решение задач,
-форма речи (гром.,
про себя, умств.)
-форма Д. (совм.,
полуинд., индивид.)
Самоконтроль
(эталон, ключ)
самооценка
(норматив.
критерии)
самокоррекция
(ОТ,ОК,схемы,др.)
Рефлексия: цель – продукт/
результат
Слайд 118
«Идеальное есть не что иное как материальное,
пересаженное в
голову и преобразованное в ней.»
К. Маркс
Слайд 122
БЛАГОДАРЮ
ЗА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ!