Слайд 1Психолого-педагогические условия достижения метапредметных результатов
в школе
Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ,
olga.zhebrovskaya@gmail.com
Слайд 2План
Проблемы и тенденции в системе образования.
Метапредметные результаты – что это?
С какими
психологическими проблемами сталкивается учитель?
Как обеспечить решение этих проблем и сохранить свое здоровье, время, хорошее настроение?
Слайд 4Ближайшие перспективы
Новое образовательное пространство
Развитие социального обучения (на основе социальных
сетей), его интеграция
в традиционный учебный процесс
Развитие смешанного обучения (традиционное + электронное)
Развитие неформального обучения (взаимного обучения,
обучения по требованию, обмен знаниями) – сращивание
формального и неформального обучения
Индивидуальные траектории обучения
для всех
Слайд 5
Новые требования к преподавателю и обучающемуся:
Слайд 6Главная проблема образования
Мы готовим людей к рабочим местам,
которых еще нет,
к использованию
информационных ресурсов,
которых пока не существует,
для решения проблем,
о существовании которых мы пока не знаем
Слайд 7Изменения в образовательном процессе
Традиционная форма реализации образовательного стандарта – урок, лекция,
семинар
Результат – знания умения и навыки по предмету в соответствии с требованиями стандарта.
Инновационная форма - организация самостоятельной работы обучающихся на занятии и вне его.
Результат – надпредметные понятия, ключевые компетентности, опыт социального взаимодействия
Слайд 8Учитель, преподаватель как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику должен
уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей», к которым относятся следующие:
сценарист и режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы вуза;
эксперт-консультант по «вопросам детства и юности», связанным со школьным и вузовским образованием;
исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии;
руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и вуза и осуществляемого ею социального партнёрства.
Лебедев О.Е.
Слайд 9Успешное осуществление этих ролей возможно лишь в том случае, если преподаватель,
участвующий в процессе внедрения стандартов, разделяет следующие актуальные ценности, составляющие основу педагогической профессии в реалиях XXI века:
профессиональная мобильность, в т.ч. ориентация на «образовательный Интернет»;
инновационное поведение по отношению к общепедагогическим и «предметным» аспектам собственной деятельности;
потребность в освоении развивающейся культурной среды;
гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии;
социальный оптимизм и компетентная гражданская позиция.
Лебедев О.Е.
Слайд 11УУД
Личностные.
Познавательные:
общеучебные учебные действия,
логические учебные действия,
постановка и решение проблемы.
Коммуникативные.
Регулятивные
Слайд 12Универсальные учебные действия
умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через
усвоение нового социального опыта, «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
Источник: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
Слайд 13Концепция развития универсальных учебных действий
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на
основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством академика РАО, заведующего кафедрой психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Александра Григорьевича Асмолова.
Статья в Википедии
Слайд 15 Личностные УУД
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е.
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 16Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Слайд 17Познавательные общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 18Знаково-символические УУД
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические УУД
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 19Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 2210. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Как в этом
разобраться?
Слайд 2310. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные умения
Личностные умения
[Деятельность,
в том числе познавательная,
в том числе учебная]
Слайд 2410. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Познавательные умения
Логические категории или типы учебного материала
Мышление
Умственные действия
Слайд 2510. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Речевая деятельность
Слайд 2610. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные умения
Слайд 2710. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 2810. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 29формирование регулятивных умений
развитие мышления и интеллектуальных способностей учащихся
развитие речи учащихся
формирование коммуникативных
умений
Педагогическая деятельность, направленная на:
Слайд 30формирование регулятивных умений
развитие мышления и интеллектуальных способностей учащихся
развитие речи учащихся
формирование коммуникативных
умений
Педагогическая деятельность направлена на:
Слайд 31Условная форма анализа урока
Был реализован системно-деятельностный подход
преобладала самостоятельная работа учащихся;
самостоятельная поисковая
работа поощрялась;
использовались конструктивные виды работ;
были созданы условия для формирования и развития УУД;
учащиеся были активны;
бОльшая часть работы была выполнена в классе, а не включена в домашнее задание;
домашнее задание было адекватным, творческим, мотивирующим;
были созданы условия для развития навыков исследовательской, проектной деятельности;
использование ИКТ было оправдано и грамотно.
Были созданы условия для развития мотивации учащихся
поощрение, создание ситуации успеха;
стимулирующее оценивание;
опора на жизненный опыт;
создание проблемных ситуаций;
побуждение к поиску альтернативных решений;
выполнение творческих заданий.
Слайд 32Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
1. Представить урок в виде
логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина на основе работ Б. Блума.
4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
5. Оценить примерный КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
Слайд 34Конструктор задач (Б. Блум, Л.С. Илюшин)
Слайд 36Современный ребенок: какой он?
(Фельдштейн Д.И., 2010)
↓ креативность, энергичность мышления, волевые качества,
понимание текста.
↑ эмоциональный дискомфорт, неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки, психические отклонения.
Слайд 37По наблюдениям учителей
мотивация – низкая, внешняя;
отношение к учебной деятельности – как
к неизбежному;
интеллектуальные возможности и способности - вымывается середина;
волевая сфера плохо развита;
саморегуляция – проблематична.
Слайд 38Современный ребенок живет в новом мире: объем знаний не будет иметь
ценности, главная ценность – умение думать свободно, творчески, креативно, продуктивное общение с другими людьми, социальный капитал и развитие.
Современный ребенок живет в ситуации многозадачности, его мозг работает в другом режиме, модель мышления отличается от нашей – линейной, она ближе к сетевой, для развития необходимо много визуальной информации.
Современный ребенок с трудом концентрируется на уроке, уровень его активности иногда близок к нулю. У него другие мышление и речь, другая деятельность.
Слайд 39Современный ребенок живет в цифровом мире, он не знает жизни без
Интернета и мобильных устройств.
Современный ребенок испытывает сенсорный, двигательный голод, который нельзя утолить в цифровом мире.
Современный ребенок – это коммуникатор, не всегда эффективный.
Современный ребенок очень нуждается в совете взрослых, в значимых взрослых.
Современный ребенок руководствуется главным вопросом: «Зачем»?
Слайд 40Надежды. Образовательная
экосистема
XXI века (по А. Кондакову)
Педагогика
Предоставляет
новые возможности
Ценности
Применимо
практически
Дается
в контексте
Теоретически
обосновывает
образовательный процесс
Запускает
образовательный процесс
Поддерживает
образовательный процесс
Технология
Содержание
Отвечают на вопрос «Почему?»
Мотивируют
Увлекают
Слайд 41Проблемы применения технологий
Потребность в экранной стимуляции.
«Клиповое» мышление школьников и студентов.
Доступ к
нежелательной информации.
Отсутствие родительской цензуры.
Отсутствие знаний о сетевом этикете.
Доступ к недостоверным сведениям, псевдонаучной информации.
Соблюдение научной этики и авторских прав.
Слайд 42Неизбежно
В настоящее время…
Большая часть образовательного контента отстает от создаваемых и используемых
технологий на 2-3 поколения.
по материалам Форума ЮНЕСКО, июль 2010 г.
Компьютер
Слайд 43Dynabook Алана Кея –
наша реальность
Слайд 44А.М. Кондаков, из выступления на Конгрессе учителей общественных дисциплин, 21 марта
2015 г., НИУ ВШЭ СПб
Слайд 45Если мы не используем современные технологии...
Слайд 46Образовательные технологии позволяют эффективно учить разных людей (на основе выделения целевых
групп)
В основе всех образовательных технологий - психологические аспекты работы с информацией, коммуникации и интеллектуальной деятельности в целом.
Сколько целевых групп обучающихся находится в аудитории?
Примеры выделения самых очевидных целевых групп:
по темпераменту;
по разнохронности;
по полу;
по ведущему каналу восприятия информации.
Слайд 47Новое - старое
Доверие, как основа обучения.
Основа для доверия - ваше доверие
своим ученикам.
Дискуссия - основа любого обучения.
Изобретать велосипед каждый раз заново с новой группой.
Надо обсуждать снова и снова и затем обязательно что-то создавать.
Обучение как коллаж, возможно, понятный многим или, наоборот, кому-то одному.
Посмотреть, как и какие учебные стратегии реализуются в обычных играх.
Вопрос: насколько процесс обучения должен быть структурирован и контролируем со стороны учителя?
Открытая классная комната, принцип openspace.
Все границы в нашей голове! Вопрос отказа от старых привычек состоит прежде всего от собственного решения. Полевые активности и носимые технологии.
Слайд 48http://www.centeroko.ru/public.htm
Слайд 49Абсолютная реальность
Дети учатся сами и помогают учиться другим... в Интернете!
Умеем ли
мы выстроить учебную ситуацию с артефактом? По следам МК...
Сайты Google для дистанционных курсов в школе: контроль и оценивание
Мастер-класс "Цифровые артефакты для организации учебной деятельности"
Сайты Google для дистанционных курсов в школе: публикация работ учащихся
Сайты Google для дистанционных курсов в школе: условия коммуникации и взаимодействия
Сайты Google для дистанционных курсов в школе: требования к инструментам и контенту
Как пятиклассники изучали цвета и формы своей школы
Путешествие Капитана Врунгеля на Google карте
Чимборасо по электронному учебнику
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Бумага или цифра?
Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста
Слайд 50Переход педагогической мысли на технологический уровень «…произведен в силу удивительной сложности
и тонкости человека как социально-психологического феномена. И нет иной причины. Если бы любое достижение культуры — будь это привычка мыть руки перед едой или теорема Пифагора, или же эстетическое правило композиционного центра - усваивалось человеком прямым порядком и заимствовалось бы личностным миром ребенка непосредственно и просто, то надобности в разработке тонких операционных воздействий не было бы ни в методике преподавания школьных дисциплин, ни в методике управления воспитательными учреждениями, ни в системологии воспитательного процесса, и даже дидактика обходилась бы прямыми указаниями на то, что следует сообщать и чему следует научить ребенка»
Щуркова Н.Е.
Слайд 51Уровни интеллектуальной инициативы (Холодная М.А., 2002)
Слайд 52Что дальше?
Стартовый интеллектуальный капитал
Личный интеллектуальный опыт
Уровень интеллектуальной воспитанности
Переход на новый уровень
интеллектуальной инициативы
Реализация функции проектирования процесса индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика и студента.
Слайд 53Ценности
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к
своему народу; Любовь к Санкт-Петербургу; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
Слайд 54Ценности
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость;
Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Слайд 57Поколение Y
1984-2010
Миллениум, или Y
Распад СССР, теракты и военные конфликты,
атипичная пневмония и т.д., развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет
Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение.
Слайд 58Сами о себе
Лень
В голове - каша
Отсутствие мотивации
Неумение общаться
Амбициозность
Инфантильность
Недостаток образования
Эгоизм
Талант
Слайд 62Причины учебных проблем
↓ учебная деятельность;
↓ воля;
↓ целеполагание.
А – социогенетический подход (человека
формирует среда)
Б – биогенетический подход (главное – природные задатки:
разнополушарность
разнотемпераментность
разнохронность
разнополость)
Слайд 63Образовательные технологии позволяют учить разных людей (на основе выделения целевых групп)
В
основе всех образовательных технологий - психологические аспекты работы с информацией, коммуникации и интеллектуальной деятельности в целом.
Сколько целевых групп обучающихся находится в аудитории?
Примеры выделения самых очевидных целевых групп:
по темпераменту;
по разнохронности;
по полу;
по ведущему каналу восприятия информации.
Слайд 64Темперамент
Сангвиники – люди с ассоциативными связями, быстрой реакцией, избалованы успехом, капризны.
Флегматик – усидчивый, ответственный, аккуратный – лучшие ученики в начальной школе. Старшая школа – школа избирательного интереса. Флегматик теряет интерес к обучению, так как не успевает все делать идеально.
Холерик - взрывной характер, неустойчивость.
Меланхолики –застенчивые дети. Отличаются пониженной самооценкой и завышенным эгоцентризмом.
Слайд 65Для работы
с жаворонками и совами:
При рождении: 60% людей - жаворонки.
После
окончания школы: 95%.
Не может учиться во 2 смену и трудно работает после 15.00.
При рождении: 40% сов.
После окончания школы: 5%
Сознание совы просыпается к 10-30;
13-00 низшая точка психо-эмоционального состояния;
14-00 – пикирующий спад;
21-00 – пик эмоционально-интеллектуального подъема;
до 2-00 может выполнять дом/зад.
Слайд 66Для работы
с девочками и мальчиками:
эмоционально окрашивать речь;
оперировать чувствами (понимать другого,
как себя);
преподавать, не завышая сложность, в медленном темпе;
организовать занятие в форме групповой беседы, обсуждения без споров.
преподавать быстро и на высоком уровне сложности;
использовать парадоксальные ходы (шли к одному, а продолжение парадоксально);
строить занятие как наглядно-практическое;
быть авторитарным .
Слайд 67Для работы
с девочками и мальчиками:
У девочек 13-14 лет – пик
восприятия, требуется постоянная оценка их успехов.
После 15 лет – оптимально повторение. Девочке нужно прослушать информацию не менее 3 раз, желательно в разных формах.
Старшая школа - это школа для мальчиков. Каждое новое повторение информации приводит к деградации. Усвоение знаний эффективнее всего происходит в соревновательном режиме, когда включены зрительные анализаторы и есть возможность практической деятельности.
Слайд 68Восприятие и обработка информации
Визуалы - с помощью зрения.
Аудиалы - через слуховой
канал.
Кинестетики - обоняние, осязание и др. и с помощью движений.
Дигиталы - через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Коммуникаторы - через общение (в т.ч., по почте, sms, в чатах и пр.).
Слайд 69Проблема: как диагностировать и что делать?
http://zerx.ru/31610-dozhivem-do-ponedelnika.html
00.42.14
Слайд 70Современная ситуация
http://www.newstube.ru/media/sovremennye-deti-razuchilis-schitat
Дети не умеют считать
http://www.newstube.ru/media/deti-mogut-razuchit-sya-chitat-pisat-i-govorit
Дети не умеют читать и говорить
Слайд 71Современная ситуация
«Они уверены, что мир был создан в минуту их рождения»
http://www.chaskor.ru/article/idealnyj_ovoshch_20493
"Идеальный
овощ"
Более 40% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в четыре с лишним раза, газет и журналов – в 3,6 раза.
Детские и юношеские библиотеки получают в год 1-2 новые книги на одного читателя.
Большинство граждан России отлучены или отлучили себя от книги и ограничены в возможностях получения информации.
Слайд 72Содержание (учебная информация) вне потребности ребенка не имеет для него никакого
значения...
Поэтому важно использовать:
1) аналитический характер преподнесения: критический, проблемный;
2) подчеркивание привлекательных сторон содержания: трудность, сложность (простота, доступность), новизна, открытие нового в давно известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, парадоксы;
3) задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
4) показ значимости знаний, умений;
5) межпредметные связи.
Слайд 73Что такое «неинтересно на уроке»? Это происходит, когда чувство выведено из-под
интеллекта...
Слайд 74А.М. Кондаков, из выступления на Конгрессе учителей общественных дисциплин, 21 марта
2015 г., НИУ ВШЭ СПб
Слайд 75Инициативная активность
(по М.Г. Ермолаевой)
Инициативная
активность возникает
там, где есть выбор:
-
целей
- содержания
- средств и способов деятельности
- предъявления (не предъявления) себя и своего результата
Слайд 76Важно!
Лево-правополушарность
Ведущий канал восприятия (аудиалы-визуалы-кинестетики)
Типы интеллектов
Стили мышления-обучения
Типы способностей человека
Слайд 77Таблица способностей К.Г.Юнга
(по М.Г. Ермолаевой)
Рациональные способности
интеллект, логика
ведущий мотив:
познание истины
Эмоциональные
способности
чувственная
сфера
ведущий мотив:
достижение
доброжелательной атмосферы и красоты
Деятельностные
способности
мелкая и крупная моторика
ведущий мотив:
Возможность движения,
практическая польза,
материальный результат
Интуитивные способности
интуиция, предчувствие,
предвидение
ведущий мотив:
самовыражение, прогнозы,
импровизация, творчество
Слайд 78Условия обучения учащихся
с разными способностями
(по М.Г. Ермолаевой)
с рациональными
:
- четкая структура учебной ситуации с ясными целями
- логичность учебного материала
- исследование причинно-следственных связей явлений
- есть возможность задавать вопросы
с эмоциональными :
- яркая, выразительная наглядность;
артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях
коллективная, групповая работа
много визуальной цветной информации
с деятельностными :
возможность двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики);
практические упражнения, лабораторные работы, действия с предметами: макетами, моделями и т.д.
связь с актуальными проблемами жизни
с интуитивными :
- возможность импровизации;
- много творческих, проблемных задач;
- свободная генерация своих идей;
- игровые формы обучения
Слайд 79Учебные стратегии
Разные учебные действия и алгоритмы, которые усвоил или выработал школьник,
образуют взаимосвязи и формируют устойчивые сочетания (комплексы действий), автоматически включающиеся при выполнении различных типов учебных задач.
Такие комплексы учебных действий, целенаправленно организуемых субъектом, принято обозначать как учебные стратегии. Они отражают специфику усвоения учебного содержания и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося, составляя операциональный репертуар опытного учащегося.
Костромина С.Н. http://ks-er.ru/psixologiya-i-pedagogika-semi/kostromina-s-n-semya-i-shkola-osnovy-socialnogo-partnerstva-chast-2/
Слайд 80Учебные стратегии
когнитивные стратегии, позволяющие усвоить учебную информацию, поскольку входящие в них
учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации:
а) стратегии повторения, обеспечивающие удержание информации в оперативной памяти, когда не требуется глубинная переработка изученного;
б) стратегии элаборации (от англ. elaboration – детализация, разработка, совершенствование) направленные на уточнение, разработку, совершенствование, переработку учебного содержание;
в) стратегии организации учебного материала, предполагающие трансформацию содержания в различные формы – схемы, таблицы, графики.
2) метакогнитивные стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью:
а) стратегии планирования;
б) стратегии наблюдения, отслеживающие качество усвоения учебного материала;
в) стратегии регуляции, связанные с внутренним и внешним управлением учебной деятельностью.
Слайд 81NEW!
Самостоятельная деятельность на основе развития учебных стратегий и создания учебных ситуаций.
На основе идей самостоятельной деятельности и выбора – структура урока.
Комфортно: ничего не угрожает, получается, интересно (есть элемент новизны).
Можно и нужно общаться, отстаивать свою точку зрения, убеждать. Выстраивание субъект-субъектных отношений.
Учитель – на втором плане, чем старше дети, тем меньше учителя на уроке и больше ученика. Учитель – интересный человек, открытый для общения, создающий позитивную атмосферу на уроке, хороший психолог, не боится разрушать стереотипы и экспериментировать (в хорошем смысле).
Технологическая основа оправдана и эффективна, включая ИКТ, образовательные технологии, технологии подготовки учителя к уроку.
Оценка: самооценка, формирующее оценивание и пр.
Отношение к образованию!
Слайд 82ФГОС
I. От реформы педагогического метода к реформе социальной организации жизни в
системе образования.
2. От диагностики отбора (селекции личностей по тем или иным наличным способностям) - к диагностике развития.
3. От адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков - к рождению образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
4. От технологии обучения по формуле «ответы без вопросов» - к жизненным задачам и познавательной мотивации ребенка.
5. От выученной беспомощности - к постановке сверхзадач.
Слайд 83Нарушения познавательной деятельности
http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200702006
Интересный материал Е. Меланченко о том, как работать с
проблемными детьми.
Слайд 84Постоянное включение новых факторов
Самооценка
В р е м я
1
2
Слайд 85Синдром
информационной усталости
Симптомы на ранней стадии:
забывчивость
головные боли
раздражительность
потеря концентрации
нарушение сна
постоянное тревожное
состояние
Симптомы при обострениях:
приступы необоснованной агрессии
нарушение пищеварения
повышение давления
проблемы с сердцем
Слайд 86Стиль отношений. Что выбрать?
Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию учения, мотив «избегания
неудач», не формирует естественных потребностей учиться.
Демократический стиль педагога способствует внутренней мотивации.
Либеральный (попустительский) стиль формирует мотив «надежды на успех», но не внутреннюю потребность учиться.
проявлять личное отношение к ученику, к классу, высказывать собственное мнение;
проявлять собственные качества личности: эрудиция, культура, деловые качества, не скрывать отношение к предмету и т.д.;
проявлять доверие к силам и возможностям учащихся;
организовать дружеские взаимоотношения в классе с помощью взаимопомощи, взаимопроверок, обмена мнениями.
Слайд 87Познавательный этап
ситуации интеллектуального характера (поиска), игрового (соревнования) и эмоционального (успеха, увлеченности).
Известно, что групповая форма учебной работы создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в работу даже пассивных, слабомотивированных детей.
Слайд 88Рефлексивно-оценочный этап
Оценка не должна стать самоцелью для учащихся, иначе возможен сдвиг
учебной мотивации с самого процесса познания на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно обучения, к деформации развития личности ученика.
В создании устойчивых мотивов к познанию участвует не вся пятибалльная шкала, а только »2» и «5». При этом работают два психологических механизма: страх перед «неудом» и вдохновение от полученной «пятерки». Исторически двойка и пятерка заменили собой редкую в 15-17 веках похвалу и обязательные розги. Но главное, что страх оказывается сильнее вдохновения хотя бы потому, что страх наступает перед познавательным актом (скажем, ответом у доски), а вдохновение - после.
Психология определяет это как приоритет мотива «избегания неудач» перед «мотивом достижения». В результате боязнь неправильного ответа оказывается скорее побудителем пассивности, чем активности.
Выход: формирующее оценивание, балльно-рейтинговая система...
Слайд 90http://www.fgos-spb.http://www.fgos-spb.ru
Слайд 92Литература
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.
Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс,1999.
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. – СПб: КАРО, 2008.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей, классных руководителей… Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – М.: Пед. общество России, 2011.
Культура современного урока. /Под редакцией Н.Е.Щурковой. – М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.
Яновицкая Е.В. Как учить и учиться на уроке. – М.: Школьные технологии, 2009.
Слайд 93Психологические проблемы учителей
Понятие «выгорание» появилось в психологической литературе в 1974 году.
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые работают в системе «человек-человек», интенсивно и тесно общаются с клиентами (пациентами) в эмоционально «нагруженной» атмосфере при оказании профессиональной помощи (книга «Выгорание: высокая цена высоких достижений».
В 80-е годы выгорание исследовали Кристина Маслач и Макс Лейтер.
Выгорание – хронический стресс, истощение энергии, цинизм и снижение профессиональной эффективности.
Слайд 94Причины:
Особенности деятельности педагогического работника, создающие условия для развития стресса:
высокий уровень
неопределенности,
ответственность за принимаемые решения,
невозможность выполнить работу качественно,
очень большой объем работы,
ситуационность деятельности («здесь и сейчас»),
необходимость одновременного выполнения нескольких
видов работ.
большой педагогический стаж не является обязательным фактором в возникновении синдрома профессионального выгорания (Шингаев, 2010)
Слайд 95Профессиональное
выгорание включает:
Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
Деперсонализацию
(деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим).
Редукцию личных достижений (тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). (По К. Маслач).
Слайд 96Диагностика. Источник
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин
Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.360-362/
http://vsetesti.ru/174/
Слайд 97Боремся со стрессом
http://www.vitadens.ru/kopilka/snimaem-stress-pryamo-v-ofise.html
http://www.aif.ru/health/life/22985
http://psyfactor.org/uspeh.htm
http://strana-sovetov.com/career/3493-professional-burnout.html
Слайд 98Симптомы выгорания
в организации
Высокая текучесть кадров.
Регулярное снижение вовлеченности сотрудников в работу.
Поиск
виновных (козлов отпущения), моббинг.
Существование враждующих группировок.
Открытое недовольство действиями руководства компании.
Прогрессирующее критическое отношение к сотрудникам.
Безынициативность.
Рост чувства неудовлетворенности работой.
Критическое отношение к роли и функциям отдела и всей организации
Слайд 99Как предотвратить
выгорание в организации 1.
Рабочая нагрузка. Объем работы, выполняемый работником,
не должен превышать нормальных человеческих возможностей, другими словами, он не должен способствовать тому, чтобы человек становился трудоголиком. Рабочая нагрузка должна способствовать профессиональному развитию человека.
Коллектив (сообщество). Компания должна обеспечить высокое качество социальной среды в организации. Там, где царят сотрудничество, взаимопомощь, положительные эмоции, работники показывают высокие результаты работы.
Слайд 100Как предотвратить
выгорание в организации 2.
Контроль. Хорошие результаты достигаются тогда, когда
работник может проявить самостоятельность в работе и почувствовать ответственность за результат. При этом руководство не бросает его на произвол судьбы, а в разумной степени контролирует его работу.
Признание (вознаграждение). Человек должен получать как финансовое, так и социальное вознаграждение за хорошо выполненную работу. В компании должна быть создана прозрачная система вознаграждения
и признания заслуг.
Слайд 101Как предотвратить
выгорание в организации 3.
Ценности. Необходимо сделать так, чтобы личные
ценности работника совпадали с корпоративными ценностями. Работник должен понимать, что его проблемы имеют значение для компании и она готова ему помочь. В свою очередь и у него возникает мотивация потрудиться не ее благо.
Справедливость. Не должно быть двойных стандартов по отношению к работникам организации независимо от их положения в ней. Справедливость способствует возникновению чувства уважения работника к самому себе и к руководству организации.
Слайд 102Ресурсы
1. Кристина Маслач, Майкл Лейтер «Правда о выгорании».
2. Интервью с
Майклом Лейтером http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=174
3. Демьянчук Р.В. «Как не сгореть за учительским столом».
4. Ссылка на подборку книг по теме:
http://www.ipkpro.ru/library/exhibitions/sindrom.php
Слайд 103Качества личности,
способствующие (препятствующие) достижению успеха
Интернальность
Средний или высокий уровень потребностей
Умеренная личностная
тревожность
Адекватная самооценка
Доброта, гуманизма, справедливость, сострадание
Социальный оптимизм
Экстернальность
Низкий уровень потребностей
Низкая или высокая личностная тревожность
Завышенная или заниженная самооценка
Эгоизм, подозрительность, закрытость, ориентация на себя
Социальный пессимизм
Слайд 105Источники:
А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин, образование как расширение возможностей развития
личности. Интернет-ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921006.htm
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: 2002.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926.
Козлов Н.И. Простая правильная жизнь. Иллюстрации И. Чекмаревой. Интернет-ресурс: http://traum.Bkload.Com/205096/prostaya_pravilnaya_zhizn/read#book_data
Тарасевич Г. Школа завтра не нужна. http://expert.ru/russian_reporter/2013/34/shkola-zavtra-nenuzhna/?n=172