Психолого-педагогические аспекты сопровождения замещающих семей презентация

Содержание

Сопровождение Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение,

Слайд 1Психолого-педагогические аспекты сопровождения замещающих семей Крылова Е.Л., педагог-психолог


Слайд 2Сопровождение
Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям,
как содействие,


совместное передвижение,
помощь одного человека другому в преодолении трудностей.
«Сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В самом общем значении сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ушакова

Слайд 3 В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий

и путь, который они проходят вместе

Путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта... В нашем случае «путник» - это приемная семья, с которой мы работаем.
Ситуация обращения к специалисту за помощью — это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения.
Сопровождающий (психолог)— это человек, который лишь временно находится рядом с путником.
Путь (период пребывания ребенка в приёмной семьи: решение, возникающих проблем), — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление.


Слайд 4Направления
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей включает в себя следующие направления:
а) психолого-педагогическое просвещение

как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;
б) гармонизация детско-родительских отношений; в) гармонизация супружеских отношений;
г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей.

Слайд 5Этапы:
Этапами реализации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей являются:
1) диагностический;
2) поисковый;


3) договорный;
4) деятельностный;
5) рефлексивный.

Слайд 6Модель диагностики семьи с приемным ребенком.
Семья в контексте социальных связей.
Проблемы в

семье.
Индивидуальные проблемы членов семьи.
Критерии эффективности профессиональной семейной заботы.


Слайд 7 Изучение проблем развития в когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспекте и межличностном взаимодействии

в семье:

Методики:
1) Цветовой тест отношений Люшера.
2)«Шкала тревожности».
3) Методика «Самооценка», методика Дембо-Рубинштейна.
4) Методика «Рисунок семьи».
5) Методика «Семейная социограмма».
6) Тест Розенцвейга.
7) Методика «Несуществующее животное».
8) Методика «Дом.Дерево.Человек».
9) Методика Климова «ДДО».
10) Методика «Акцентуация характера».
11) Методика диагностики
межличностных отношений («Социометрия»).


Слайд 8
Изучение биологических нарушений.
Основным диагностическим методом является изучение амбулаторных карт детей.


Слайд 9
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три

основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Для осмысления динамики процесса можно воспользоваться введенным нами ранее сравнением психологического сопровождения с путешествием.
При первой встрече со специалистом приемная семья (родители или приемный ребенок) испытывает жизненные затруднения и нуждается в помощи со стороны. В запросе или жалобе, как правило, звучит просьба избавить его от трудностей, помочь выйти из создавшейся ситуации, при которой невозможно удовлетворить свои основные жизненные потребности. Поэтому на данном этапе клиента можно рассматривать скорее как «беглеца», а не «путника».
В процессе сопровождения специалист должен помочь приемной семье («путнику») в решении следующих основных задач:
1) определить «место», на котором в момент обращения находится приемная семья («беглец»), выявить, в чем состоит проблема, каковы сущность и причины жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика;
2) превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации;
3) помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

Слайд 10
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и

(или) семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Слайд 11Критерии эффективности профессиональной семейной заботы
Факторы, оказывающие влияние на эффектитвность профессиональной семейной

заботы:
Ресурсы семьи;
Модели, формирующиеся на новом уровне развития семьи в процессе ее функционирования в качестве замещающей;
Индивидуальные (интрапсихические) проблемы детей-сирот;
Возможность сформировать у приемных детей «двойную идентичность».


Слайд 12Критерии эффективности профессиональной семейной заботы (индивидуальный уровень)
На эффективность профессиональной замещающей заботы

влияет выраженная положительная динамика таких показателей развития детей-сирот, как:
1)Оценка субъективного эмоционального благополучия.
Методика: «Опросник детской депрессии»
2)Выбор положительных ролей в школе и семье.
Методика: Анкета «Семейные роли».
3)Возникновение развернутой временной перспективы с положительно-окрашенным будущим.
Методика : ЦТО.
4)Включение членов замещающей семьи в образ идеальной семьи.
Методика: «Системный семейный тест»


Слайд 13
Модель психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи направлена на предотвращение семейного неблагополучия и

преодоление трудностей воспитания в замещающей семье, а квалифицированная психологическая помощь позволяет семьям научиться избегать серьезных внутрисемейных конфликтов, которые приводят к кризису семьи, и самостоятельно находить решения и выходы из трудных ситуаций.

Слайд 14
Спасибо за внимание
Надеемся на сотрудничество!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика