Психология зрелых возрастов. Определение хронологических границ презентация

Список литературы: Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1972. Ежов И. В. Духовное самосознание человека как осознание духовной природы // Известия Тульского государственного университета. – Тула, 2001. –

Слайд 1Психология зрелых возрастов
Цель лекции: обеспечить формирование системы знаний у студентов об

особенностях психологии зрелых возрастов в рамках учебной дисциплины «Возрастная психология и психология развития»

Задачи лекции: формирование представлений у студентов о хронологических границах зрелых возрастов, а также ознакомление с особенностями понятий ранней, средней и поздней зрелости.

План лекции:
1.Определение хронологических границ.
2. Ранняя зрелость.
3. Средняя зрелость.
4. Поздняя зрелость.


Слайд 2 Список литературы:
Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1972.

Ежов И. В. Духовное

самосознание человека как осознание духовной природы // Известия Тульского государственного университета. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 24–43.

Калашникова И. Н. Смысложизненные ориентации в возрасте ранней зрелости // Возрастная, педагoгическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. научн. тр. – Мн.: Карандашев, 2000. – Вып. 2. – С. 75–80.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 647– 895.

Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1990. – 157 с.


Слайд 3Определение хронологических границ
По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом

в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 периода.
Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин
Второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. 
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя:
раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет),
среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет),
позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Слайд 4Определение хронологических границ
Критерий достижения взрослости – это способность

принимать ответственность за свои поступки, сопереживать другим людям, справляться с фрустрацией и принимать свою социальную роль.

Гетерохронность зрелости

3 стадии: Ранняя взрослость от 20 до 40 Средняя взрослость от 40 до 60 Поздняя взрослость от 60 и старше



Слайд 5Ранняя взрослость
Новообразования (Ю. Н. Карандашев) :
притязания на овладение специальностью (20-24

года);
притязания на овладение профессией (24-28 лет).
В период ранней взрослости:
строится собственный образ жизни ,
происходит усвоение профессиональных ролей ,
происходит включение во все виды социальной активности ,
в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.


Слайд 6Ранняя взрослость
Э. Эриксон.
Важнейшая задача, встающая перед человеком в

юности и ранней взрослости, - установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности.
Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: как индивидуума, как члена семьи и как работника.
Главным событием взрослости является достижение генеративности.

Слайд 7Ранняя взрослость
Задачи ранней взрослости (Р. Хевигхерст)
выбор супруга (и);
подготовка к

супружеской жизни;
создание семьи;
воспитание детей;
ведение домашнего хозяйства;
начало профессиональной деятельности;
принятие гражданской ответственности;
нахождение конгениальной социальной группы.


Слайд 8Средняя взрослость
Новообразования (Ю. Н. Карандашев):
притязания на овладение социальной ролью (28-30

лет);
притязания на овладение социальным статусом (32-34 года).

Главная дилемма развития у взрослого человека средних лет в соответствии с точкой зрения Э. Эриксона - это дилемма неуспокоенности (генеративность) . Неуспокоенность, понятие близкое самоактуализации, которую А. Маслоу определяет как стремление стать как можно лучше.



Слайд 9Средняя взрослость
Задачи средней взрослости (Р. Хевигхерст):
достижение гражданской

и социальной ответственности;
достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;
выбор подходящих способов проведения досуга;
помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;
усиление личностного аспекта супружеских отношений;
принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;
приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Среди специфических жизненных задач взрослой жизни, Р. Пэк выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты развития взрослого человека в среднем возрасте:
По мере убывания жизненных сил и ослабления здоровья переключение большей части своей энергии на умственную деятельность, вместо физической. Р. Пэк называет эту корректировку признанием ценности мудрости против признания ценности физических сил.


Слайд 10Средняя взрослость
Характеристики кризиса середины жизни:
убывание физических сил и

привлекательности;
осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования;
«социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.

В период кризиса середины жизни,
с одной стороны, происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим,
с другой стороны, появляются новые возможности последовать за личными мечтами и выбрать новое направление приложению собственных усилий.


Слайд 11Средняя взрослость
Переменные, влияющие на кризис :
1) оценка (ценность);
2) временная

ориентация;
3) способы преодоления;
4) базовая структура личности .


Слайд 12Поздняя взрослость
Новообразования (Карандашев) :
притязания на завершенность жизненных планов (36-40

лет);
притязания на расширение жизненных планов (40-44 года).


Слайд 13Поздняя взрослость
Задачи пожилого возраста (Р. Хевигхерст):
приспособление к убыванию

физических сил и ухудшению здоровья;
приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов;
приспособление к смерти супруга (и);
установление прочных связей со своей возрастной группой;
выполнение социальных и гражданских обязательств;
обеспечение удовлетворительных жизненных условий

Слайд 14Поздняя взрослость

Четыре стадии ухода жизни (Е. М. Пэттисон ):
социальная

смерть;
психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца;
мозговая смерть;
физиологическая смерть.


Слайд 15
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика