Психология педагогического общения презентация

Содержание

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ИМЕЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕННОЕ НА СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА, НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ОПТИМИЗАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

Слайд 1Лектор: к.психол.н., доцент
Минина Анна Анатольевна
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 2ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ИМЕЮЩЕЕ

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕННОЕ НА СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА, НА
ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
ОПТИМИЗАЦИЮ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И
УЧАЩИМИСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ


Слайд 3ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 5ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ


Слайд 6РЕПЕРТУАР ВОЗДЕЙСТВИЙ






НАИБОЛЕЕ ЧАСТО «ХОРОШИЕ» УЧИТЕЛЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ИНСТРУКЦИИ, ПОВЫШЕНИЕ ИНТОНАЦИИ, НАЗЫВАНИЕ

ФАМИЛИИ, ПООЩРЕНИЕ, ЮМОР;
«ПЛОХИЕ» – НАЗЫВАНИЕ ФАМИЛИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТОНАЦИИ, ОЧЕНЬ РЕДКО: ИНСТРУКЦИЯ, ПООЩРЕНИЕ, ЮМОР

Слайд 7НАПРАВЛЕНО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ:
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ОПОРОЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

И ПОЗИТИВЫХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ
ЗАМЕЧАТЬ И ПООЩРЯТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
РАЗВИВАТЬ ИХ В СОБСТВЕННОЙ МАНЕРЕ ОБЩЕНИЯ
ПЕРЕХОД ОТ НЕПРЕДНАМЕРЕННОГО К ПРЕДНАМЕРЕННОМУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ, Т.Е.Е РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ПЕДАГОГОМ СВОИХ ПОСТУПКОВ И СУЖДЕНИЙ КАК АКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ЭФФЕКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ


Слайд 8ОБШИРНЫЙ АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, МНОЖЕСТВО СИНОНИМОВ, ОБРАЗНОСТЬ ЯЗЫКА, РАЗГОВОР НА УРОВНЕ

ПАРТНЁРА ИЛИ ЧУТЬ ВЫШЕ
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ ПАРТНЁРА И СВОИ В ДИАЛОГЕ
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: ДИКЦИЯ И ГРОМКОСТЬ, ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТНЫМИ СЛОВАМИ, ОПТИМАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, АДЕКВАТНАЯ МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ, ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ + ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И КОРРЕКЦИЯ, ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
ЗНАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЕЁ ПЕРЕДАЧЕ

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 9ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ


Слайд 10ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 11СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕД. ОБЩЕНИЯ


Слайд 12ЛИЧНОСТНЫЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 13НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 14ПЕРВЫЙ ТИП – ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВОЙ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭТОГО ТИПА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО ОЦЕНИВАЮТ УЧАЩИХСЯ: У

НИХ МЕНЕЕ, ЧЕМ У ДРУГИХ УЧИТЕЛЕЙ, ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА ОТ ЕГО ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ И УСПЕВАЕМОСТИ.

ВТОРОЙ ТИП – ИЗБИРАТЕЛЬНО-ДЕЛОВОЙ. ДЛЯ ЛИЦ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ЭТОМУ ТИПУ, ХАРАКТЕРНА БОЛЕЕ ПОЛНАЯ ОЦЕНКА КРАЙНИХ ПОЛЮСОВ СВОИХ ОТНОШЕНИЙ К «ЛУЧШИМ» И «ТРУДНЫМ» УЧЕНИКАМ (С ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ). ПРИ ЭТОМ ОЦЕНКИ «ЛУЧШИМ» ЗАВЫШАЮТСЯ, А ОЦЕНКИ «ТРУДНЫМ» ЗАНИЖАЮТСЯ. ОСТАЛЬНЫЕ УЧЕНИКИ, А ИХ БОЛЬШИНСТВО, ВЫПАДАЮТ ИЗ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.

ТРЕТИЙ ТИП – ФОРМАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ. ДАННЫЙ ТИП УЧИТЕЛЕЙ ОЦЕНИВАЕТ ОТНОШЕНИЕ К ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕНИКАМ НА ОСНОВАНИИ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЕ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП – ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «СИМБИОЗ» ПРЕДЫДУЩИХ. ОН ВЫДЕЛЯЕТ «ЛУЧШИХ» И «ТРУДНЫХ», СТРОЯ С НИМИ ОТНОШЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВОМ УРОВНЕ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ОТНОШЕНИЯ К ОСТАЛЬНЫМ УЧЕНИКАМ НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ И ОСТАЮТСЯ ФОРМАЛЬНО-ДЕЛОВЫМИ.

ПЯТЫЙ ТИП – ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ДИФФУЗНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ С УЧАЩИМИСЯ, ЧТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК С ОТДЕЛЬНЫМИ УЧЕНИКАМИ, ТАК И С ГРУППОЙ.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ (В.И. КАРИКАШ)


Слайд 15Б. П. Ковалев
1-Я ГРУППА – САМООЦЕНКА СООТВЕТСТВУЕТ ОЦЕНКЕ ИХ УЧАЩИМИСЯ,

ХАРАКТЕРЕН ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ;

2-Я ГРУППА – ПРАВИЛЬНО ПРОГНОЗИРУЕТ СВОЮ ОЦЕНКУ, НО САМООЦЕНКА НЕАДЕКВАТНА, ХАРАКТЕРНА АВТОРИТАРНОСТЬ В ОБЩЕНИИ;

3-Я ГРУППА – АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА И НЕАДЕКВАТНЫЙ ПРОГНОЗ, В ОТНОШЕНИЯХ ХАРАКТЕРНА ЛИБЕРАЛЬНОСТЬ; ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ;

4-Я ГРУППА – НИЗКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И САМООЦЕНКИ, ТАКИЕ УЧИТЕЛЯ СТРЕМЯТСЯ УЗНАТЬ МНЕНИЕ О СЕБЕ У УЧАЩИХСЯ, НО НЕ УМЕЮТ ОБЩАТЬСЯ, ОТСЮДА ЧАСТЫ КОНФЛИКТЫ. ХАРАКТЕРЕН АВТОРИТАРНЫЙ ИЛИ СИТУАТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ;

5-Я ГРУППА – ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ МНЕНИЮ О НИХ УЧАЩИХСЯ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ НАИБОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ.

ТИПЫ ПЕДАГОГОВ ПО СООТНОШЕНИЮ САМООЦЕНОК И ОЦЕНОК УЧАЩИМИСЯ


Слайд 16НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Слайд 17КЛАСС КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ШКОЛЬНИКОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В ДАННОМ СОСТАВЕ ДЛЯ

СОВМЕСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ИМЕЕТ СВОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ: ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА, АССОЦИАЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ, КОРПОРАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВ (СПЛОЧЕННОСТЬ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО)
ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ – СОВМЕСТНАЯ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМАЯ / ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОСТОИТ ИЗ МИКРОГРУПП, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ИЛИ НЕТ
ИМЕЕТ СВОЙ УРОВЕНЬ СОВПАДЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУР КЛАССА
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: ОТ АКТИВНЫХ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ ДО АСОЦИАЛЬНЫХ


Слайд 18ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ПРИНЯТИЕ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРИ ОЦЕНКЕ УСПЕХОВ И НЕДОСТАТКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ КО

ВСЕМ
ЭРУДИРОВАННОСТЬ И ШИРОТА КРУГОЗОРА
УМЕНИЕ ОПИРАТЬСЯ НА РЕАЛЬНЫЙ АКТИВ КЛАССА, УЧЁТ НЕФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ:
ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ
ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ = СПРАВЕДЛИВОСТЬ + ПРАВДИВОСТЬ + БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПОЗИТИВ

ЛОЖНЫЙ АВТОРИТЕТ: АДМИНИСТРАТОР, ПАНИБРАТСТВО, ОПЕКУН, АКТЁР

СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ С КЛАССОМ, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА


Слайд 19ПОЗИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ВОКРУГ ЛИДЕРА–ОТЛИЧНИКА-АКТИВИСТА – РЕАЛЬНЫЙ АКТИВ
ОСОБЫЕ ГРУППЫ: ПАРЫ-ТРОЙКИ, ВЛЮБЛЁННЫЕ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЗАИМНЫЕ СИМПАТИИ

ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОРУЧЕНИЙ, ЗАДАНИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОПОМОЩИ И КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ
НЕГАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
АСОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ
НАРКОМАНЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ СВЕРСТНИКАМИ, ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ЛИДЕРА, ОПОРА НА НЕФОРАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ, ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ, ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОСОЦИАЛЬНУЮ РЕФЕРЕНТНУЮ ГРУППУ, ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОГО ПРИТЯГАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

МИКРОГРУППЫ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика